или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 84 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 04.07.2016 |
Количество просмотров: | 640 |
Рейтинг работы: |
В рамках данной работы нами были рассмотрены основные аспекты профилактики социально-педагогической запущенности учащихся в рамках деятельности современной школы. Первоочередной задачей для нас являлось знакомство с теоретическими основами профилактики социально-педагогической запущенности. Это подразумевало погружение не только в необходимый терминологический аппарат, но и исследование существующих к настоящему моменту идей и концепций в области профилактики запущенности, причин возникновения и признаков проявления. Задача была успешно выполнена, произошло первичное погружение в предметную область, что позволило нам приступить к решению следующей поставленной задачи.Основываясь на полученных теоретических знаниях, мы приступили к практическому рассмотрению системы профилактики социально-педагогической запущенности учащихся, работающей на базе реального образовательного учреждения.
(фрагменты работы)
Актуальность исследования. Социально-педагогическая запущенность школьников является сегодня весьма распространенным явлением. Многие дети испытывают сложности в общении со сверстниками и взрослыми по причине недостаточной развитости коммуникативного навыка как такового. Если говорить о педагогической и социальной запущенности детей и подростков, то проблема с коммуникацией представляет собой лишь один из множества аспектов. Запущенность в личности ребенка может проявляться через несформированность свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я».
Дети, для которых характерно данное состояние, не могут полноценно принимать участие в игровой, познавательной или иной деятельности, поскольку испытывают в числе прочего проблемы с концентрацией внимания. Это ведет к тому, что процесс социализации и адаптации ребенка в обществе проходит достаточно проблематично, сопровождаясь рядом существенных отклонений и трудностей, в решении которых приходится нередко прибегать к профессиональной помощи социальных, медицинских, педагогических работников.
Нарушения в развитии ребенка, обусловленные проявлением педагогической запущенности, при отсутствии позитивного корректирующего воздействия со стороны членов семьи или специалистов, могут в дальнейшем усугубиться посредством развития признаков социальной запущенности. Это является вполне вероятным, поскольку дети и подростки, не получившие должного воспитания и не приобщенные к базовым морально-нравственным ценностным ориентирам, могут не усвоить или вообще отвергнуть правила и нормы социального поведения точно также, как не принимали модели поведения, предлагаемые им в процессе игровой деятельности. Здесь уже речь может идти о таких социальных отклонениях как бродяжничество, аморальное поведение, приверженность вредным привычкам. В этом случае таким детям и подросткам необходимо оказывать требуемую помощь (социально-педагогическую, социально-психологическую, медицинскую) в специализированных учреждениях системы социальной защиты населения.
Причины социально-педагогической запущенности многие исследователи связывают с проблемами воспитательного воздействия, а также с трудностями взаимоотношений в семье. В любом случае с целью недопущения увеличения масштабов развития социально-педагогической запущенности, а также с тем, чтобы минимизировать количество детей и подростков, у которых она проявляется, необходимо с раннего возраста проводить профилактические мероприятия. Немаловажную роль в организации этого процесса должны играть не только члены семьи, где воспитывается ребенок или подросток, но также и учреждения образования, в частности школа, где он обучается.
Роль школы в применении мер профилактики социально-педагогической запущенности обучающихся трудно переоценить. Здесь сплетаются воедино и познавательная деятельность, и воспитательное воздействие, и становление духовно-нравственных ориентиров, и коммуникативное взаимодействие со сверстниками и старшими по возрасту людьми. Школа, по сути, готовит ребенка и подростка к жизни в современном обществе. Для того, чтобы обучающийся был успешен и полезен обществу, следует разработать и применять систему профилактики социально-педагогической запущенности детей и подростков.
Актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости совершенствования социально-педагогических мер профилактики.
Степень разработанности темы. Проблематика социально-педагогической запущенности, ее истоки и способы профилактики в профессиональном научном сообществе является весьма актуальной и активно изучается. Вопросы возникновения, развития социально-педагогической запущенности, ее коррекции и профилактики исследованы Б.Н. Алмазовым, В.Г. Баженовым, В.Н. Барсуковым, А.С. Белкиным, A.M. Карабаевой, В.В. Комаровым, И.А. Невским, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, Е.В. Ялпаевой, М.А. Алемаскиным, А.А. Невским, Г.П. Вельским, В.П. Кащенко, С.С. Моложавым, Н.И. Озерецким, П.П. Блонским, Э.Г. Костяшкиным, И.П. Трушиной, И.В. Козубовской, В.Н. Мясищевым, С.А. Беличевой, Э.Б. Заседателевой, Р.В. Овчаровой и другими.
Вопросы своевременной профилактики социальной и педагогической запущенности затрагиваются в множестве работ, исследующих перевоспитание педагогически запущенных детей и подростков. В них акцентируется внимание на том, что одними из базовых причин педагогической запущенности являются недостатки семейного воспитания и ошибки в организации школьной жизни; связь между преступлениями, правонарушениями и педагогической запущенностью отмечается в работах Ю.В. Гербеева, Е.А.Горшковой, Г.П.Медведева, Г.М.Миньковского, О.А.Свиридова и др.
Большинство исследований социально-педагогической запущенности детей затрагивают период раннего обучения. Проблемы этого возрастного периода достаточно глубоко изучены в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов Э.М. Александровской, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткиной, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, И.А. Коробейникова, Н.В. Кудрявцева и др. В результате проведенных исследований была выявлена компонентная структура педагогической запущенности, разработанная Э.С. Заседателевой, классификация групп детей по степени педагогической запущенности разработана в работах В.Г. Баженова, М.А. Алемаскина. Р.В. Овчаровой были тщательно исследованы различные формы и проявления социально-педагогической запущенности детей, а также объяснена необходимость как можно более ранней диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей. Подобные взгляды разделяет и А.В. Булыгина, исследовавшая факторы профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности подростков.
Разработка модели и механизма системы комплексной ранней профилактики и коррекции запущенности детей базируется на философских и социально-педагогических подходах, изложенных в работах В.Г. Афанасьева, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Л.П. Буевой, М.М. Поташника, Ю.П. Сокольникова, Г.Н. Филонова, П.Г. и Г.П. Щедровицких.
Несмотря на наличие множества работ, посвященных проблематике социально-педагогической запущенности, на сегодняшний день, на наш взгляд, не нашли достаточного отражения в научной литературе вопросы, связанные с практическими аспектами профилактики социально-педагогической запущенности детей в условиях образовательного учреждения.
Объектом нашей работы является профилактика социально-педагогической запущенности.
Предмет – специфика профилактики социально-педагогической запущенности школьников в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель работы: изучить специфику профилактики социально-педагогической запущенности школьников в условиях общеобразовательного учреждения и разработать программу по совершенствованию данного процесса.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить ряд задач:
Теоретико-методологической основой нашего исследования выступают личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, A.Н. Леонтьев) и концепция ранней диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей (Р.В. Овчарова).
Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач нами были использованы следующие методы: анализ специальной литературы по проблеме исследования, метод изучения документов, метод экспресс-диагностики, опросные методы (анкетирование, экспертный опрос), математические методы обработки результатов исследования.
Эмпирическая база исследования. В качестве информационной базы исследования выступили Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2015), Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки №1897 от 17.12.2010, Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 26.04.2016), а также локальные акты МАОУ «СОШ №2 с УИОП» города Губкина Белгородской области.
Эмпирической базой исследования послужили результаты социологического исследования «Диагностика проблем профилактики социально-педагогической запущенности школьников в условиях общеобразовательного учреждения», проведенного автором в ходе прохождения производственной практики.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в рамках данной работы обобщен накопленный профессиональным научным сообществом опыт относительно понимания и толкования сущности социально-педагогической запущенности, причин ее появления, признаков, через которые она может проявляться у школьников, а также методов диагностики и профилактики данного явления.
Практическая значимость работы состоит в разработке программы профилактики социально-педагогической запущенности школьников, реализация которой в практической деятельности школ позволит увеличить степень вовлеченности учащихся в школьную жизнь, популяризовать здоровый образ жизни, усовершенствовать работу с родителями, повысить познавательную деятельность учащихся и преодолеть имеющиеся у них недостатки нравственного развития и воспитания, являющиеся причиной социально-педагогической запущенности.
Апробация результатов работы. Работа апробирована в ходе прохождения преддипломной практики в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкина Белгородской области. Разработанная нами программа профилактики социально-педагогической запущенности школьников была обсуждена на педагогическом совете школы и рекомендована к использованию.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Похожие работы