Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по дошкольному образованию > Организация сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте (методическое пособие)
Организация сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте (методическое пособие)

Тема дипломной работы: Организация сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте (методическое пособие)

1500 ₽
Купить за 1500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: ГАПОУ РК «Петрозаводский педагогический колледж»
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Дошкольное образование
Год сдачи: 2024
Количество страниц: 23
Оценка: 5
Дата публикации: 30.07.2024
Количество просмотров: 9
Рейтинг работы:
Описание работы

Содержание

 

Пояснительная
записка

3

Организация
сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте (методическое пособие)

Список использованных
источников  

       16

Приложение                                                                            

       19

 

Пояснительная
записка

 

Одним из наиболее коротких и важных периодов
становления личности является дошкольное детство. В течение данного периода ребёнок
приобретает изначальные знания об окружающей жизни, у него начинает
формироваться определенное отношение к труду, к людям, вырабатываются привычки
и навыки правильного поведения, складывается характер.

Для каждого жизни и развития ребёнка
характерен определенный ведущий вид деятельности. Психологи ведущую
деятельность раскрывают как деятельность, в процессе которой у детей происходят
качественные изменения в психике, формируются и развиваются основные
психические процессы и свойства личности, появляются психические
новообразования, которые характерны именно для определённого возраста. Для
дошкольников ведущим видом деятельности является игра. [4, с. 495].

Социальные изменения и информатизация,
происходящие в последние годы, а также усиленная подготовка ребёнка к обучению
в школе отодвинули игру на второй план. Дети всё реже собираются и играют во
дворах. В результате данных тенденций социальный мир ребёнка замыкается и
становится ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением.

На данный момент дошкольное образование
призвано вернуть в детство игру. Ту самую творческую, исследовательскую, познавательную,
в процессе которой ребёнок учится взаимодействовать и общаться с окружающими, при
помощи которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в данном мире. Это
игра, посредством которой ребёнок «примеряет» на себя различные роли, развивается
его речь, внимание, память, эмоции, мышление, воображение. Это игра, в которой ребёнок
взрослеет.

Главной миссией дошкольного образования является
наполнение жизни ребёнка позитивными переживаниями детства. Именно этим и
вызвано введение Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО), генеральными линиями которого являются
индивидуализация и социализация ребёнка. [1]

Ребёнок дошкольного возраста – человек
играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка
через «ворота детской игры».

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра представляет
собой сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического
развития. Как утверждал К.Д. Ушинский, в игре ребенок «живет» и следы этой
жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться
подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми,
развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые
особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное
занятие. [18, с. 71]

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее
характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают
сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий
характер.

Главное, что может сделать взрослый, – это
научить ребенка играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг
с другом, гораздо интереснее, чем одному. На основе совместных игровых действий
возникает эмоциональное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, происходит освоение
разных способов взаимодействия, формируются умения действовать по правилам,
развиваются чувства сопереживания, готовности помочь. Особой формой
общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию
объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.
Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому
развитию каждого ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих
способностей. [17, с. 91].

Психолог З.А. Запорожец замечает:
«Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и
чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более
широкий мир человеческих стремлений и героических поступков». [10, с. 55]

Актуальность данного проекта обусловлена
тем, что на современном этапе одним из приоритетных направлений деятельности
дошкольного образовательного учреждения является создание условий для
эмоционального благополучия и полноценного психического развития
ребенка-дошкольника. Вместе с тем, в системе дошкольного воспитания имеют место
такие негативные тенденции, как чрезмерная сосредоточенность на
интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые
ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие
этого - к формированию неадекватного отношения к сверстникам. В последнее время
педагоги и родители все чаще с тревогой, отмечают, что многие дошкольники
испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило,
выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и
развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой
деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному
ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться
успеху другого человека - всё это приводит к различного рода конфликтам и
непониманию собеседников друг друга.

В современном обществе у взрослых
появляется все больше и больше проблем, которые нередко выливаются в стрессовые
ситуации, что в свою очередь негативно сказывается на семье, в том числе на
самых маленьких членах семьи - детях. Ещё в последнее время как правило бытует
мнение о том, чтобы ребенок был успешен, ему надо как можно больше учиться.

Некоторые родители считают, чтобы
воспитать гармонично развитую личность необходимо в первую очередь заниматься
образованием ребенка. Они с пеленок отдают ребенка в различные кружки с
углубленным изучением всевозможных наук и языков, при этом, совершенно не
оставляя ему времени на главное детское занятие - обыкновенную игру. Игра, по
их мнению, в нашем скоростном, перенасыщенном информацией, прогрессирующем мире
- пустая трата времени. Это является большой ошибкой.

Никакие развивающие занятия не могут
компенсировать отсутствие полноценного игрового опыта, уверенны психологи.
Отсутствие правильного игрового опыта ведет к эмоционально-личностной
примитивности, неразвитости воображения и неумению налаживать отношения с
другими людьми, что в сочетании с ранней интеллектуализацией отнюдь не делает личность
малыша гармонично развитой.

Играть ребенок обязательно должен. Кроме
того, ребенка необходимо учить играть. Ребенок, родители которого не играют с
ним в ролевые игры, черпает сюжеты для игр из массовой культуры, перевоплощаясь
в робота, Суперкота, Человека-паука и подобных может и модных, но не всегда достойных
внимания персонажей. Хотелось бы заметить, что уровень развития взаимоотношений
с социумом, формирование взаимоотношений в детском коллективе в игре детей дошкольного
возраста зависит от многих факторов, и, прежде всего от тех условий, в которых
ребенок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все
эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности
ребенка, определяя степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний,
а также его умений применять их в своей деятельности, его навыков коллективной
жизни.

На основании этого можно сказать, что
сюжетно-ролевая игра – ведущее средство социального воспитания детей в
дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Ролевая игра -
активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их
общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои
замыслы, сообща жить и работать. Воспитателю крайне важно научить дошкольников
сюжетно-ролевой игре, а помочь ему в этом призваны методические рекомендации по
организации данных игр, что подтверждает актуальность данного проекта.

На сегодняшний день можно отметить то, что
педагоги не обладают достаточным уровнем знаний о современных технологиях
организации сюжетно-ролевой игры, что также подчеркивает актуальность данного
проекта.

Новизна проекта заключается в том, что на
основе изученного материала, были обобщены основные научно-методические подходы
к использованию сюжетно-ролевой игры и разработаны

методические

рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр в
дошкольном возрасте, которые могут оптимизировать работу воспитателя по
организации сюжетно-ролевых игр в ДОО и могут быть рекомендованы для применения
в любом ДОО.

Цель – разработка методического пособия по
организации сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте.

Задачи:

1. Изучить методическую и специальную
литературу по вопросам организации сюжетно-ролевых игр.

2. Подобрать материал для составления
методического пособия.

3. Разработать дизайн методического
пособия, оформить методическое пособие.

4. Выполнить экспертизу продукта.

Методы: изучение специальной литературы по
проблеме исследования, отбор материала, оформление продукта, экспертная оценка.

Целевая аудитория – воспитатели ДОО

Заинтересованная аудитория – специалисты
дошкольных организаций, родители детей дошкольного возраста, студенты,
обучающиеся по специальности «Дошкольное образование».

Сфера применения: методическое сопровождение
работы воспитателя.

Ожидаемый результат – разработка методического
пособия по организации сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте.

В таблице 1 представлены этапы
проектирования.

 

Таблица 1

Этапы проектирования

Этап

Название, содержание

1.    
 

Изучение
специальной (психолого-педагогической, методической и научной литературы) по вопросам
организации сюжетно-ролевых игр

2.    
 

Отбор и
структурирование материала

3.    
 

Разработка
дизайна методического пособия и его оформление

4.    
 

Экспертиза
продукта

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

На первом этапе автором был изучен и проанализирован теоретический материал по вопросам организации сюжетно-ролевых игр в ДОО.
Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной педагогике и психологии игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста.
Психологи по праву считают, что сюжетно-ролевая игра – это высшая форма развития детской игры. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. [4, с. 496]
Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение регулировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию, личностных качеств, характера.
Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, при необходимости настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.
Исполняя разные роли, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают реальные чувства и таким образом обогащают свой внутренний мир.
Разворачивая игры различной тематики, ребенок охватывает различные сферы действительности, что способствует развитию его представлений об окружающем мире.
В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже «умеют играть». [8, с. 46] Каким же образом педагог может передать ребенку умение играть, вовлечь в мир игры?
1 принцип. Воспитатель должен играть вместе с детьми.
Важным является характер поведения взрослого во время игры: он должен занимать позицию «играющего партнера», у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть. Стратегия воспитателя должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью использовать более сложный, новый способ построения игры. Другими словами, в 1,5 – 3 года ребенок может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит его у партнера-взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить такое действие.
В 3-5 лет дети могут играть в игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов. Тем самым он открывает ребенку роль, возможность использовать ее в качестве «строительного блока» игры. [15, с. 586].

После 5 лет дети играют в игру-придумывание, которая помогает детям освоить творческое комбинирование различных событий. [9, с. 405]
2 принцип. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе игру следует развертывать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть понятым другими детьми. Поэтому взрослому в совместной игре необходимо оговаривать свои действия и стимулировать к этому ребенка. Также важной является как можно более ранняя ориентация на сверстника. [13, с. 18]
3 принцип. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам. [4, с. 494]
В педагогическом процессе по отношению к игре существуют две взаимосвязанные составляющие:
1) совместная игра взрослого с детьми, в процессе которой формируются новые умения и навыки;
2) самостоятельная детская игра, в которую воспитатель не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активации.
Важно помнить, что обе составляющие присутствуют на всех этапах дошкольного детства. Другое дело, что меняется сама форма совместной игры взрослого с детьми, постепенно увеличивается доля самостоятельной игры.
Чтобы взаимодействие воспитателя с детьми было успешным необходимо знать:
- социометрический статус ребенка;
- индивидуальные особенности каждого ребенка (тип темперамента, личностные особенности);
- как складываются отношения детей в коллективе (кому ребенок отдает предпочтение, на кого оказывает влияние, особенности взаимоотношений и распределение ролей в семье).
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер: формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
Другое дело, что с изменением возраста детей должна меняться форма совместной игры воспитателя, приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей.
Выделяют две группы приемов руководства сюжетно-ролевой игрой: прямые и косвенные.
Прямые включают приемы непосредственного участия взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера: принятие на себя роли; разъяснение; совет; помощь в решении спора; показ различных способов игры.
Косвенные - создание условий для активации самостоятельной игры детей: оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды; формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре; создание игровой ситуации; наблюдение за игрой детей. [17, с. 92]
Педагог должен использовать обе группы приемов. В младшем возрасте с преобладанием прямых приемов, в старшем возрасте - косвенных.
Для полноценного развития сюжетно-ролевой игры в любом дошкольном возрасте подход к ее организации должен быть комплексным, включать в себя следующие компоненты:
1. Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе их активной деятельности.
2. Организация развивающей динамичной предметно-игровой среды.
3. Общение взрослого с детьми в процессе игры.
4. Интеграция в работе педагогов ДОУ.
Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение их соответствующими игрушками, игровым материалом. Особенно большое значение игровой материал и его организация воспитателем имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда еще не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей.[18, с. 72] Более старшие дети в самостоятельной игре руководствуются уже внутренним замыслом и самостоятельно могут организовать игровую обстановку. Однако и им необходимы сюжетные игрушки и разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию.
2 этап.
На втором этапе была определена работа по структуризации необходимого материала, произведена коррекция информации, разработки составляющих продукта, осуществлен подбор иллюстративного материала. Подбор материала проходил как из методической литературы, так и Интернет-ресурсов.
Методическое пособие включает в себя несколько структурных компонентов: титульный лист, аннотацию; содержание, основную часть, подразделенную на три раздела, заключение и список литературы.
В предисловии раскрывается актуальность данных методического пособия.
В первом разделе «Теоретические основы организации сюжетно ролевых игр дошкольного возраста» дается общая характеристика сюжетно – ролевой игры, раскрываются принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ, анализируются этапы формирования сюжетно – ролевой игры, рассматриваются основные моменты методики организации сюжетно-ролевой игры и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой.
Во втором разделе «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» рассматривается организация игры во 2-ой младшей, средней, старшей и подготовительной группах.
В третьем разделе методического пособия приводятся примеры современных сюжетно-ролевых игр, в частности рассматриваются такие сюжетно-ролевые игры, как «Детективное агентство», «Телевидение» и «Метеостанция».
В заключении приводятся основные выводы.
Список источников содержит перечень использованной при работе над методическим пособием литературы.
3 этап. Разработка дизайна методического пособия и его оформление проходила в программе Microsoft Word 2019.
Microsoft Word 2019 – это расширенный текстовый редактор для настольных и портативных компьютеров. Программа позволяет легко и быстро создавать текстовые файлы и вставлять фотографии, рисунки, таблицы и диаграммы.
Благодаря большому количеству шрифтов и цветов, а также возможности добавления сносок, кавычек и символов можно придавать работе оригинальный вид и неповторимый стиль. Помимо богатой библиотеки шрифтов, пользователю предлагаются готовые шаблоны заголовков, субтитров и многое другое.
Приложение помогает представить статистические данные в виде графика, таблицы, диаграммы или дерева. Все вышеупомянутые параметры можно редактировать как в отношении толщины и вида границы, цвета заливки или затенения, так и длины, ширины и высоты.
Созданные файлы могут быть опубликованы на виртуальном диске в OneDrive частными пользователями и организациями. Посредством добавления комментариев можно работать вместе над одним и тем же заданием в режиме реального времени независимо от языка исполнителя.
Word 2019 подскажет в режиме реального времени и предложит варианты орфографии, грамматики и даже стиля. Благодаря этому цифровое письмо станет более практичным, чем традиционный набор символов, потому что ошибки будут обнаружены сразу. Опция авто замены исправит опечатки, грамматические и орфографические ошибки. Используя инструменты рукописного ввода или интеллектуального редактирования, можно улучшать уже готовые работы.
4 этап. На завершающем этапе мы провели экспертизу методического пособия по теме «Организация сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте».
Продукт был представлен специалистам и воспитателям МДОУ № 70 «Цветик – семицветик» города Петрозаводска, которые оценили проделанную нами работу. Экспертиза проводилась по нескольким критериям (Приложение 1).
Все данные были внесены в сводную таблицу эффективности реализации проекта.
Можно сделать вывод, что методическое пособие по теме «Организация сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте» готовы к применению. Методические рекомендации можно использовать в педагогической практике, они будут перспективны для использования педагогами ДОО, студентами педагогических факультетов и родителями воспитанников.
В качестве положительных аспектов были отмечены следующие: продукт соответствует заявленной теме; рекомендации разработаны на основе ФГОС ДО; сюжетно-ролевая игра влияет на всестороннее развитие ребенка, поэтому правильно организованная сюжетно-ролевая игра необходима детям; содержат сценарии новых интересных игр; есть конкретные практические материалы, необходимые для работы воспитателя; продукт обеспечивает возможность правильно организовать сюжетно-ролевые игры для дошкольников. Полностью соответствует ФГОС ДО.
Слабых сторон у продукта эксперты не отметили.

Купить за 1500 ₽

Похожие работы