Однако при этом почти полностью атрофировалась система довузовской профессиональной подготовки учащихся. Теперь абитуриенты выбирают будущую профессию не по зову сердца, а по воле случая. Идут, как правило, не туда, куда мечтали, а куда возьмут. Такое мнение высказал на днях проректор одного из столичных университетов Александр Ледяев. Университеты не могут объективно оценить, обладает ли абитуриент необходимыми для той или иной профессии качествами. В приёмную поступают только анкета и полученные за ЕГЭ баллы.
Проректор считает, что нужно возродить работу по профессиональной ориентации старших школьников на базе университетов, тем более, что во многих из них накоплен достаточный опыт в данной сфере. Ледяев также считает, что опрометчиво возлагать на семнадцатилетних юношей и девушек обязанность выбора будущей профессии. В Европе, например, большинство университетов принимает студентов только с двадцати лет. Возможным выходом мог бы стать двенадцатый год обучения, в ходе которого также может проводиться профориентационная работа.