или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > Санкт-Петербургский государственный университет (СПБГУ) > Факультет социологии > Кафедра Экономической социологии |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Государственное и муниципальное управление, Социальное обеспечение |
Год сдачи: | 2018 |
Количество страниц: | 95 |
Оценка: | 4 |
Дата публикации: | 11.09.2019 |
Количество просмотров: | 492 |
Рейтинг работы: |
Актуальность
темы.
В передовых, развитых государствах, власть и народ строят свои взаимоотношения
двояким образом.
Конечно же, народ
населяющий страну, население, в первую очередь, представляет активную
субъектность отношений, то есть владеет собственностью, работает, созидает
общественный продукт и собственные доходы, выплачивает налоги, приобретает
товары, пользуется различными услугами и т.д.
Однако, с другой стороны,
население может представать и объектом по отношению к той функции государства,
которая называется социальной защитой.
При этом социальная
защита, представляет собой политику государства, которая обеспечивает права и
гарантии в сфере обеспечения уровня жизни, в том числе:
- права на обеспечение
минимально достаточных средств на поддержание жизни,
- права на труд и отдых,
- права на социальное
обеспечение по наступлению старости, болезни, а так же и по случаю потери
кормильца, для обеспечения воспитания детей,
- права на защиту от
безработицы,
- права на охрану
здоровья, образование, жилище и т.д.
Таким образом, социальная
защита представляет собой практическую деятельность для реализации основных
направлений социальной политики
государства.
Можно сказать, что в
части правового обеспечения социальной защиты населения, в Российской
Федерации, достигнут значительный прогресс.
Социальная защита в
России производится на основании соответствующих нормативно-правовых актов,
материальных и денежных средств, выделяемых бюджетом государства, и структурно
включает в свой состав непосредственно организаторскую работу, производимую в
этих целях.
Социальная защита может
рассматриваться в широком и узком смысле понятия.
При этом социальная
защита в широком смысле представляется в виде государственной политики по
обеспечению социально-экономических прав и гарантий человеку в сфере его уровня
жизни и процесс по согласованию интересов человека в системе «государство –
общество».
Социальная защита в узком
смысле понятия представляет собой
систему мер по обеспечению социальной защищенности нетрудоспособного
населения и социально-зависимых групп населения, являющихся трудоспособными.
Российская Федерация [1]
позиционирует себя, как социальное государство. Это положение отражено, в
частности в Основном законе -
Конституции Российской Федерации.
Социальное государство
имеет в качестве основной задачи такую степень общественного прогресса, которая
имеет основанием закреплённые нормами права принципы социального равенства,
всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Социальное государство,
при этом, призывается к оказанию помощи слабым и проявляет стремление, при
распределении материальных благ, в организации обеспечения каждому своему
гражданину жизни на достойном человека уровне.
При обеспечении права на
достойный уровень жизни, социальное
государство, исходит из того, что
каждому взрослому человеку необходимо найти возможность для того, чтобы
зарабатывать материальные средства для содержания себя и своей семьи. Однако, в
случае, когда возможность такого самообеспечения, по какой-то причине, не может
быть реализована, государство должно вмешаться.
Именно такое
вмешательство и представляет собой социальную защиту населения.
Организация и реализация
этого процесса представляет собой определенную и достаточно сложную проблему,
которая нуждается в постоянной корректировке и совершенствовании. Именно поэтому,
актуальность избранной для исследования темы, сохраняет высокую степень
актуальности, не только в чисто теоретическом, но и в практическом плане.
В связи с этим целью данного исследования является
изучение становления и развития системы социальной защиты населения в
Российской Федерации в период ее перехода от состояния социального обеспечения
к социальной защите населения, через рациональную систему социального
страхования и разработка мероприятий по развитию системы социальной защиты
населения в Санкт-Петербурге. Данное исследование мы осуществим на примере
Санкт-Петербурга.
Для наиболее полной и
точной реализации поставленной цели, необходимо решить ряд последовательных задач:
- исследовать понятие,
сущность, принципы и формы социальной защиты населения,
- изучить понятие и
состав органов социальной защиты населения в Российской Федерации,
- исследовать систему
социального обеспечения и социального страхования в Российской Федерации,
- исследовать и
проанализировать нормативно-правовую базу социальной защиты населения в РФ,
- исследовать и
проанализировать особенности социальной защиты населения в регионах Российской
Федерации (на примере города Санкт-Петербурга),
- наметить направления
развития системы социальной защиты населения в Санкт-Петербурге,
- определить мероприятия
по развитию системы социальной защиты населения в Санкт-Петербурге.
Объектом исследования в
данной работе будет социальная защита населения в Российской Федерации.
Предметом исследования –
система социальной защиты населения в Санкт-Петербурге.
Степень научной
исследованности проблемы: данная тема достаточно широко исследована, как в
теоретическом плане, так и в практической деятельности.
В том числе, вопросы
социальной защиты населения изучены российскими и зарубежными учеными и
специалистами.
В широкой степени данная
тема затронута и в практике политической и законотворческой деятельности
различных степеней и уровней государственной иерархии.
Большой опыт так же
накоплен и действующими учреждениями и организациями, действующими в различных
странах и регионах мира.
Однако, глубина и
всеохватываемость данной темы, требует от ученых и специалистов её постоянного
творческого и в тоже время, исключительно выверенного переосмысления и
развития. Ведь важность данного вопроса основывается на жизнях, здоровье и
благополучии, тех людей, которые в той или иной степени задействованы в системе
социальной защиты населения, то есть – практически всех людей.
Теоретическая база
исследования: в качестве теоретической базы исследования, были привлечены:
- материалы
нормативно-правового характера, в том числе – международные, общероссийские,
федеральные, региональные, местные, посвященные вопросам социальной защиты
населения;
- материалы
государственных федеральных и региональных органов власти, связанных с системой
социальной защиты населения,
- материалы
государственной, федеральной и региональной статистики, посвященной вопросам
социальной защиты населения,
- труды ученых и
специалистов, работающих в сфере социальной защиты населения, в том числе: Т.
С. Базаровой, Р. Ф. Гатауллина, Е. А.
Коваленко, Е. М. Ляшедько, М. М. Магомаева, Д. Н. Наклонова, В. А.
Михайлова, М. П. Сергеева, В. С. Ткаченко, Г. В. Черкасской, С. В. Якимчука,
- учебной и
учебно-практической литературы авторов: А. Н. Аверина, М. В. Дулясовой, А. Г.
Леонтьевой, О. И. Лиховицера, А. В. Нор, И. П. Скворцова, Т. С. Пантелеевой,
- материалов
периодической печати, в том числе авторов: Л. Е. Быковой, А.В. Данильца, А. В.
Рождественского, Е. С. Романовской.
Гипотеза исследования: заключается
в установлении необходимости и возможности перехода Российской Федерации от
«социалистического принципа» социального обеспечения населения, на систему
социальной защиты населения, путем обеспечения необходимого уровня социального
страхования.
Теоретическая и
практическая значимость исследования: результаты и выводы, полученные в
результате данного исследования, могут быть использованы в процессе подготовки
и обучения специалистов, подготовке докладов и сообщений по теме «социальная
защита населения» в Российской Федерации и в Санкт-Петербурге, организации
работы учреждений и организации, действующих в области социальной защиты
населения в Санкт-Петербурге.
Структура работы:
включает в себя настоящее введение, три содержательные главы, семь параграфов, библиографический
список.
В первой главе,
рассмотрены теоретические вопросы организации и функционирования системы
социальной защиты населения в Российской Федерации в целом и в городе
Санкт-Петербурге – в частности.
Во второй главе,
анализируется система нормативно-правовых актов по обеспечению системы
социальной защиты населения в Российской Федерации и городе Санкт-Петербурге.
В третьей главе,
намечаются непосредственные практические направления и мероприятия по развитию
системы социальной защиты населения в Санкт-Петербурге.
(фрагменты работы)
1.3 Система социального обеспечения и социального страхования в РФ
Современные условия развития делают социальную защиту населения важнейшей функцией общества в целом и всех его государственных органов, и социальных институтов, в частности.
Сегодня в нашей стране появляются и такие форматы социальной защиты, как социальная защита частного характера, которая включает в себя в частности: пенсионное обеспечение, медицинское страхование, социальное обслуживание. Данное положение является живым свидетельством того, что в нашей стране появляется многоукладная по характеру, организационная структура системы социальной защиты населения.
Ведущими форматами социальной защиты населения в современный период стали:
- обеспечение пенсионное,
- обеспечение социальными пособиями,
- обеспечение различными финансовыми и материальными льготами категорий населения, являющихся особо нуждающимися,
- обеспечение государственным социальным страхованием,
- обеспечение социальным обслуживанием.
Рассматривая эти форматы подробнее, видно, что пенсионное обеспечение представляет собой государственную регулярную денежную выплату (пенсию), которая осуществляется в установленном порядке, для определенных категорий людей и осуществляемая из социальных фондов и иных источников, которые предназначены для этих целей. Отношения пенсионного обеспечения в России регулируются законами «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» .
Выплаты пенсии производятся при достижении определенного возраста, а также наступлении инвалидности, смерти кормильца или продолжительном исполнении определенной профессиональной деятельности, которую называют так же – выслугой лет.
Основные типы пенсий:
- трудовые,
- социальные.
Трудовые пенсии – это пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. В случае, если гражданин по какой-то причине не получает права на трудовую пенсию, для него может быть установлена социальная пенсия.
Правом на пенсию на общих основаниях могут воспользоваться женщины в возрасте от 55 лет, при условии выработки трудового стажа не менее 20 лет, для мужчин, такое право наступает после 60 лет при условии выработки трудового стажа не менее чем в 25 лет.
Некоторые категории граждан получают право на трудовую пенсию по старости, в условиях сниженного трудового стажа. Пенсионные выплаты финансируются из пенсионного фонда Российской Федерации и производятся из уплаченных страховых взносов от работодателей и граждан, а так же из средств государственного бюджета Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР РФ) был создан в 1990 г. и имел целью обеспечение государственного управления финансирования обеспечения пенсионными выплатами в России.
ПФР РФ представляет собой самостоятельное финансово-кредитное учреждение и состоит в ведении Правительства Российской Федерации.
Тарифы по страховым взносам в Пенсионный фонд регулируются федеральным законодательством.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) существуют вне зависимости от ПФР и всей системы государственного пенсионного обеспечения.
Выплаты участникам НПФ осуществляются из этих фондов вместе с теми выплатами, которые следуют по государственным пенсиям. Пенсионное обеспечение негосударственного характера осуществляется в формате дополнительной профессиональной программы или в формате личного пенсионного страхования граждан.
Пенсии всех типов подлежат индексации в установленном Законом и нормами порядке в соответствии с изменением стоимости жизни. Повышение минимальных размеров пенсий влечет повышение всех пенсий в пропорциональной мере к минимальной пенсии.
Важнейшим форматом социальной защиты является социальная помощь населению.
Правовым основанием данного формата является закон «О государственной социальной помощи» .
Данный закон регламентирует вопросы государственной социальной помощи гражданам и семьям, имеющим малое материальное обеспечение за счёт средств региональных бюджетов и ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), производимых за счёт средств федерального бюджета.
Закон так же регламентирует «социальные пакеты» для некоторых категорий населения, которые включены в государственный федеральный реестр.
Согласно этому закону система социальной поддержки населения имеет материальную основу в региональные бюджеты.
Таким образом, еще одним форматом социальной защиты населения является выплата социальных пособий и обеспечение льгот некоторым категориям граждан, признанных особо нуждающимися.
В настоящее время количество социальных выплат и льгот достигает тысячи и установлены они для более двух сотен категорий граждан. В результате, количество претендующих на получение пособий и льгот лиц, доходит до 10 миллионов человек.
При помощи социальных пособий и льгот осуществляется реализация по социальным гарантиям гражданам, а также в полной мере производится учет индивидуальных ситуаций и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и др.
Под обязательным государственным социальным страхованием подразумевается инструмент возмещения социального риска, а также механизм для социального перераспределения с учетом принципов социальной справедливости. Социальное страхование является одним из видов материального обеспечения граждан в условиях наступления нетрудоспособности, в частности по причине болезни, а так же и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Социальное страхование осуществляется государством, при помощи специальных фондов, которые образуются из специальных взносов от имени работодателей и от самих работников, к которым могут добавляться так же дотации из федерального бюджета, предназначенные для материального обеспечения работающих и членов их семей.
Похожие работы