Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по другим специализациям > Отечественное право в период НЭПа
Отечественное право в период НЭПа

Тема дипломной работы: Отечественное право в период НЭПа

3510 ₽
Купить за 3510 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Другие специализации, Право и юриспруденция
Год сдачи: 2014
Количество страниц: 55
Оценка: 5
Дата публикации: 20.02.2017
Количество просмотров: 508
Рейтинг работы:
Описание работы

Дипломная работа по юриспруденции, город Саратов, ВУЗ - Саратовская государственная юридическая академия, дисциплина - история отечественного государства и права. Оригинальность припроверке через систему антиплагиат - 60%

Оглавление 

Введение3

Глава 1 Развитие советской федерации в послевоенное время6

1.1 Послевоенный мир и «новая экономическая политика»6

1.2 Развитие советской федерации перед

образованием СССР12

Глава 2 Создание СССР19

2.1 Создание Союза Советских Социалистических Республик19

2.2 Первая Конституция Союза и новые конституции республик26

2.3 Национально-государственное  размежевание и районирование31

Глава 3 Развитие государственного аппарата и права в период НЭПа34

3.1 Развитие государственного аппарата34

3.2 Развитие права39

Заключение51

Список использованной литературы и источников53

 

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Введение

 

Актуальность данной темы вполне объяснима, ведь право РСФСР в период НЭПа является весьма интересной темой для исследования. В историко-правовой науке данный период был рассмотрен и изучен с самых разных сторон, ведь понимание данного процесса поможет вынести урок из прошлых ошибок, дабы не повторить их в будущем. Первые два десятилетия XX века - переломная эпоха в развитии гражданского законодательства нашей страны. На этом этапе времени полностью менялся хозяйственный механизм. Разработаны были принципиально новые методы хозяйствования, которые основывались на самых разных формах собственности и товарно-денежных отношениях; государственные предприятия стали подчинены хозяйственному расчету; абсолютно новая роль была отведена государственному кредиту в частности и формам кредитования в целом; в социалистическом строительстве стал использоваться частный капитал и т.д. Конечно же, данные изменения необходимо было закрепить и в праве. И в первую очередь, в гражданском, которое регулирует имущественные отношения сторон.

В конце XX в. наша страна встала на сложный путь построения рыночной экономики, так же и в методах гражданско-правового регулирования возник ряд вопросов. За многие годы, в течение которых проходило построение социализма, в Российской стране сформировалась определенная система гражданско-правовых отношений. В виду радикальных перемен политического и экономического курса необходимо было внести изменения в гражданское право. В годы перестройки и экономических реформ 1990-х гг. исторический опыт нэпа был востребован как очевидная альтернатива советской системе хозяйствования.

[1]

НЭП, в которой советская экономика видела очевидный выход из кризиса, возникшего после революционной разрухи и гражданской войны, сочетала в себе высокоэффективную хозяйственную модель и сильный аппарат государственного экономического управления, который основывался на принципах структурной иерархии и партийной дисциплины.

Основываясь на опыте прошлого можно яснее увидеть и понять логику развития, а так же извлечь из него уроки для настоящего и будущего.

[2]

Целью данной работы является обобщенное исследование государства и права в период проведения новой экономической политики.

Задачи исследования:

- охарактеризовать развитие советской федерации в послевоенный период;

- рассмотреть обстоятельства, при которых был создан СССР;

- изучить и оценить первую Конституцию Союза и новые конституции республик;

- изучить национально-государственное размежевание и районирование;

- охарактеризовать развитие государственного аппарата в период НЭП;

- дать характеристику развитию права в период НЭП.

Объектом исследования является период новой экономической политики. В хронологическом отношении данный период берет  свое начало с 1921г. до конца 20-х годов двадцатого века, но для более глубокого изучения в работе будут освещены события, происходящие в более ранний и более поздний период временем (период «военного коммунизма» и период 40-х гг.). Предмет настоящего исследования имеет не только временные, но и территориальные границы, которые совпадают с границами РСФСР.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания.

Теоретическая и практическая значимость исследования. История новой экономической политики Советского государства имеет международное значение и содержит черты, характерные для политики любого социалистического государства. Методы нэпа, которые были разработаны и апробированные в нашем государстве, впоследствии были применены в ряде других стран.

Исследование в рамках данной выпускной квалификационной работы будет проведено, опираясь на работы таких авторов, как: профессор Л.П. Белковец, доктор исторических наук; В.В. Белковец, кандидат исторических наук; А.В. Попова, кандидат философских наук по специальности история философии. В.С. Нерсесянц, академик Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор, известный специалист в области истории; С.А. Чибиряев, доктор юридических наук, профессор. Так же использованы труды таких специалистов в области истории и юриспруденции, как: Третьякович А.А., Халлиулина С.В., Титов Ю.П., Абросимова К.Л., Исаев И.А. и др.

Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы. Такая структура обусловлена целью, задачами и логикой исследования.

Глава 1 Развитие советской федерации в послевоенное время

 

1.1 Послевоенный мир и «новая экономическая политика»

 

К началу 1921г. гражданская война в нашей стране практически была окончена, и лишь кое-где на периферии еще шли бои. В Грузии большевики боролись за свержение правительства меньшевиков. В Туркестане Советская власть воевала с басмачами. А на Дальнем Востоке героическая Народно-освободительная армия ДВР в одиночку вела бои с японцами и белогвардейцами. Но на основной территории СССР гражданская война закончилась.

Интервенты убедились в бесперспективности своих действий. Конечно, победа Советского государства над интервентами принесла не малые потери, в том числе и среди территорий.

Польша, в начале добившаяся успеха в боях, позже была отброшена назад. Красная Армия дошла в 1920г. практически вошла в Варшаву, но все же вынуждена была вернуться на исходный рубеж. Заключенный мирный договор имел не очень выгодные условия для Советской страны. Мы потеряли Западную Белоруссию, которая даже Версальской мирной конференцией в 1919г. была признана по так называемой линии Керзона за Россией.

[3]

До 1918г. Западная Украина принадлежала по преимуществу Австро-Венгрии, несмотря на то, что Российская империя давно претендовала на ее территории, опираясь на исторические корни, некогда связывавшие когда-то эти земли с Древнерусским государством. Австро-Венгрия распалась осенью 1918г. После этого в Галиции в ноябре была образована так называемая Западноукраинская Народная Республика (ЗУНР). В январе 1919 г. с петлюровской Директорией было заключено соглашение о совместной борьбе с властью Советов. Реальным противником ЗУНР оставалась Польша, имевшая виды на ее территории. Советской Украиной была предложено помощь в борьбе против этого общего врага. В июне 1919г. Антанта дала разрешение Польше на оккупацию Западной Украины. Однако в июле 1920г. в условиях победного наступления Красной Армии на Польшу была образована Галицкая Социалистическая Советская Республика, которая собиралась объединиться с Советской Украиной. Просуществовала она всего 52 дня. В договоре между советскими республиками и Польшей, БССР и Украина подписали отказ от притязаний на земли, лежавшие западнее установленных границ. Это было закреплено окончательным мирным договором, который подписали советские республики и Польша в марте 1921г. Он был ратифицирован ВЦИК уже в апреле. На основании Сен-Жерменского мирного договора 1919г. государственный суверенитет над Восточной Галицией принадлежал Антанте, и это не означало признания прав Польши на Галицию. Польша считалась лишь оккупирующей державой. Но в 1923г., проигнорировав протесты РСФСР и УССР, Советом послов стран Антанты все же было принято решение о включении Восточной Галиции в состав Польши.

[4]

Прибалтика так же оказалась потеряна. К началу 1920 г. Советская власть здесь была свергнута. Возникали буржуазные государства. Советская Россия пошла на значительные уступки им, в том числе и территориальные. Передаче подлежали, в частности, исконно русские земли, заселенные русскими. Получившая Вильну и Виленский край Литва вскоре лишилась его. Эти земли были отняты Польшей. Литва стала государством в рамках всего одной прежней Ковенской губернии.

Исход гражданской войны и интервенции довольно доходчиво дал понять, что никакие вооруженные силы  для Советской России и союзных с ней республик не страшны. Мировые державы постепенное стали признавать Советское государство. Это в конечном итоге привело к известной Генуэзской конференции.

[5]

В конце 1921г. Советской Россией Антанте было предложено провести международную конференцию, чтобы подвести итоги войны. Антанта, рассчитывая на взыскание долгов с Советской Республики, живо откликнулась на это предложение. Весной 1922г. в Генуе созвали конференцию. Советской России был предъявлен счет западными странами по старым долгам России дореволюционной , а также счет за национализацию предприятий и другого имущества, которая была проведена Советской властью. Советскую делегацию возглавлял в тот момент нарком иностранных дел Г.В. Чичерин - потомственный российский дипломат и видный деятель Коммунистической партии, и наша страна не преминула предъявить свой счет. В итоге оказалось, что не Россия должна Западу, а западные державы в долгах у нас. Советскому государству необходимы были средства для подъема хозяйства, и советские дипломаты приняли к рассмотрению вопрос о возврате долгов, но при условии предоставления Советской России займов. Помимо этого, Западу было предложено обширное поле деятельности в нашей стране, особенно всякого рода концессии.

[6]

Данные предложения западными державами были отвергнуты, и конференция зашла в тупик. Тем не менее в пригороде Генуи - Раппало  в ходе конференции между Россией и Германией было подписано сепаратное соглашение о взаимном отказе от претензий.

Историческое значение Генуи и в том, что Советская Россия была признана на международной арене.

Новый мир принес и новые задачи, прежде всего в хозяйстве. Экономическое положение страны было ужасным. Подлежало восстановлению хозяйство, отброшенное по некоторым показателям на два века назад. Экономических стимулов для развития производства военный коммунизм не давал. Основными работниками являлись крестьяне, а у них не было заинтересованности в его расширении. Наоборот,  продукции стало производиться не более, чем необходимо было для потребления отдельно взятой крестьянской семье.

[7]

Сложной оказалась и политическая обстановка в стране. Создавал социальное напряжение военный коммунизм. Крестьяне, еще терпевшие продразверстку, опасаясь возвращения помещиков, теперь, когда эта угроза отпала, перестали мириться с изъятием производимой продукции. Все это породило известное тамбовское восстание, которое проходило уже не только под экономическими, но и под политическими лозунгами. В подавлении данного восстания принимала участие регулярная армия, возглавил которую бывший царский офицер и будущий советский маршал Тухачевский.

Прежние методы экономического и политического руководства нужно было радикально менять. Об этом и пошла речь на Х съезде РКП(б). Переход от продразверстки к продналогу стал основным звеном новой экономической политики. У крестьян теперь забиралась лишь часть продукции государством, остальное же работник мог использовать по своему усмотрению, в том числе продавая на рынке, тем самым улучшая свой уровень жизни. Переход к продналогу возвращал рыночные отношения в экономике, и прежде всего, возрождал сельское хозяйство.

Промышленность так же перешла на рыночные отношения. Не очень большая ее часть денационализировалась или передавалась в аренду частным владельцам, в том числе иностранному капиталу, на основе концессий. Большая же часть, переведенная на хозрасчет, и оставаясь государственной,  оказалась в таких условиях, что предприятие как минимум окупало свою работу, не несло убытков. Именно на этой базе развивалась экономика в 20-х гг. прошлого века.


[1]

См.: Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. М., 2010. С.132.

[2]

См.: История государства и права России - учебник / Под ред.Чибиряева С.А. М., 2008. С.42.

[3]

См.: Титов Ю.П. Чистяков О.И. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Т.2 Послеоктябрьский период. М., 2012. С. 256.

[4]

См.: История государства и права России: учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М., 2010. С. 364.

[5]

См.: Носова Н.П. История государственного управления России (IX-XX вв.): учебное пособие. М., 2011. С.178.

[6]

См.: Султанов М.С. История отечественного государства и права: учебник. М., 2003. С. 451.

[7]

См.: Абросимова К.Л. История отечественного государства и права: учебник. М., 2004, С.552.

Купить за 3510 ₽