Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по искусству > многофункциональность театрального искусства
многофункциональность театрального искусства

Тема дипломной работы: многофункциональность театрального искусства

2500 ₽
Купить за 2500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Искусство
Дата публикации: 23.09.2011
Количество просмотров: 477
Рейтинг работы:
Описание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА 5

1.1. Исторические корни театрального искусства 5

1.2. Народность театрального искусства как явление русской национальной культуры 10

1.3. Многофункциональность театрального искусства как фактор познания эпохи и самопознания зрителя 15

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА 21

2.1. Талант и новаторство театра Станиславского 21

2.2. Театр социальной маски Мейерхольда 23

2.3. Многофункциональность и многоплановость современного театрального искусства 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

ЛИТЕРАТУРА 31



«Жизнь - самый щедрый художник, но летит она очень быстро. Человек не успевает порой осмыслить всего великого, происходящего в ней. Есть очень много на¬стоящих героев; но они не понимают своего подвига. В человеке всегда больше материала, чем он способен вынести на поверхность. Для выявления этого и сущест¬вуют художники, личность которых, как зеркало события, для меня всегда важнее, чем самое событие. Наше дело - обнаружить и добраться до вещей, которых люди сами не замечают. Человек смотрит, художник видит ...<> Мы ходим по шедеврам, они у нас под ногами. Нужно уметь разглядеть их, то есть увидеть ситуацию изнутри». Эти слова писателя и драматурга Л. Леонова станут лейтмотивом нашего исследования проблемы многофункциональности театрального искусства.

Театр – это и есть сама жизнь во всем её многообразии, и театр – это только отражение и переосмыслении жизни. Театральное искусство тесно соприкасается с той интерес¬ной и, вместе с тем, необычайно сложной областью, которую мы называем общественной психологией и которая подлежит изучению социологов. В данной работе тема эта ставится в более узком ас¬пекте и раскрывается на сравнительно ограниченном мате¬риале. Тема работы очень актуальна, практически значима и интересна с точки зрения исследования многофункциональности театрального искусства.

Объектом исследования является: театральное искусство.

Предметом исследования - многофункциональность театрального искусства.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что театр – это школа жизни во всем её многообразии. В этом его притягательная сила, многофункциональность и массовость.

Цель исследования - выявить основные функции театрального искусства и определить их значение для развития общественной жизни.

На пути к поставленной цели решались следующие задачи.

1) Проанализировать исторические корни театрального искусства.

2) Рассмотреть психологические функции театрального искусства: человековедение, познание эпохи и самопознание личности.

3) Выявить роль функций театрального искусства в консолидации общества, становлении человека как субъекта общественной жизни и их влияние на формирование патриотизма, духовности, чувства прекрасного.

4) Сопоставить различные направления театрального искусства, установить их взаимосвязь и степень воздействия на человека.

Методы исследования: контент – анализ, наблюдение, осмысление, обобщение. Курсовая работа базировалась на трудах: Н.А. Абалкина, В.В. Алперса, Л.Д. Михайлова, З. Владимирова, В.Максимовой, М. Захарова, Г.Хайченко и других.

В результате исследования были обозначены основные функции театрального искусства: воспитательно-патриотические, релаксационно-познавательные, досугово-образовательные, творческо-созидательные, нравственно-эстетические, духовно-просветительские, общественно-исторические, эмоционально-энергетические и другие. Главный вывод заключается в том, что театральное искусство многолико, инновационно и непостижимо в своем многообразии.

Таким образом, тема курсовой работы раскрыта на основе анализа литературных источников и методов социологических исследований.



1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Исторические корни театрального искусства



«Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождения театра. Никто на всем свете не сказал, да и не скажет, на каком листке календаря следовало бы обозначить его первоначальную дату. Время существования театра измеряется небыва¬лой по историческим масштабам мерой - временем существования самого рода человеческого.

День возникновения театра сокрыт в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохи истории человечества. Той эпохи, когда человек, впервые взявший в свои руки орудия первобытного труда, становился человеком. Приобщение к труду принесло ему поэтическое прозрение: человек стал обретать в себе поэта, эстетическую способность поэтического восприятия мира» – пишет о театре Н.А. Абалкин, известный критик, автор и ведущий телепередачи «Рассказы о театре» [1, С.4].

«В те далекие века у только что нарождавшейся поэзии не было могучих крыльев, её еще не коснулось мощное дыхание большого полета – продолжает он. - До какого-то сро¬ка, до какой-то поры назначение её сводилось только к подчиненному сопровождению обрядов и ритуалов, утверждавшихся в быту первобытной общины. А ког¬да подошло уже время ее зрелости, самостоятельности поэтического существования, поэзия вырвалась на сво¬боду, оборвав путы прежней нераздельности с бытом. И тогда-то наступило время сближения судьбы поэзии с судьбой театра» [1, С.5].

В золотую пору детства человечества первые поэ¬ты земли - великие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид, как добрые гении поэзии склонились над колыбелью театра. Они вызвали его к жизни. И они обращали его к служению людям, к прослав¬лению духовного могущества человека, его неукроти¬мой силы, нравственной энергии героизма.

За прошедшие с той поры тысячелетия все еще не померкло имя одного из первых героев театра. Им был Прометей Эсхила - мятежный богоборец, осужден¬ный Зевсом на вечные муки за служение людям, за то, что добыл для них огонь, научил их ремеслам и наукам. Навечно прикованный к скале, он гордо славил свободу и достоинство человека:



Знай хорошо, что я б не променял

Своих скорбей не рабское служение:

Мне лучше быть прикованным к скале,

Чем верным быть прислужником Зевеса».



Героя трагедии Эсхила «Прометей прикован¬ный» Маркс называл самым благородным святым и мучеником в философском календаре...

Вместе с Эсхилом столь же страстно славил чело¬века младший его современник, Софокл:



Много в природе дивных сил,

Но сильней человека нет.



За ними, могучими своими предшественниками, поднимался Еврипид - самый трагедийный поэт ан¬тичного мира. И, быть может, самый бесстрашный. Отрешаясь от заданности мифологических сюжетов, он выковывал реальные характеры людей, живущих накаленными страстями, накаленными чувствами, мыс¬лями, переживаниями.

Эсхил, Софокл и Еврипид положили - по свиде¬тельству истории - великое начало великому делу. Делу вечному! Столетие за столетием - во все вре¬мена, во все эпохи, прожитые неисчислимыми чело¬веческими поколениями, театр неизменно, неотрывно сопутствовал движению истории человечества [1, С.6].

Эпоха следовала за эпохой, одна общественно-экономическая формация сменяла другую, возникали и исчезали государства, страны, империи, монархии, в глубинах океана исчезла Атлантида, разгневанный Везувий горячей лавой залил несчастную Помпею, на долгие века пески занесли на Гиссарлыкском холме воспетую Гомером Трою, - но ничто и никогда не прерывало вечного бытия театра. Наидревнейшее творение человека, театр до наших дней сохраняет свою неизменную притягательную силу, неистребимую жизнестойкость, тот чудодейственный эликсир молодости, секрет которого так и не откры¬ли алхимики средневековья. Театр – многолик и многообразен. Во все предшествующие эпохи жила в человеке вечная потребность в театре. Та потребность, что зародилась неког¬да на древних дионисовых празднествах винограда¬рей в честь мифического божества земного плодородия. Театр нужен был человеку всегда! [3, С. 666]

Как только не складывалась в прошлом судьба театра! Он испытал, пережил все, пока не обрел свое¬го постоянного крова - театрального здания. Его представления давались всюду: на площадях и ярмарках, на церковных папертях, в замке знатного феодала, в монастырской обители, в раззолоченном дворцовом зале, на постоялом дворе, в поместье вельможного крепостника, в церковной школе, на сельском празднике.

Всякое бывало в его судьбе... Его проклинали, не¬навидели, запрещали, подвергали гонениям и издева¬тельствам, наказаниям и преследованиям, отлучали от церкви, грозили кнутами и виселицами, всеми не¬бесными и земными карами. Но никакие испытания, никакие беды и невзгоды не сломили вечной жизнестойкости театра [3, С. 666].

В преобладании театральных форм действования людей - своего рода парадоксальность добуржуазных эпох. Здесь имели место поразительное невнимание к привычному, повседневному, будничному действованию человека и, напротив, пристальный, неустанный интерес (идеологический, нравственный, художественный) к тому, что было редким и исключительным, ко всему театрально-эффектному и броскому. Духовно-значительное, человечески-достойное, общеинтересное - с одной стороны, театральное- с другой, составляли для наших далеких предков своего рода тождество, современным людям малопонятное.

Подобная парадоксальность древних и средневековых культур отчасти объясняется тем, что при отсутствии массовых коммуникаций (в том числе книгопечатания) главным средством общественного единения были прямые кон¬такты говорящего с большим количеством присутствую¬щих: с публикой, толпой, массой. Главное же, в эти эпохи частная жизнь людей остава¬лась недостаточно выделенной из общего, коллективного, непосредственно публичного бытия. «Его жизнь - писал Белинский о древнем греке,- на площади, на поле брани, в храме, в судилище» [3, С.666].

Действование людей в очень большой мере задава¬лось устойчивой традицией, непререкаемыми нормами, об¬щепризнанным этикетом. Поведение человека было подчи¬нено ритуалам, которые, как правило, являлись непосредственно-общественной, групповой, массовой деятельностью.

Все сколько-нибудь значительные периоды существования людей протекали, как бы под контролем свыше и были преисполнены театрального по своим фор¬мам «служения» ритуалу. Их поведение при этом нередко оказывалось аффектированным, пронизанным патетикой. Даже семейная жизнь была сопричастна ритуальной аффектации. Вспомним Ярославну, плачущую на городской стене. Или (совсем из другой эпохи) сетования Кабанихи по адресу Катерины: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце». Семейные отношения здесь осознаются как сфера непосредственно-публичного действования, поистине театрального [19, С.29].

Генетическая связь с ритуальными (как и мифологическими) началами исторического бытия, как из¬вестно, характеризует все виды искусства. Но театр и дра¬ма в силу своей органической, извечной тяги к публичности в большей мере, чем иные формы художественного творчества, и по времени гораздо дольше, чем они, сохраняли свои исконные, первичные связи с собственно ритуаль¬ным поведением. Объяснить это, по-видимому, следует моментами общности ритуально-обрядовой и художественно-сценической деятельности. И та и другая «материализуются» в исполненном театральности словесно-физическом действовании группы людей, которое протекает в обозримом пространстве и замкнутом времени.

В эпохи, когда искусство, не утратившее еще своей связи с ритуалом, упорно и повсеместно тяготело к пате¬тике либо гротеску, свойства драматической формы вполне отвечали тенденциям общелитературным и общехудожественным. Именно поэтому, вероятно, драма - от античности и вплоть до XVIII века - не только успешно соперничала с эпосом, но нередко выдвигалась на первый план, выступая в качестве «венца поэзии». Художественная культура целого ряда эпох запечатлела себя по преимуществу в драматическом искусстве. Эсхил н Софокл в период расцвета рабовладельческой демократии, Шекспир в эпоху позднего Возрождения, Мольер, Корнель и Расин в пору классицизма не имели себе равных среди авторов эпических, повествовательных произведений. В качестве своеобразного подведения итогов многовековому художественному опыту символично творчество Гёте: великому писателю были доступны все литературные роды, увенчал же он свою жизнь в искусстве созданием бессмертного «Фауста».

Немало знаменательных событий, удивительных эмоциональных потрясений зрительного зала хранит история нашего театра. Проходят века, сменяются социально-экономические формации, а театр все тот же. Он властвует над людьми, эмоционально потрясая их и возрождая для жизни. Он непредсказуем и многолик. Он маска и живое лицо. От тихой слезы до безудержных рыданий, от тихой улыбки до гомерического хохота. Это театр и сама жизнь.

Театр сродни с чувством революционного порыва, ожидания бурных изменений и потрясений. Парижская коммуна живет на театральных подмостках, бесстрашный Робин Гуд несколько веков волнует умы и привлекает людей своей борьбой за справедливость и милосердием к слабым и обездоленным. Но театр – это и прекрасное. Человеческая душа, жестоко страдая, ждет своего утешения, милосердия [9, С. 57].

Театр всегда остается театром, и с празднично освещенной рампой, и тогда - перед атакой, перед боем, перед разведкой - ожидание встречи с ним рождало все то же приподнятое праздничное настроение у человека с ружьем, у бойца гражданской войны. [7, С. 68]. «Ждали красноармейцы актерскую труппу всегда с величайшим нетерпением и обычно знали каждый момент и самым точнейшим образом, где она сейчас находится, в какой бригаде, долго ли там пробудет, сюда приедет или в другую бригаду. И если знали, что труппа едет к ним, настроение повышалось, из уст в уста передавалось об этом как о величайшей ра¬дости...» [2, С. 64].

Революция вызвала к жизни тысячи театров. Они были всюду: на всех фронтах гражданской войны, во всех городах, во множестве селений, поселков, приго¬родов, деревень. Осенью 1920 года на сессии Всероссийского Центрального исполнительного комитета Советов нарком просвещения Луначарский докладывал: «Во Франции имеется 113 крестьянских театров, а у нас в одной Костромской гу¬бернии 400, а в России крестьянских театров 3000. Вся Россия, можно сказать, играет» [7, С. 63].

Таким образом, театр – это жизнь во всем ее многообразии. Это комедия и драма, это лицедейство и пластика, это маска и правда жизни, это обновленная душа, омытая слезами радости и горя. Театр – синтез искусств в одном действии (Приложение 1). Театр – это высокое искусство художественного слова, декламации, танца, музыки, импровизации. Театр – это яркие декорации, художественное перевоплощение, психологические портреты и образы, которые становятся нарицательными и живут в сердцах людей вечно.



Купить за 2500 ₽

Похожие работы