или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Международные отношения |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 91 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 18.10.2015 |
Количество просмотров: | 754 |
Рейтинг работы: |
Введение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ И КАНАДСКОЙ ТИХОШОКЕАНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ.
§ 1. Теоретические основания исследования трансконтинентальных железных дорог.
§ 2. Исторические предпосылки и основные этапы строительства железных дорог в России и Северной Америке.
2.1. Начало строительства железных дорог в России и Канаде.
2.1. История строительства Канадской Тихоокеанской железной дороги.
2.2. История строительства Транссибирской магистрали.
§ 3. ТСМ и КТЖД в социально-экономическом развитии России и Северной Америки.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ И КАНАДСКОЙ ТИХООКЕАНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ.
§ 1. Геополитическое и геокономическое значение ТСМ и КТЖД на современном этапе.
§ 2. Направления и перспективы развития ТСМ и КТЖД.
Заключение. Список литературы.
(фрагменты работы)
Актуальность исследования. В социально-экономическом развитии любого региона особая роль принадлежит транспортным коммуникациям. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе многих промышленно развитых стран, особенно тех, чье пространственное положение сопоставимо с размерами целого континента. В этой связи дипломная работа посвящена изучению Транссибирской магистрали и Канадско-Тихоокеанской железной дороге в их исторической роли и современном геополитическом значении. Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что Канада и Российская Федерация - это две крупнейшие по территории державы мира и вследствие этого, развитие трансконтинентальных железных дорог выступает одним из ключевых факторов транспортного развития данных государств. А также в том, что на сегодняшний день магистрали по-прежнему играю важную роль в объединении географически отдаленных регионов в России и Канаде.
Канада по своему географическому положению, по природным условиям, по обширности малонаселенного пространства и по историческому периоду транспортного освоения своей территории, обладает из всех крупных стран наибольшим сходством с Россией, особенно регионом Сибири.
Занятие территории обеих стран европейцами и русскими и основание в них поселений началось почти одновременно. В частности, Тобольск, основанный русскими в Сибири в 1587 г., и Квебек, основанный французами в Канаде в 1608 г. К 1633 г. русские дошли уже до Камчатки, а французы заняли Акадию в 1661 г. С разработкой проекта Транссиба была связана важная командировка в Канаду двух изыскателей - инженеров Н.С. Кругликова и А.И. Имшеник-Кондратовича, направленных, для сбора всех данных, годных для аналогичных условий Сибири. Инженеры представили подробные отчеты об осмотре Тихоокеанской железной дороги, приложив к нему карты, чертежи, фотографии и т.д. Они проводили сравнение условий Сибири и Канады, указывали местности со сходными природными характеристиками и технические решения, которые применяли строители в Северной Америке. Неоднократно указанные аналогии между условиями постройки магистралей вызывали желание подробно ознакомиться с теми техническими проектами, которые нашли себе применение при сооружении самого северного из существующих транзитных путей.
Исследование опыта строительства Канадской Тихоокеанской железной дороги было полезным при строительстве и остается востребованным при дальнейшем развитии Транссиба.
Объектом исследования является Транссибирская магистраль и Канадская -Тихоокеанская железная дорога.
Предмет исследования – историческая роль и современное геополитическое значение Транссибирской магистрали и Канадской-Тихоокеанской железной дороги.
Цель исследования: проанализировать исторические этапы строительства Транссиба и КТЖД, их социально-экономическое и геополитическое значение, а также перспективы развития.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- выявить теоретические основания исследования трансконтинентальных железных дорог;
- раскрыть предпосылки и провести сравнительно-исторический анализ строительства Транссиба и КТЖД;
- изучить особенности социально-экономического влияния трансконтинентальных железнодорожных магистралей в России и Северной Америке на современном этапе;
- определить геополитическое значение Транссиба и КТЖД;
- обозначить направления и перспективы развития ТСМ и КТЖД.
Методы исследования. Для достижения целей дипломной работы и решения поставленных задач были использованы универсальные научные методы и частно-научные методы. Основной метод исследования, который был применен в дипломной работе - сравнительный анализ, с помощью которого был проанализирован ход строительства трансконтинентальных магистралей в России и Канаде, выделены общие и специфические характеристики. В результате удалось установить, что не смотря на то, что строительство КТЖД и ТМС проходило в практически одинаковых климатических, финансовых, социальных и др. условиях, специфические характеристики вытекали из особенностей управления и организации строительного процесса и целей строительства магистралей.
В работе широко применялся исторический метод исследования. В рамках этого метода были рассмотрены исторические особенности и основные этапы строительства, современное состояние магистралей, а при помощи экстраполяции исторических тенденций развития магистралей сделан прогноз их геополитического и геоэкономического развития. Благодаря историческому методу удалось комплексно понять суть проблемы и выявить социально-экономическое влияние Транссиба и КТЖД на развитие РФ и Канады.
В дипломной работе использовались методы системного анализа, которые позволили упорядочить представления об Тихоокеанской магистрали и Сибирском пути, где сконструированные магистрали выступают в качестве искусственной системы, обладающей синергетическим эффектом по отношению к регионам, в которых они построены и продолжают модернизироваться. При этом учитывались как внутренние так и внешние факторы, были изучены отдельные особенности строительства магистралей в Канаде и России, рассмотрены влияние отдельных факторов на функционирование железнодорожный линий, например, Первая и Вторая мировые войны.
Хронологические рамки исследования. Нижняя граница исследования связана с необходимостью выявить исторические предпосылки строительства Транссиба и КТЖД (с 1870-х г. началось обсуждение транспортного проекта в Канаде, старт которому был дан в 1874 г., а в России обсуждение необходимости создания Транссиба началось с 1850-х гг. и перешло в фазу непосредственного строительства в 1891 г.). Верхняя граница исследования – настоящее время (а также долгосрочная перспектива, на протяжении которой мы рассмотрим данные проекты).
Степень разработанности проблемы.
В отечественной и зарубежной литературе конца XIX - начала XXI вв. проведено множество исследований на тему транспортного развития трансконтинентальных магистралей. Однако, сравнительно-исторический аспект строительства КТЖД и Транссиба был исследован недостаточно, хотя и затрагивался в трудах В. Казимирова, Л.М. Горюшкина, Д.В. Залужной, М.И. Воронина, В.Е. Павлова, А.И. Панкратова, О.С. Сороко-Цюпка, а также Б. Фицсиммонса, Н.А. Инниса, Д. Р.Стивенса, Ф.Х. Регера.
Группа источников по социально-экономическому значению магистралей представлена работами Д.В. Залужной, В.А. Скубневского, Б.К. Андрющенко, Б. Фицсиммонса, О.С. Сороко-Цюпы. Они отмечают, что строительство Транссиба и КТЖД вызвало переселенческие движения, экономический рост регионов, а также развитие новых видов промышленности.
В отечественной и зарубежной литературе практически не исследовалось геополитическое значение магистралей. Эта тема упоминалась параллельно другим сюжетам мировой истории, например, в работах Дергачева В.А. Международное значение Транссиба и КТЖД отображено в трудах исследователей международных транспортных коридоров С.М. Резера и Р.Г. Леонтьева.
По типологии, используемые в работе источники, помимо многочисленной научной литературы, можно классифицировать следующим образом: законодательные акты, статистика, периодическая печать, документальные издания.
К законодательным источникам относятся: законы и положения об учреждении Комитета Сибирской железной дороги, о железнодорожных тарифах для переселенцев, официально опубликованные приказы министра путей сообщения (например, 18 июня 1887 г. на заседании под председательством Министра путей сообщения с участием министров финансов, военного, государственных имуществ и Государственного контролера было принято решение строить Сибирскую дорогу; соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли между Канадой, США и Мексикой (НАФТА), которое позволила рассмотреть принцип взаимодействия транспортных коммуникаций данных стран; Акт о Британской Северной Америке от 1967 г., благодаря которому возникла федерация провинций Онтарио, Квебек, Новая Шотландия и Нью-Брансуик, положившая начало процессу объединения всей страны.
К статистике относятся: отчеты деятельности Компании КТЖД, статистика перевозки грузов через порт Ванкувер (2014 г.), отчеты Министерства транспорта Канады и Координационного Совета по Транссибирским перевозкам (2013 г), Труды Комиссии по вопросу строительства железных дорог через всю Сибирь.
К периодической печати относятся: статьи о Канадской тихоокеанской железной дороге и ее влиянии на рост экономического благосостояния Канады. Источником для дипломной работы стали материалы международной научной конференции во Владивостоке на тему «Роль Транссибирской железнодорожной магистрали в развитии сотрудничества стран АТР: перспективы соединения Транссибирской и Транскорейской железных дорог».
Документальные издания представлены мемуарами С.Ю. Витте, в которых он писал, что «для блага России прежде всего необходим развитие ее обрабатывающей промышленности и транспорта»; а также воспоминания, великого русского инженера А.В. Ливеровского, который сыграл большую роль в организации строительства Кругобайкальской железной дороги и решении многих технических проблем.
Дипломная работа состоит из двух глав, объединенных в четыре параграфа, заключения, списка источников и литературы.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических оснований и истории строительства Великого Сибирского пути и Канадской Тихоокеанской железной дороги, а также социально-экономические влияние двух магистралей на развитие России и Канады.
Во второй главе проанализировано современное геополитическое положение Транссиба и КТЖД, взаимодействие их с транспортными системами зарубежных стран и другими видами транспорта, направления и перспективы развития.
В заключении обозначены результаты исследования.
Похожие работы
Работы автора