Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по инновационному менеджменту > Фискальная политика государства и ее влияние на инновационную активность в экономике

Тема дипломной работы: Фискальная политика государства и ее влияние на инновационную активность в экономике

2500 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение: Учебные заведения Москвы > Московский государственный университет (МГУ) > Факультет государственного управления
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Инновационный менеджмент, Экономика
Год сдачи: 2013
Количество страниц: 107
Оценка: 5
Рейтинг работы:

Оглавление
Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты воздействия бюджетно-налоговой политики государства на инновационную активность в рыночной экономике. 6
1.1 Экономические особенности протекания инновационных процессов в рыночной экономике 6
1.2 Влияние жестких и мягких бюджетных ограничений на инновационную активность 20
Глава II. Возможности и инструменты бюджетно-налоговой политики государства в инновационной сфере: зарубежный опыт. 30
2.1 Налоговые механизмы стимулирования инновационной активности 30
2.2 Неналоговые механизмы стимулирования инновационной активности 37
Глава III. Особенности бюджетно-налоговой политики направленной на инновационное развитие экономики в РФ. 55
3.1 Бюджетная политика в РФ на современном этапе, в контексте стимулирования инновационной активности 55
3.2 Налоговые механизмы стимулирования инновационной активности на современном этапе в РФ 65
Заключение 97
Список использованной литературы 101

Введение

Актуальность темы. Модернизация и инновационное развитие экономики, повышение ее конкурентоспособности и обеспечение экономического роста на принципиально новом технологическом уровне является ключевой задачей социально-экономической политики современной России. Несмотря на то, что за последние годы в РФ были созданы основные элементы инновационной инфраструктуры, а в инновационную деятельность вовлечено значительное число ученых и предпринимателей, добиться существенных положительных сдвигов пока не удалось: большинство международных исследований и рейтингов фиксирует, что развитие инновационных процессов в России находится на низком уровне и слабо влияет на развитие экономики.

Традиционными провалами в конкурентоспособности российской экономики, несмотря на определенный потенциал в сфере человеческого капитала и научных достижений, по версии «Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума» (Global Competitiveness Index – World Economic Forum report), остаются слабость институтов (в т.ч. созданных в рамках поддержки и развития национальной инновационной инфраструктуры), малочисленность инновационных разработок предприятий, слабая патентная активность, функционирование науки в рамках традиционной модели, оторванной от бизнеса и образования. В последние годы позиции России в данном рейтинге неуклонно ухудшаются – с 51 места в 2008 г. страна переместилась на 67 в 2012 г. Особенно показательным выглядит ухудшение в группе факторов характеризующих инновационность экономики и восприимчивость бизнеса к инновациям: с 73 места в 2008 г. до 108 в 2012г .

Согласно данным статистического сборника «Индикаторы инновационной деятельности 2012», отечественный бизнес в целом предъявляет невысокий спрос на инновации. Инновационная деятельность сводится преимущественно к приобретению машин и оборудования, а не проведению исследований и разработок (ИР) и созданию на этой основе заделов для разработки радикальных новшеств. Как следствие, доля инновационной продукции, новой для рынка, составляет лишь 0,6 % в общем объеме отгруженной продукции (в Германии – 3,3 %, Финляндии – 6,3 %). Доля России в числе патентов, которые регистрируются в Европе, США и Японии (так называемые «триадные патентные семьи»), всего 0,1 % .

В ходе текущего кризиса Российская экономика существенно ослабила свои позиции. Несмотря на стабильное макроэкономическое положение, наблюдается существенное торможение темпов экономического роста и серьезный отток капитала. Восстановление докризисного уровня ВВП произошло при ухудшении отраслевой структуры экономики: добыча полезных ископаемых превысила предкризисный уровень на 5%, тогда как обрабатывающие производства – примерно на 1% .

Таким образом, несмотря на декларируемую приоритетность задач модернизации экономики на основе инновационного развития, позитивные сдвиги практически не происходят. Благополучный период экономического роста и высоких цен на нефть (2000 – 2008 гг.) в должной мере не был использован для перевода страны на инновационные рельсы. Новые способы добычи газа, которые в перспективе могут привести к коренному изменению системы мирового энергоснабжения , будут иметь существенные экономические последствия для мировой экономики, и скорее всего, приведут к падению цен на главные товары российского экспорта, а следовательно – снижению доступных бюджетных ресурсов необходимых для инновационного рывка.

В текущих условиях, пока еще окончательно не упущены возможности, бюджетно-налоговая политика является одним из наиболее эффективных каналов государственного воздействия на протекание инновационных процессов и при грамотном использовании своего инструментария может привести к необходимым структурным сдвигам, росту конкурентоспособности позиций страны в международном разделении труда и выходу на долгосрочную траекторию устойчивого экономического роста, поэтому тема работы является весьма актуальной.

Целью исследования является изучение теоретических аспектов инновационных процессов в современной рыночной экономике, зарубежного опыта и российской практики использования возможностей и инструментов бюджетно-налоговой политики для регулирования инновационных процессов, а также определение возможных направлений и мер по совершенствованию регулятивных механизмов бюджетно-налоговой политики в инновационной сфере.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

 Провести анализ современных концепций инновационной деятельности в экономической теории, на предмет выявления используемых в них трактовок инновационного процесса, прямых и опосредованных провалов рыночного механизма применительно к инновационному процессу;

 Изучить зарубежный опыт применения налоговых и неналоговых механизмов государственной поддержки, направленных на стимулирование протекания инновационных процессов в экономике;

 Проанализировать бюджетно-налоговую политику РФ на ближайшие три года, в увязке с концепцией бюджетных ограничений;

 Выявить возможные направления и меры государственного воздействия в инновационной сфере.

Объектом исследования является инновационный процесс в рыночной экономике и возможности его стимулирования бюджетно-налоговой политикой государства.

Предметом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе стимулирования инновационной активности посредством бюджетно-налоговой политики государства.

Теоретической основой исследования послужили концепции зарубежных ученых в области изучения экономических аспектов протекания инновационных процессов в рыночной экономике, прежде всего в рамках эволюционного подхода (Й. Шумпетер), теоретические и прикладные исследований отечественных и зарубежных авторов посвященные исследованию воздействия бюджетно-налоговой политики на инновационную активность, рекомендациям и анализу мирового опыта в применении мер государственной поддержки, а также исследования, выполненные в рамках проектов международных организаций, таких как организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международный валютный фонд (МВФ).

Методологическая основа исследования включает общенаучные принципы познания, методы индукции и дедукции, приемы системного анализа и диалектической логики. При обработке фактического материала использовались методы группировки, сравнительного и статистического анализа.

Информационную базу исследования составили данные отечественной статистики, российских информационных агентств, ресурсы сети Интернет, Отечественные и зарубежные монографии, публикации международных организаций, статьи из периодических изданий, а также материалы органов государственной власти Российской Федерации (прежде всего Министерства экономического развития РФ, собранные за время прохождения преддипломной практики, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы).

Раскрытие поставленной цели и задач определило структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.