или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Синергия |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дошкольная педагогика |
Год сдачи: | 2023 |
Количество страниц: | 63 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.04.2024 |
Количество просмотров: | 62 |
Рейтинг работы: |
К работе прилагаются презентация и защитное слово
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА.. 5
1.1.
Содержание понятия «адаптация» ребенка к условиям детского сада в
психолого-педагогической литературе. 5
1.2
Возрастные психологические особенности детей раннего возраста в отечественной
и зарубежной литературе. 8
1.3
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. 15
Выводы по
главе 1. 27
Глава 2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ
ДЕТСКОГО САДА.. 29
2.1.
Организация исследования, описание методик. 29
2.2. Анализ и интерпретация
результатов констатирующего исследования. 30
2.3.
Рекомендации по психологическому сопровождению адаптации детей раннего
возраста к условиям детского сада. 41
2.4. Анализ
и интерпретация результатов контрольного исследования. 49
Выводы по
главе 2. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 55
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 58
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 63
Актуальность исследования. Ранний возраст является уникальным
этапом в жизни каждого человека. Это период наиболее интенсивного развития всех
органов и систем организма ребенка. В этот период осуществляется развитие
личности, происходит формирование умения взаимодействовать как с педагогом, так
и со сверстниками, ребенок получает новые знания, формируется здоровье,
совершенствуется эмоциональный мир. В раннем возрасте закладываются основы
дальнейшего жизненного пути, которыми человек будет пользоваться в течение всей
жизни.
Данные исследования
показывают, что от способностей к быстрой адаптации в изменяющихся условиях
окружающей действительности зависит не только формирование успешно действующих
защитных механизмов, но и целостный процесс развития ребенка в норме. При этом
адаптивные возможности детей раннего возраста еще недостаточно сформированы,
поэтому резкие изменения, появляющиеся с переходом в иную социальную ситуацию,
способны спровоцировать эмоциональные расстройства или замедлить процесс
психофизического развития.
Цель исследования: изучение
психолого-педагогических особенностей адаптации детей раннего возраста к
условиям ДОУ.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего
возраста.
Предмет исследования: особенности условий адаптации
детей раннего возраста в детском саду.
Гипотеза: адаптация детей раннего
возраста к условиям дошкольной образовательной организации проходит более
успешно при использовании комплекса мер психолого-педагогического воздействия
на них.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание понятия
«адаптация» ребенка к условиям детского сада в психолого-педагогической
литературе.
2. Рассмотреть возрастные
психологические особенности детей раннего возраста в отечественной и зарубежной
литературе.
3. Выявить особенности адаптации детей
раннего возраста к условиям детского сада.
4. Провести эмпирическое исследование
особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада,
проанализировать его результаты.
(фрагменты работы)
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
1.1. Содержание понятия «адаптация» ребенка к условиям детского сада в психолого-педагогической литературе
Адаптация понимается как процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат-адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный-стресс.
Адаптация – это непрерывный процесс приспособления индивидуума к новым социальным условиям, к новой среде жизнедеятельности и результату данных процессов. Рассматривая адаптацию в качестве процесса, исследователи, такие как Ж. Пиаже, Д.В. Лукашенко, Р.С. Немов уделяют внимание продолжительности и определяемым стадиям процесса. При таком подходе выделенные ученые отмечают изменяемость процесса, воздействие на ход процесса именно позиции индивидуума, которую он занял в процессе адаптации. Специфика позиции индивидуума будет зависеть от его личностных характеристик и темперамента. Если индивидуум обладает активной позицией, адаптация будет протекать более эффективно, а при пассивном протекании – вызовет затруднения. Анализируя процессы адаптации с точки зрения результата, то необходимо говорить об оценке эффективности и рассмотреть конечный результат адаптации, оценить эффективность мероприятий, которые призваны повысить эффективность адаптации .
Адаптация свойственна каждому человеку, поэтому она привлекает интерес социума. Появление этого термина относится к биологии, и чаще всего употребляется в контексте эволюции. Процесс адаптации в природе подразумевает отображение целесообразности в жизни организмов, как прямое приспособление. Так, проблема адаптации происходит именно от теории Дарвина. Именно этот ученый обосновал историческое формирование процесса адаптации, также как и других способов выживания организмов. Адаптационный процесс, являющийся неблагоприятным в одних условиях, в других будет являться благоприятным.
Понятие «адаптация», может быть соотнесено с такими общенаучными понятиями, которые, по мнению ученого Г.И. Царегородцева, возникают на «стыке» нескольких наук или в отдельных областях знания и пролонгируются в последующем на многие сферы социальных и естественных наук .
Феномен «адаптации», как общенаучная категория, содействует синтезу, а также объединению знаний разных (социальных, природных, технических) и систем. Вместе с философскими категориями, и общенаучные понятия оказывают содействие объединению изучаемых объектов разных наук в единые теоретические построения. Поэтому представляется вполне обоснованным мнение Ф.Б. Березина, рассматривающего суть адаптационной концепции как «одну из перспективных теорий комплексного изучения человека».
Похожие работы
Работы автора