Студенческий портал

StudyNote RU admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Педагогика > Народная игрушка как средство развития способностей к пластической деятельности детей старшего дошкольного возраста

Тема дипломной работы: Народная игрушка как средство развития способностей к пластической деятельности детей старшего дошкольного возраста

2000 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях!

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение:Другие города > Вузы города Нижний Новгород > Нижегородский государственный педагогический университет
Тип работы:Дипломные работы
Категория:Педагогика
Год сдачи:2018
Количество страниц:105
Оценка:5
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Народная игрушка как средство развития способностей к пластической деятельности детей старшего дошкольного возраста (Дипломные работы - Педагогика). Иллюстрация №2: Народная игрушка как средство развития способностей к пластической деятельности детей старшего дошкольного возраста (Дипломные работы - Педагогика).

Оглавление

Введение

Глава I Теоретические основы использования  народной игрушки в развитии способностей к изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

1.1. Сущность понятий «народная игрушка», «декоративно-прикладное искусство», «народное искусство»

1.2. Значение народной игрушки как средства развития способностей к изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

1.3. История возникновения народной игрушки и её разновидности

1.4. Развитие способностей к пластической деятельности дошкольников

Выводы к 1 главе

Глава II Развитие способностей к пластической деятельности у детей старшего дошкольного возраста через народную игрушку

2.1. Цели и задачи развития пластической деятельности через народную игрушку у детей старшего дошкольного возраста

2.2. Методика формирования способностей к пластической деятельности детей старшего дошкольного возраста через народную игрушку

Выводы ко 2 главе

Глава III. Исследовательская работа по развитию способностей к пластической деятельности у детей старшего дошкольного возраста через народную игрушку

3.1. Констатирующий этап эксперимента

3.2. Программа формирования способностей к пластической деятельности старшего дошкольного возраста через народную игрушку

3.3. Контрольный этап эксперимента

Выводы к III главе

Заключение

Использованная литература

Приложения

 

Актуальность

Всестороннее развитие личности ребёнка дошкольного возраста в настоящее время является основной задачей в соответствии с ФГОС ДО. Именно пластическая деятельность направлена на это развитие, а благодаря приобщению детей к народной игрушке развиваются эстетические чувства. Поэтому при формировании способностей к лепке через народную игрушку особую роль играет усвоение детьми разнообразного художественно-изобразительного опыта, при этом развивая воображение, умение задумывать художественный образ и творить.

В данной работе раскрыта:

- проблема детского творчества в лепке: Н.Б. Халезова.

- развитие сенсорных основ у детей дошкольного возраста: Н. А. Курочкина.

- значение народного искусства для развития эстетических качеств: Н П. Сакулина.

- развитие способностей к пластической деятельности: Т. Г. Казакова, И. А. Лыкова, Е.А. Флерина, Т. Н. Доронова, Н. А. Курочкина, Н. Б. Халезова и др.

Цель исследования - разработать систему педагогических мероприятий, направленную на развитие способностей к пластической деятельности у детей старшего дошкольного возраста через народную игрушку.

Задачи исследования:

· Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме развития способностей к пластической деятельности.

· Изучить особенности развития способностей к лепке у детей старшего дошкольного возраста через народную игрушку.

· Провести практическое исследование по определению уровня развития способностей к пластической деятельности через народную игрушку.

· Разработать серию педагогических мероприятий, направленную на развитие способностей к пластической деятельности через народную игрушку и выявить эффективность
предстоящих систем педагогических мероприятий.

· Выявить динамику формирования у детей старшего дошкольного возраста способностей к пластической деятельности через народную игрушку.

При проведении исследования для решения задачи по определению уровня развития способностей к пластической деятельности детей старшего дошкольного возраста через народную игрушку использовались следующие методики:

- Т. Г. Казаковой и И. А. Лыковой «Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве»;

- Т. С. Комаровой «Анализ процесса деятельности».

 

Список литературы

1.  Алексахин Н. Учимся лепить и расписывать // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 9. – 23-27с.

2. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 416 с.

3. Беляев А. Эстетика. Словарь // А. Беляев, Л. Новикова, В. Толстых. – М.: Политическая литература, 1989. – 448 с.

4. Бенуа А. Речь. - М.: Молодая Гвардия, 1982.

5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 143 с.

6. Горяинова О.В. Поделочные материалы: глина, воск, гипс, древесина. – М., 2011. – 52 c.

7.
Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в
изобразительной деятельности: Учеб. пособие для
студ. высш. псд. учеб. заведении. - М. - 1999. - 344 с.

8. Гуляев В. Жбанниковские игрушки // Декоративное искусство. – 2014. – №1. – 26-28 c.

9. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.

10. Даринская В.М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей // Семейная психология и семейная терапия. – 2001. –  № 1.

11. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». – М., 2002. – 84 c.

12. Дурасов Г.П. Игрушка, ее история и значение. – М., 1912.

13. Ерошкина И. Растяпинская забава – история края в шарже // РИЖ Светский. – 2008. - №12. – 88-89 c.

14. Жикова Ю.В. Словарь художественных терминов. – Нижний Новгород, 2016. – 19 с.

15. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1999. – 305 с.

16. Зайцева О.Г. Использование народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста // Педагог. – 2017

17. Зорин В. И. Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. – Алматы: Создик-Словарь, 2002. – 407с.

18. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество: метод. пособие для специалистов дошк. образоват. учреждений / Т. Г. Казакова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006. - 192 с.

19. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. Образования» / Т. Г. Казакова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2006. — 255 с.

20. Касьянова Л. Ознакомление дошкольников с народными промыслами и ремёслами // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 10

21. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М., 1959.

22.
Ковалев А. Г. К вопросу о структуре
способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей. - М, 1962.

23. Коваленко М. Керамика. Как лепить из глины / М. Коваленко. – М.: Коллектор, 2014. – 672 с.

24. Ковычева Е. И. Народная игрушка // Е. И. Ковычева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2010

25. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 105с.

26. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7. — М.: Педагогика, 1990. – 247 с.

27. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015

28. Коротких О. Развиваем творческие способности. Техника работы с пластилином // Дошкольное воспитание. – 2016. – №4

29. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. – 253с.

30. Лыкова И.А. Дымковская игрушка. – М.: Изд. Карапуз-Дидактика, 2005. – 56 с.

31. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006.

32. Лыкова И.А. Лепим с мамой. Азбука лепки. – М: ООО «Карапуз-Дидактика», 2007. – 75 с.

33. Макашина З. Что такое народная игрушка //https://www.intelkot.ru/articles/chto-takoe-narodnaya-igrushka/

34. Мамонтова Н.Н. Проблемы изучения традиционных форм культуры и понятие «народное искусство» // Научные чтения памяти В.М. Василенко. – М., 1997.

35. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры // М.Д. Маханева, О.Л. Князева. – Спб.: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.

36. Моран А. История декоративно-прикладного искусства: от древнейших времён до наших. – М.: Искусство. – 1982. – 538 с.

37. Наумова Н. Жбанниковская игрушка. В чём её своеобразие? //https://shkolazhizni.ru/culture/articles/91349/

38. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. XX-XXI век — М., 2003 – 154 с.

39. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М., 1999. – 298 с.

40. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М.: Просвещение, 1995.

41. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек. – М., 2003. – 543 с.

42. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В. Погодина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 352с.

43. Рождественский К. Народное искусство. Неиссякаемый родник красоты //http://shedevrs.ru/dekorativnoe-iskusstvo/712-narodnoe-iskusstvo.html

44. Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей // Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М.: Просвещение, 1973. – 208 с.

45. Сакулина Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию // Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М., 1979

46. Сакулина Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Н. И. Поддьяков, Т. С. Комарова и др. – М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

47. Соловейчик С. Педагогика для всех. – М.: Просвещение, 2004.

48. Сорокина Т.С. Игры с народными дидактическими игрушками. – М. 1950.

49. Теплов Б. М. Проблема одаренности // Советская педагогика. - 1990. - № 4.

50.  А.П. Усова Русское народное творчество в детском саду. – М. 1961.

51. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1956. – 156 с.

52. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. Под ред. М.Б.Халезовой-Зацепиной. –М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.

53. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М.: Просвещение, 1994. – 112с.

54. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1998.

55. Энциклопедический словарь. Русский словарь //http://dicru.info/


 

Введение
Всестороннее развитие личности ребёнка дошкольного возраста в настоящее время является основной задачей в соответствии с ФГОС ДО. Задача направлена на развитие личности детей дошкольного возраста в разнообразных видах общения и деятельности в соответствии с их возрастными, индивидуальными психологическими и физиологическими особенностями. Также, согласно ООП ДО, позволяет обеспечить разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
В ФГОС ДО основное внимание при формировании художественно-эстетических способностей направлено на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Именно изобразительная деятельность позволяет воспитать и развить у ребёнка эстетические качества. Для этого создаются наиболее благоприятные условия, позволяющие формировать эстетическое отношение к действительности. Поэтому народная игрушка способна сформировать данные качества. Она имеет значимое место в жизни и культуре наших детей. Такая игрушка оказывает положительное влияние на формирование полноценной личности ребёнка. В ней отражена любовь к родному краю. Она позволяет ребёнку увидеть и понять окружающий мир. Данный вид игрушки живет в своих традиционных формах, формируя духовный мир ребёнка.
Народная игрушка образна, красочна, оригинальна, понятна и доступна детям дошкольного возраста. Её содержание способно раскрыть ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Поэтому у дошкольников необходимо развивать видение прекрасного через занятия лепкой.
При формировании способностей к пластической деятельности особую роль играет усвоение детьми разнообразного художественно-изобразительного опыта. На занятиях лепкой дети не только увлечены и заинтересованы данным процессом. При создании пластических образов они знакомятся с формой, фактурой. Именно это способствует формированию мелкой моторики пальцев рук и развитию речи.
На данный момент детская лепка достаточно хорошо изучена. Она исследована многими учёными такими, как А.В. Бакушинский, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, И. А. Лыкова, Пантюхина, Н. А. Курочкина, Н. Б. Халезова и др. Наибольший ценный вклад в исследование данной темы внесла Н.Б. Халезова, в том числе в технологию обучения детей созданию лепного изображения. Педагогом раскрыта проблема детского творчества в лепке. Данный вид изобразительной деятельности достаточно значимую роль. Исследования Н. А. Курочкиной посвящены развитию сенсорных основ у детей дошкольного возраста.