Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Курсовые работы > Курсовые работы по литературе > Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова
Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова

Тема курсовой работы: Проблематика и художественные особенности драматургии М. Ю. Лермонтова

600 ₽
Купить за 600 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > ДРУГОЕ > ДРУГОЕ
Тип работы: Курсовые работы
Категория: Литература
Год сдачи: 2016
Количество страниц: 29
Оценка: 5
Дата публикации: 17.10.2016
Количество просмотров: 1138
Рейтинг работы:
Описание работы

В данной курсовой работе исследуется драматическое творчество М. Ю. Лермонтова, ключевые идеи, мотивы и образы его пьес ("Цыганы", "Испанцы", "Люди и страсти", "Странный человек", "Два брата", "Маскарад"), элементы автобиографизма, а также влияние западных и отечественных литераторов на драматургичский опыт поэта. Санкт-Петербург, СПбГУП.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1. Ранние драматические произведения М. Ю. Лермонтова 1829 — 1831 гг.

1. 1. «Цыганы» и «Испанцы» — первый драматургический опыт в творчестве поэта…………………………………………………………………………..…..6

1. 2. Автобиографизм в пьесах «Люди и страсти», «Странный человек», «Два брата»………………………..………………………..........................................13

Глава 2. Драма «Маскарад» — вершина социальной трагедии М. Ю. Лермонтова……………………………………………………………………………....20

Заключение…………………………………………………………………….27

Список использованных источников………………………………………28

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Введение Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841) — личность, имеющая ключевое значение в истории русской литературы. Поэт, прозаик, драматург, художник, музыкант — за столь недолгую жизнь он успел оставить после себя огромное культурное наследие, которое не теряет своей художественной ценности и актуальности по сей день. Его творчество — бесценный сплав гражданских, философских и личностных мотивов, отражающих насущные духовные, социальные, политические проблемы и потребности русского общества первой половины XIX века. Произведения Лермонтова оказали большое влияние не только на великих писателей и поэтов XIX — XX столетий (Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, В. В. Маяковского и др.), но и обогатили мировое искусство — музыку, живопись, театр и кинематограф. Известный прежде всего своей поэзией и прозой, М. Ю. Лермонтов практически не рассматривается широко изучающей его творчество публикой в качестве драматурга. Однако поэт успел оставить свой яркий след и в театральной сфере. Воспитанный в лучших традициях дворянского сословия, Лермонтов с детских лет оказался приобщенным к сценической культуре. Родные Михаила Юрьевича по материнской линии — Столыпины и Арсеньевы — высоко ценили театр, что привилось и юному Лермонтову. В детстве он часто слышал рассказы бабушки о крепостном театре ее отца, А. Е. Столыпина, считавшемся одним из лучших в Пензенской губернии. По воспоминаниям троюродного брата и близкого друга Лермонтова А. П. Шана-Гирея

[1]

, маленький Миша очень любил смотреть спектакли с марионетками, для которых пробовал сочинять пьесы и собственноручно мастерить куклы и декорации. В 1827 году, в письме к своей двоюродной тете, М. А. Шан-Гирей, тринадцатилетний Лермонтов писал: «Я…был в театре, где видел оперу «

Невидимку

», ту самую, что я видел в Москве 8 лет назад; мы сами делаем Театр, который довольно хорошо выходит, и будут восковые фигуры играть; (сделайте милость, пришлите мои воски)»

[2]

. То есть, театральные впечатления оказались для мальчика настолько яркими, что даже в пять лет он сумел воспринять и запомнить оперу.   Увлечение сценой получило свое дальнейшее развитие уже в период обучения Лермонтова в Благородном университетском пансионе (1828 — 1830) и в Московском государственном университете (1830 — 1832), где на юного поэта оказали сильнейшее влияние романтические произведения Шиллера, Лессинга, Гёте, Шекспира, Байрона и др. В то время Михаил Юрьевич начал писать свои первые пьесы — неоконченное либретто для оперы «Цыганы», поставленной по одноименной поэме А. С. Пушкина (1829), «Испанцы» (1830 г.), «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти») (1830), «Странный человек» (1831), «Два брата» (конец 1835 — 1836). Наивысшим пиком драматургического творчества Лермонтова считается «Маскарад» (1835 — 1836), поставленный впервые в Александринском театре в 1852 году. Третьей редакцией этой пьесы является драма «Арбенин» (1836), хотя некоторые исследователи (В. Ф. Боцяновский

[3]

) выделяют ее в качестве самостоятельного произведения. Таким образом, в данной курсовой работе перед нами стоит задача проанализировать основные драматические произведения М. Ю. Лермонтова и выявить в них:


  • Влияния и мотивы произведений западных и отечественных литераторов;

  • Проблематику, ключевые идеи и образы;

  • Элементы автобиографизма и художественные особенности.


Объектом исследования является творчество М. Ю. Лермонтова, предметом исследования — его драматургические произведения 1829 — 1836 гг. Проблему курсового исследования можно обозначить как изучение драматургического наследия М. Ю. Лермонтова для раскрытия его литературно-художественной ценности и определения места в контексте всего творчества поэта. Степень научной разработанности проблемы исследования: заявленная проблема изучалась в некоторых научных, публицистических и энциклопедических источниках (М. А. Яковлев «М. Ю. Лермонтов — как драматург»

[4]

, С. Н. Дурылин «Лермонтов и романтический театр»

[5]

, «Лермонтовская энциклопедия»

[6]

и др.). Методы исследования: изучение научной, научно-публицистической литературы и электронных ресурсов, посвященных биографии и творчеству М. Ю. Лермонтова, анализ текстов произведений. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.





[1]

Висковатов П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1987. Т. 6. С. 24.


[2]

Лермонтов М. Ю. Письмо Шан-Гирей М. А., 1827. Полное собрание сочинений в пяти томах. М., Л., 1935—1937. Т. 5. С. 361.  


[3]

Боцяновский В. Ф. «Маскарад» Лермонтова // Еженедельник Петроградских государственных академических театров, 1922. № 7, с.15.


[4]

Яковлев М. А. М. Ю. Лермонтов как драматург. Л., М., 1924. 260 с.  


[5]

Дурылин С. Н. Лермонтов и романтический театр. «Маскарад» Лермонтова: сб. ст. М., Л., 1941. С. 15-42.  


[6]

Мануйлов В. А. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. 784 с.


Купить за 600 ₽