Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Бизнес план > Бизнес план по экономической теории > государственное прогнозирование
государственное прогнозирование

Тема бизнес плана: государственное прогнозирование

100 ₽
Купить за 100 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Вузы города Новосибирск > Новороссийский филиал Московского гуманитарно-экономического института
Тип работы: Бизнес план
Категория: Экономическая теория
Год сдачи: 25
Количество страниц: 39
Оценка: 5
Дата публикации: 20.12.2025
Количество просмотров: 9
Рейтинг работы:
Описание работы

Актуальность исследования
обусловлена значением государственного прогнозирования и бюджетно-налогового
регулирования для обеспечения экономической стабильности и устойчивого развития
страны. Эффективное планирование доходов и расходов бюджета, а также
прогнозирование налоговых поступлений позволяют государству реализовывать
социальные и экономические функции, корректировать макроэкономическую политику
и минимизировать риски дефицита бюджета. Современные экономические условия,
включая колебания цен на энергоносители, изменения внешнеэкономической
конъюнктуры и динамику ВВП, требуют совершенствования методов прогнозирования и
планирования в бюджетно-налоговой сфере.

Степень разработанности проблемы
отражена в работах отечественных и зарубежных исследователей. Среди авторов,
внесших значительный вклад в изучение бюджетно-налогового регулирования и
государственного прогнозирования, можно выделить: Ануфриева А. А., Андронович
С. А., Аврамчикова Н. Т., Антохонова И. В., Борщевский Г. А., Блажевич О. Г.,
Сафонова Н. С., Заидан О. И., Иманшапиева М. М., Каранда А. В., Лебедев В. А.,
Машунин Ю. К., Невская Н. А., Прокофьев С. Е., Розыева Э., Сапаров Ы., Нургелдиев
Т., Стегний В. Н. Их работы охватывают вопросы прогнозирования, стратегического
планирования, бюджетного и налогового регулирования, что позволяет комплексно
подходить к анализу и прогнозированию финансовых показателей государства.

Объект
исследования
— процессы государственного прогнозирования и бюджетно-налогового
регулирования Российской Федерации.

Предмет
исследования
— методы и инструменты прогнозирования доходов и расходов федерального
бюджета, а также оценка их эффективности в условиях изменяющейся
макроэкономической среды.

Цель
работы
заключается
в анализе динамики бюджетных и налоговых показателей и разработке прогноза
ключевых показателей на среднесрочную перспективу для обеспечения эффективности
фискальной политики.

Для достижения поставленной цели
определены следующие задачи:

1.               
Изучить теоретические основы государственного
прогнозирования и бюджетно-налогового регулирования;

2.               
Рассмотреть методы прогнозирования и планирования в
бюджетно-налоговой сфере;

3.               
Провести анализ динамики доходов, расходов и дефицита
федерального бюджета за последние годы;

4.               
Оценить структуру налоговых поступлений и определить
долю нефтегазовых и ненефтегазовых доходов;

5.               
Разработать прогноз ключевых бюджетно-налоговых
показателей на ближайший период;

6.               
Выявить возможности повышения эффективности бюджетной
политики с учётом прогнозируемых изменений макроэкономической ситуации.

В работе использованы следующие методы исследования:
экономико-статистический анализ, балансовое согласование бюджетных показателей,
логико-конструктивное моделирование сценариев развития макроэкономических
условий, сравнительный и графический анализ.

Научная
новизна

исследования заключается в комплексном подходе к прогнозированию бюджетных
доходов и расходов с учётом современных вызовов, таких как изменения
внешнеэкономической конъюнктуры, цифровизация налогового администрирования и
структурная перестройка экономики.

Информационная
база
работы
формировалась на основе нормативных правовых актов, статистических данных
Федеральной налоговой службы, Минфина РФ, официальных публикаций, научных
исследований отечественных авторов, а также аналитических материалов,
опубликованных на электронных ресурсах «КонсультантПлюс», и др.

Структура
работы
включает
введение, три главы, заключение и список использованных источников. Первая
глава посвящена теоретическим основам государственного прогнозирования и
бюджетно-налогового регулирования. Во второй главе рассматриваются методы
прогнозирования и планирования в бюджетно-налоговой сфере. Третья глава содержит
расчетно-практическую часть: анализ динамики бюджетных и налоговых показателей
и прогноз ключевых бюджетно-налоговых показателей. Заключение подводит итоги
исследования и формулирует рекомендации.

 

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

В ключевом законодательном документе РФ – Федеральном законе №172 "О стратегическом планировании в Российской Федерации", где закреплены правовые основы для разработки стратегических планов и их реализации, а также разграничены компетенции государственных органов и описаны правила их взаимодействия с общественными, научными и прочими структурами, представлены основные понятия, связанные с прогнозированием, планированием и программированием.
«Прогнозирование-деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально – экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях социально- экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [1].
Прогнозирование как основание стратегического планирования должно быть прочным и основываться на опыте предыдущих поколений. Этот этап является теоретическим при разработке направлений государственной политики Российской Федерации. Обратившись к истории, сравнив и проанализировав ситуации из настоящего и прошлого, ученые выдвигают определенные теории и перспективы развития государства [13].
По функциональному направлению прогноз может быть поисковым и нормативным. Поисковой прогноз разрабатывается с целью выяснения характера развития предмета объекта исследования, как в настоящем, так и в будущем. То есть его основная задача заключается в том, чтобы выяснить положение объекта в будущем, и пути его движения в этом направлении. Что касается нормативного прогноза, то его можно назвать целевым. То есть у исследователя есть показатель, относительно которого он, анализируя опыт настоящего и прошлого, формирует пути достижения этой цели.
Прогнозирование это вариативная «игра» событиями. И как в любой игре есть победитель и есть проигравший. Так и сценарии у прогноза бывают оптимистичные, реальные и пессимистичные [16]. Почему разрабатывается сразу три типа прогноза? Это делается с целью своевременного принятия решений при внезапном изменении условий нормального (реального) хода прогноза. При сходе с предусмотренного прогнозом пути у руководства государства есть время для принятия верных решений, по возвращению в нормальное состояние, если перелом произошел в отрицательном направлении, или же разработка новых программ и планов, если движение идет по оптимистическому прогнозу [17].
На современном этапе развития прогнозирование приобретает широкое прикладное значение. Уровень развития производительных сил, концентрация производства, развитие различных форм собственности, различные формы экономической интеграции приводят к необходимости прогнозирования экономической политики государства, разработке системы мероприятий и мер по ее регулированию [8]. Практическая ценность разработки методов прогнозирования экономических процессов заключается в обеспечении высокой научной достоверной оценки состояния изучаемого объекта или системы на перспективу [12]. В данном аспекте актуальной является формула «управлять-значит предсказывать». Эта формула имеет особое значение для планирования, ибо содержание плана – это процесс будущего развития. Прогнозирование экономического развития – это одна из форм государственного программирования, которое для богатых стран стало функцией специальных государственных органов. (Формы государственного программирования: традиционные методы регулирования, например, налоговую и таможенную политику, политику в области денежного оборота и кредита, государственные заказы и закупки, а также сравнительно новые его формы: стимулирование частных инвестиций, разработку программ инвестиций и развитие производства в государственном секторе экономики, разработку среднесрочных и долгосрочных прогнозов, планов) [10].
Прогнозы также служат предпосылкой для разработки экономикополитических задач долгосрочного плана. Они являются активным средством определения возможных темпов и выбора путей хозяйствования, ориентируются на учет наиболее рациональных явлений. Роль прогноза заключается также в формировании динамической структуры как экономики в целом, так и отдельных ее составляющих [7]. В современной экономике прогнозирование получило широкое распространение на всех уровнях (от регионального до международного) и во всех сферах (экономической, социальной, политической, военно-технической, культурной, демографической и т.д.). Прогноз – это научно обоснованное суждение о будущем состоянии объектов или развитии процессов в будущем [15].
Государственный прогноз экономического и социального развития национальной экономики – это система количественных показателей и качественных характеристик развития макроэкономической ситуации в стране на определенный период, охватывающий формирование структуры экономики, социальной инфраструктуры, объемов производства товаров и услуг, внешнеэкономической деятельности.
Информационной базой прогнозирования являются накопленный опыт и знания, фактологические и статистические данные, экономико-математические модели.

Купить за 100 ₽