или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Государственное и муниципальное управление |
Год сдачи: | 2011 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 28.06.2011 |
Количество просмотров: | 266 |
Рейтинг работы: |
Дипломная работа
на тему:
"Совершенствование реализации городской политики в Таганском районе в области образования".
Объем: 123 стр.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
1.1. Принципы государственной политики в области образования и современное состояние системы дошкольного образования в РФ
1.2. Государственное регулирование системы дошкольного образования
1.3. Правовое регулирование системы дошкольного образования
II. АНАЛИЗ СОВЕРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОРОДСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАГАНСКОМ РАЙОНЕ
2.1. Показатели функционирования системы дошкольного образования в Российской Федерации
2.2. Характеристика района Таганский и рассмотрение дошкольного образования в системе г.Москвы
2.3. Реализация решений проблем системы дошкольного образования по Таганскому району
III. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ ПОЛИТИКИ В ТАГАНСКОМ РАЙОНЕ
3.1. Направления совершенствования механизма системы государственного регулирования в сфере дошкольного образования
3.2. Проблемы и пути совершенствования основных приоритетных направлений развития дошкольного образования
3.3. Совершенствование нормативно-правового обеспечения
системы дошкольного образования в РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
Демократические преобразования в российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного и начального школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этих ступеней образования. Отсутствие единых концептуальных подходов к определению целей, задач и содержания образования на каждой его ступени с учетом их преемственности и перспективности не обеспечивает полноценного развития ребенка от одной ступени образования к другой.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются общечеловеческие универсальные способности, которые позволят ребенку в будущем быть успешным в любом виде деятельности и в жизни в целом. В этот период происходит развитие психических процессов, чувств, представлений, отношений, интеллектуальных и художественных способностей в разных видах деятельности ребенка, формирование предпосылок гражданских качеств, ответственности и способности к свободному выбору, уважению и пониманию других людей, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания и др.
Важнейшую роль в жизни ребенка в этот период играет дошкольное образование, которое призвано научить ребенка воспринимать новую информацию, быть любознательным, активным, инициативным, креативным, уверенным в себе. Базисное содержание дошкольного образования включает в себя факты из различных областей действительности, способы решения проблем, способы общения и многое другое. В этом возрасте необходимо развивать воображение, мышление, умение г.Москвы
конструировать целое разными средствами. Особым направлением воспитания в современных условиях становится воспитание толерантности, заключающееся в формировании цивилизованного способа согласия и терпимости при предоставлении самому ребенку возможности выражать свои эмоции. В противном случае долгое терпение может выплеснуться в виде агрессии.
В настоящее время, когда большинство детей дошкольного возраста лишены возможности посещать дошкольные образовательные учреждения, а семья не в состоянии обеспечить психолого-педагогическую подготовку к школе, в 2-3 раза возросло количество педагогически запущенных детей. А среди второгодников 90% составляют дети, которые не посещали дошкольные образовательные учреждения. Кроме того, специалисты-дефектологи считают, что в дошкольном возрасте, когда дети открыты и непосредственны в общении с взрослыми, то при определенных усилиях со стороны родителей и педагогов неблагоприятные тенденции в личностном и интеллектуальном развитии ребенка могут быть успешно ликвидированы. И совсем иные усилия потребуются при работе с педагогически запущенными подростками, которые отличаются скрытостью и лживостью, которые мотивируют свои поступки благовидными предлогами. Коррекция их поведения представляет серьезные трудности даже для специалистов.
Главной целью государственной политики в области образования является реализация конституционного права граждан РФ на общедоступное бесплатное дошкольное образование. Одно из основных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 года – обеспечение равных стартовых возможностей для детей из разных социальных групп и слоев населения. В соответствии с Федерального закона «Об образовании» под дошкольным подразумевается образование детей от 3 до 7 лет. Прием в школу осуществляется по желанию родителей и в соответствии с возможностями (психологической готовностью) детей, т.е. существует выбор – оставить ребенка еще на один год в детском саду (до 7-7,5 лет) или отдать в школу с 6,5 лет. Эта модель дошкольного образования достаточно традиционна для российского менталитета и в целом удобна для населения Российской Федерации. 20 марта и 22 мая 2008 года в Государственной Думе и Совете Федерации Российской Федерации состоялись два знаковых для дошкольного образования мероприятия: круглый стол и парламентские слушания, посвященные законодательным аспектам реализации права граждан России на дошкольное образование. Спектр и объем проблем, прозвучавших от участников данных мероприятий свидетельствуют о том, что в настоящее время российское дошкольное образование находится в достаточно кризисном состоянии.
Актуальность темы дипломного проекта
Сегодня для усовершенствования системы образования крайне важно определить вектор данного процесса, то есть образовательную стратегию как таковую. На образование возложена важная общественная функция - формирование самосознания человека. В исключительной важности государственного регулирования сферы дошкольного образования, что обусловлено рядом факторов.
Во-первых, поступление в детский сад коренным образом меняет положение ребенка. Процесс обучения становится для него основным ведущим видом деятельности. Он начинает понимать, что учебный процесс важен не только для школьников и их родителей, но и для всего общества. Вся жизнь, поступки, отношения детей со сверстниками и с взрослыми рассматриваются через призму школьных дел, успехов или неудач. Необходимо понимать состояние внутренней тревоги ребенка: ему хочется стать учеником, но он ощущает определенный страх перед школой, так как предстоит заниматься делом общественно значимым, обязательным. У ребенка возникает потребность учиться в школе, желание стать школьником, занять новую позицию в жизни. Стремление дошкольника старшего возраста включиться в мир серьезных взрослых обязанностей выражается в желании стать учеником, идти в школу, заниматься тем, чем занимаются старшие ребята.
Помогать адаптации ребенка к условиям определенной трудовой деятельности, общественно социализировать ребенка – эти и другие задачи решают учреждения дошкольного образования.
Во-вторых, в жестких условиях современной действительности для адаптации ребенка важен психологический климат, в котором ребенок находится. Качественный процесс социализации предполагает подбор и использование дидактических материалов, направленных на развитие ребенка. В качестве основных целей дошкольные образовательные учреждения различных видов рассматривают осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения часто не способны обеспечить процесс обучения и развития ребенка качественным и доступным материалом ввиду своей организационной или часто финансовой ограниченности. Все это обуславливает необходимость государственного присутствия в системе дошкольного образования.
В-третьих, как показывают исследования, процесс модернизации дошкольного образования сталкивается на своем пути с целым комплексом трудностей и проблем, требующих незамедлительного и оптимального решения. Как правило, они связаны с отсутствием единого научного обоснования путей модернизации дошкольного образования и научно выверенной стратегии его развития в сторону доступности и качества, связывающей социальные, организационные, правовые, финансово-экономические, материально-технические, психолого-педагогические и другие его аспекты. Решению всего комплекса проблем должна способствовать государственная политика в области дошкольного образования, государственное регулирование этой сферы.
Степень научной разработанности темы. Вопросами научного обоснования элементов государственного регулирования в области дошкольного образования занимались такие авторы, как Н.В. Федина, Л.И. Чайчиц, Т.П. Морозова и др. В области законодательства фундаментальными являются труды С.В. Курова, В.И. Шкатулла, О.А. Чернеги, Н.Н. Хридиной и др. Весомый вклад в области анализа зарубежного опыта функционирования системы дошкольного образования внесли В.А. Зебзеева, С.А. Козлова, Т.А. Куликова и др. Региональные аспекты дошкольного образования подробно исследовали В.Б. Лившиц, Е.Л. Низиенко, Л.И. Фалюшина, Е.О. Смирнова и др. Следует отметить также фундаментальные труды в области теоретического осмысления государственной политики в сфере дошкольного образования И.В. Тимофеевой, К.Ю. Белой, Т.А. Ерахтиной, Т.А. Серебряковой и др.
Объектом исследования является сфера дошкольного образования в Таганском районе
Предмет исследования – Система дошкольного образования
Цель исследования – анализ формирования государственной политики в области дошкольного образования и выработка на этой основе основных направлений совершенствования государственного регулирования сферы дошкольного образования.
Цель исследования обуславливает следующие исследовательские задачи:
- определить место дошкольного образования в системе общего образования в Российской Федерации;
- определить особенности правового регулирования в области дошкольного образования в Российской Федерации;
- выявить основные показатели, характеризующие систему дошкольного образования в современной России;
- проанализировать основные проблемы формирования политики в области дошкольного образования Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;
- разработать механизмы совершенствования нормативно-правового обеспечения дошкольного образования в Российской Федерации;
- разработать пути совершенствования основных приоритетных направлений развития дошкольного образования в России.
При написании работы были использованы следующие методы проведения исследования: анализ документов, системный подход, сравнительно-аналитический метод, метод включенного наблюдения и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обозначенные пути совершенствования политики в области дошкольного образования, формируемой Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, а также выработанные рекомендации могут быть использованы не только для дальнейших разработок в этой области, но и для практического применения в деятельности Комитета по образованию Государственной Думой ФС РФ.
Структура дипломного проекта обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В ходе работы были сипользованы след. источники:
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении / Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации №666 от 12 сентября 2008 г. // Правовая система «Консультант».
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Буслов Е.В., Дацинская З.П. Особенности регулирования образовательных отношений на уровне дошкольного образования // Ежегодник российского образовательного законодательства. – М., 2006. – с.85.
Гойман-Калинский И.В., Иванец Г.И., Червонюк В.И. Элементарные начала общей теории права. – М.: КолосС, 2003.
Денисевич М.Н. Трансформация системы науки и образования: путь в XXI век. // Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития / Материалы научной конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского гуманитарного института, 1999. С. 34-41.
Ерахтина Т.А. Теоретические основы управления процессом преемственности дошкольного и начального школьного образования: дисс. ... доктора педагогических наук. – Магнитогорск, 2001.
Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. 10-е изд. – М.: Академия, 2009.
Куров С.В. Законодательство об образовании и гражданское право // Право и образование. 2004. № 5. С. 5-16.
Лившиц В.Б. Управление развитием дошкольного образования в регионе на основе проектного подхода: дисс. ... кандидата педагогических наук. – М., 2007.
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики. – М.: Владос, 2008. – с. 64
Морозова Т.П. Педагогические основы управления развитием дошкольного образовательного учреждения: дисс. ... кандидата педагогических наук. – Ростов-на-Дону, 2002.
Низиенко Е.Л. Основные направления государственной политики в сфере дошкольного образования и перспективы развития системы дошкольного образования в Российской Федерации // Перспективы развития системы дошкольного образования в Российской Федерации. – 2008. - №3.
Оберемко О.А. Расходы домохозяйств на дошкольное образование и воспитание // Социологический журнал. 2005. №3.
Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. 2-е изд., стер. – М.: Academia, 2006.
Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Питер, 2009.
Тимофеева И.В. Оценка управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением: дисс. ... кандидата педагогических наук. – М., 2004.
Фалюшина Л.И. Управление качеством в макросистемах дошкольного образования: дисс. ... доктора педагогических наук. – М., 2005.
Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
Федина Н.В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования в России // Перспективы развития системы дошкольного образования в Российской Федерации, 2008, №3, с. 26-36.
Федорова Л.А. Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М.: АСТ, 2005.
Хридина Н.Н. Законодательство об образовании и его роль в стратегическом развитии образовательного пространства. – Екатеринбург, 2001.
Чайчиц Л.И. Современные дошкольные учреждения: Воспитательные возможности и перспективы развития: дисс. ... кандидата педагогических наук. – М., 1999.
Чернега О.А. Некоторые гражданско-правовые аспекты проекта кодекса Российской Федерации об образовании // Право и образование. 2004. № 5. С. 18-33.
Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА, 2001.
Сайт Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина – www.premier.gov.ru.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики – www.gks.ru.
Похожие работы
Работы автора