Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по дошкольной педагогике > Развитие воображения старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Развитие воображения старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Тема дипломной работы: Развитие воображения старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

1200 ₽
Купить за 1200 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Дошкольная педагогика, Другие специализации
Год сдачи: 2018
Количество страниц: 90
Оценка: 5
Дата публикации: 29.07.2019
Количество просмотров: 308
Рейтинг работы:
Описание работы

Тема выпускной квалификационной работы:

Развитие воображения старших дошкольников в сюжетно-ролевой
игре

Оглавление

Введение
…………………………………………..................................................... 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития воображения
дошкольников

 средствами сюжетно-ролевых
игр ………………………………………………...6

1.1. Понятие о воображении и его особенностях у детей
дошкольного

Возраста………………………………………………………………………………6

1.2. Формы и методы развития воображения у детей дошкольного

возраста ......................................................................................................................17

1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у

 детей старшего
дошкольного возраста …………………………………………..28

Выводы по первой главе …………………………………………………………..41

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
воображения  

у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр
…………………..42

2.1. Выявление уровня развития воображения у детей старшего

дошкольного возраста …………………………………………………………….42

2.2. Организация работы по развитию воображения старших

дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр ………………………………55

2.3. Анализ результатов исследования на контрольном этапе
………………….69

Выводы по второй главе …………………………………………………………..80

Заключение …………………………………………………………………………81

Список литературы ………………………………………………………………...84

Приложение ………………………………………………………………………..90

Введение

Игра, это не только естественное
состояние дошкольника. Это основная движущая сила в развитии психических процессов,
одним из которых является воображение ребенка, которое в дошкольном возрасте
зарождается, получает развитие, изменяется и усложняется.

Темой формирования и развития
воображения занимались М. И.
Лисина, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже [16, 7, 46]. Игрой, как отдельным видом
деятельности дошкольников занимались многие ученые. Отечественные ученые А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А.
Венгер, А. П. Усова [16, 29, 55, 5, 53, 31]и др. рассматривают
игру, как имеющую большое
значение деятельность в развитии дошкольников, которая способствует развитию
действий в представлении, ориентации в межличностных отношениях, первоначальным
навыкам кооперации. Происхождение и функционирование воображения детерминировано
развивающейся деятельностью ребенка - дошкольника, и прежде всего игровой.

Учеными педагогами и психологами,
указывается, что в детских воспитательных учреждениях игра часто отходит на
задний план, не достигая нужного уровня. Она либо пускается на самотек, либо
регламентируется жесткими рамками. На это указывают Т.
А. Маркова, Н. Я. Михайленко и др.[30,35].

Большое количество
занятий, развивающих программ, конкурсов вытесняют свободную сюжетно-ролевую
игру из повседневной жизни дошкольников, хотя именно она способствует повышению
степени
формирования продуктивного воображения в дошкольном возрасте.

        
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования (ФГОС ДО) указано, что игровая деятельность является одним из путей
реализации программы дошкольного образования, указано на сюжетно-ролевую игру,
как один из её видов (пункт 2.7). В стандарте прописаны
целевые ориентиры на
этапе завершения дошкольного образования, одним из которых является развитое
воображение, которое реализуется в деятельности, и прежде всего в игре. Ребенок
должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную
ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам (пункт 4.6).

При исследовании была
сформулирована проблема, какие педагогические аспекты и условия развития
воображения максимально эффективны у детей дошкольного возраста. Родители и
педагоги стремятся развивать интеллект ребенка, готовя его к школе, проводя
множество развивающих занятий, на которых ребенок получает большие объемы
информации с преобладанием элементов обучения. При этом практически отсутствуют
игровые действия, побуждающие воображение, творчество. У дошкольников
появляется преждевременная психологическая усталость, надорванность психики уже
в детском саду, теряется интерес, мотивация к обучению в школе.

Перед школой ставятся задачи развивать у школьников ключевые
компетенции, такие как креативность, способность к созиданию, самостоятельной
деятельности, самообучению. Возникает противоречие между существующими
теоретическими работами по развитию воображения у дошкольников и недостаточным
использованием их в практике детского сада.

Разрешение данного противоречия
обусловило выбор темы исследования:

«Развитие воображения старших дошкольников в
сюжетно-ролевой игре».

Цель
исследования
: выявить возможности развития
воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр
и экспериментально проверить их эффективность.

Объект
исследования
: воображение старших
дошкольников.

Предмет
исследования
: развитие воображения
старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

Гипотеза исследования: Развитие воображения будет проходить эффективнее если в сюжетно-ролевых
играх формировать умение творчески развивать сюжет игры с использованием приема
сюжетосложения, необогащенной игровой среды, сотворчества со взрослым.

Задачи исследования:

1.               
Проанализировать научную литературу по
проблеме исследования.

2.               
Изучить уровни развития воображения с
использованием специальных диагностических методик.

3.               
Разработать комплекс по развитию
воображения дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр и экспериментально
проверить его эффективность.

Теоретико-методологическая основа исследования:

ученые Л.С.
Выготский, О.М. Дьяченко, А.Г. Маклаков и др.. - определены сущность,
особенности процесса воображения:

М. И. Лисина, Л. С. Выготский, А.
Жатсель[16, 7, 18] - рассмотрена тема формирования и развития воображения ;

А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д.
Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова А. Г. Маклаков[16, 29, 55, 5, 53, 31] ,
П. И. Пидкасистый [37] и др. рассмотрена  игра, как деятельность развивающая воображение
дошкольников;

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение,
педагогический эксперимент, математическая обработка результатов исследования.

База
исследования: МБДОУ Д/с № 16
«Вдохновение» г. Юрга, Кемеровской области с детьми
старшей группы. Состав группы: детей всего 24 человека, из них 8 девочек, 14
мальчиков. Возраст воспитанников эксперимента от 5 до 6 лет.

Практическая значимость исследования: Разработан комплекс сюжетно-ролевых игр, составлены конспекты
занятий, которые могут быть использованы воспитателями в качестве
методического
материала при работе
с дошкольниками в ДОУ.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (56 источников) и приложений. 

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Глава I. Теоретические аспекты развития воображения дошкольни-ков средствами сюжетно-ролевых игр
1.1. Понятие о воображении и его особенностях у детей до-школьного возраста

Человеческая психика имеет множество способностей, одним из них яв-ляется воображение. Это происходящий в психике процесс, посредством которого субъект творит новые образы сам, существующие реально, но свидетелем, которых он не был, или придуманные, которые еще не существовали, но они могут возникнуть, или те, которые совсем не произойдут. Возникающие в ходе действия воображения результаты могут быть своеобразными и иметь особую ценность.
Л. С. Выготский говорил, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений»[7]. Он мыслил, что «привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением»[7].
И. В. Дубровина утверждает, что «воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы» [11] .
Для развертывания воображения нужны впечатления, которые люди получают в процессе жизни и удерживают их в памяти и чем больше знания, богаче опыт, интереснее впечатления, тем развитее воображение.
У детей воображение присутствует при любой деятельности, во всякой форме поведения. В дошкольном возрасте и вообще в детстве воображение работает по иному, не так, как у взрослых, так как те и другие имеют различные интересы.

Купить за 1200 ₽