Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по дошкольной педагогике > Современные формы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Современные формы патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста

Тема дипломной работы: Современные формы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

1200 ₽
Купить за 1200 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Дошкольная педагогика, Педагогика
Год сдачи: 2017
Количество страниц: 79
Оценка: 5
Дата публикации: 19.09.2017
Количество просмотров: 564
Рейтинг работы:
Описание работы

Введение. 3

1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников........7

1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания…………..…7

1.2. Дошкольный возраст как сенситивный период формирования патриотических качеств растущей личности. …………………………………..14

1.3. Специфика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста  …………………………………………………………...23

Выводы по первой главе……………………………………………..…...33

2. Экспериментальное исследование по формированию патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………….……..35

2.1. Диагностика патриотических качеств у дошкольников на этапе констатирующего эксперимента. ………………………………………………35

2.2. Система мероприятий по формированию патриотических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста…………………………....46

2.3. Оценка эффективности мероприятий по формированию патриотических качеств у дошкольников……………………………………...52

Выводы по второй главе………………………………………………….60

Заключение………………………………………………………..………61

Список использованных источников и литературы………………...….64

Приложение……………………………………………………….………70

Актуальность темы исследования

В современных социально-экономических условиях развития общества роль и значение патриотического воспитания молодежи актуализируется, что нашло отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» [49], в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2020 годы» [13].

Анализ теории и практики

Работы ДОУ по патриотическому воспитанию позволил выявить противоречие между высокой актуальностью патриотического воспитания детей в современных условиях, необходимостью их подготовки к защите Отечества и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике; государственным заказом на формирование личности патриота и гражданина и отсутствием возможности проявить свою гражданскую позицию в условиях обучения и воспитания в ДОУ. Эти противоречия и обусловили тему исследования: «Современные формы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников

1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания

Анализ историко-культурных, философско-социологических и психолого-педагогических исследований показал, что возникновение патриотического воспитания как социальной функции и психолого-педагогического явления сопряжено с отражением конкретно-исторических идей той или иной эпохи, общественно-экономической формации.
Как отмечает Ю. В. Харланова, патриотическое воспитание берет начало еще с первобытного общества. Оно заключалось в сохранении своего племени от натиска врагов, в сохранении племенных традиций, передаче опыта в овладении оружиями [51]. В средние века, с точки зрения Н. А. Савотиной, государство преследовало задачу готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных [43]. В. А. Стрельников в своем исследовании показал, что основной задачей воспитания в восемнадцатом веке считается формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество [45].
По данным Т. П. Черединовой, во второй половине 19 века отмена крепостного права (1861) дала большую свободу для развития новых направлений как воспитания в целом, так и воспитания патриотизма. Подчеркивалось, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине [53].
Именно в двадцатом веке идея патриотического воспитания стала главной целью государства. Этому способствовали такие события как революция, Великая Отечественная война. Как отмечает В. А. Стрельников, уже тогда дети и молодежь активно участвовали в помощи своей стране, помогали солдатам, состояли в партизанских отрядах [45].
В послевоенные годы стало создаваться множество патриотических организаций, где детей приобщали к труду, активному участию в жизни общества, учили быть полезным для него, интересоваться ситуацией в стране. Большую роль в деле развития политической активности и общественно-политическом воспитании учащихся играла пионерская организация. В России в начале XX в. действовало еще одно движение – скаутское, которое объединяло детей меньшего возраста и также занималось патриотическим воспитанием, развитием спорта, привитием навыков, необходимых в жизни [33].
В энциклопедическом словаре дается следующее значение этого термина: «Патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели» [16, с. 73].
Л. В. Кокуева дает понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:
1. Главный из них – наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.
2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства.
3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашивания и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников.
4. Патриотизм включает: чувство привязанности к местам, где родился и вырос; уважительное отношение к родному краю; гордость за достижения страны; стремление использовать свой труд, силы и дело во благо Родины; критическое отношение к нации, к недостаткам, стремление их исправить; проявление заботы о стране, в которой живешь; склонность к компромиссу, сотрудничеству [25, с. 1-3].
Исторический опыт свидетельствует, что действенность и эффективность работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи напрямую зависит от внимания к этому вопросу государственных органов, состояния и развития учебно-материальной базы, наличия подготовленных кадров воспитателей, поддержки средств массовой информации, инициативы и активности руководителей различного уровня на местах. Использование богатого исторического отечественного опыта этой работы в современных условиях позволит успешно выполнить государственную программу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2006-2020 гг.
Н. П. Мехтиева констатирует общий недостаток внимания исследователей к проблематике патриотизма и гражданственности и связанную с этим острую актуальность этих проблем для российской социальной науки, тем более что реформирование общества внесло много новых моментов в понимание и ощущение патриотизма россиянами, но эти изменения пока не получили должной рефлексии в отечественной социологии [30].
1.2. Дошкольный возраст как сенситивный период формирования патриотических качеств растущей личности

Изучением особенностей дошкольного возраста занимались: В. С. Мухина [27], Е. И. Изотова [14], И. Ю. Калугина [17], В. И. Логинова [48], Т. Д. Марцинковская [10] и многие другие. По мнению этих авторов, дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сенситивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Формирование самосознания ребенка-дошкольника связано, как считает И. В. Богачева, с овладением элементарными сведениями о культуре Родины, со стремлением найти свое место в окружающем мире. Образ «Я» складывается в процессе включения личности в разнообразные социокультурные сообщества (семья, друзья, группа сверстников, национальность, народ) и пространственно-временные ситуации (дом, двор, детский сад, город, страна, планета) [8, с.65]. Также И. В. Богачева выделяет психологические аспекты воспитания патриотических качеств:
Первым аспектом в воспитательной работе является осознание ребенком своей личности как индивидуальности через получение знаний о себе; развитие и закрепление чувства привязанности, любви к своей семье, к родному дому; воспитание доверия ребенка к окружающим людям (близким, сверстникам) и самому себе. Оно основывается, прежде всего, на чувстве любви к матери, близким родственникам, знании истории семьи, наследовании семейных традиций; любви к природе. У каждого ребенка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказать и, главное, гордиться ею.
Вторым необходимым аспектом в воспитательной работе является формирование у ребенка интереса к получению знаний о России, чувства принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов, осознанного почитания традиций, обычаев, истории, культуры своего народа [8].

Купить за 1200 ₽

Похожие работы