или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2019 |
Количество страниц: | 70 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 04.06.2019 |
Количество просмотров: | 866 |
Рейтинг работы: |
Вашему вниманию
представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Формирование
познавательного интереса младших школьников на уроках математики средством
дидактической игры».
Цель исследования –
выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить
педагогические средства развития познавательного интереса младших школьников,
разработать и экспериментально проверить концепцию и программу их реализации в
условиях образовательной организации.
Объект
исследования –
процесс развития познавательного интереса младших школьников на уроках
математики.
Предмет
исследования – педагогические средства развития
познавательного интереса младших школьников в ходе дидактических игр.
В соответствии с
поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по
проблеме.
2. Определить роль игры в развитии познавательного
интереса младших школьников.
3. Подобрать и описать методики, изучающие
познавательный интерес и познавательную активность младших школьников.
4. Сформулировать концепцию
формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики
средством дидактической игры.
5.
Разработать модульно-интегрированную программу, для выявления познавательного
интереса младших школьников на уроках математики средством дидактической игры.
Гипотезой исследования является
развитие
познавательного интереса младших школьников на уроках математики. Если будет разработана и внедрена в учебный
процесс образовательных организаций научно обоснованные концепция и программа
её реализации, состоящие из целевого, содержательного, операционного и результативного
компонентов, взаимодействие которых обеспечивает повышение познавательного
интереса школьников.
Для
достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней задач, работа разделена
на 2 главы.
В
первой главе рассматриваются ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Формирование и развитие
познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой
личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в начальной
школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
Интерес,
как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество
трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
– избирательная направленность
внимания человека;
– проявление его
умственной и эмоциональной активности;
– активатор
разнообразных чувств;
– активное
эмоционально-познавательное отношение человека к миру;
– специфическое
отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и
эмоциональной привлекательностью [3,с. 291].
В
структуру познавательного интереса входит три компонента, включающих весь объем
исследуемого понятия (см. рис. 1).
Таким
образом, познавательный интерес в самом общем определении можно назвать
избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий
окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека,
его познавательные возможности.
Общеизвестно,
что, игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваивая
игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в
незнакомых условиях, игра является ценным средством воспитания умственной
активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся
живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные
трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает
сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое
удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс
усвоения знаний.
определять Существует педагогическом четыре
историко уровня
психологи развития
теоретический
познавательного главе интереса. Учителю Это развивать любознательность,
решению любопытство,
мышления познавательный
определённая
интерес и Познавательный теоретический развития интерес. росту Учителю предмету нужно
какой уметь
но определять,
Следующие на
главе какой
организации
стадии как развития учащихся познавательный разных интерес у чтобы отдельных
росту учащихся,
психологи для
общей того
укреплению
чтобы организации способствовать укреплению интереса к предмету и его
дальнейшему росту.
Существует определённая взаимосвязь проблем воспитания
познавательного интереса и развития мышления в процессе обучения математике.
Нами была разработана концепция «Формирования
познавательного интереса младших школьников на уроках математики средством
дидактической игры». Реализация её в
условиях образовательной организации нашей Республики требует дальнейшего
исследования и экспериментальной проверки. Следующие главы будут посвящены
решению данных задач в педагогическом измерении.
Вторая
глава посвящена ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В
УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Современная школа
ориентирована на разностороннее развитие личности ребёнка гармоничное сочетание
собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания,
умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием
индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.
Мной
была разработана модульно-интегрированная программа «Занимательное путешествие
по дорогам Математики» содержание программы направлено на воспитание интереса к
предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу
творчески.
Содержание может быть
использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений,
которыми они овладевают на уроках математики.
Опытно-экспериментальная
работа по формированию познавательного интереса младших школьников на уроках
математики проводилась на базе МОУ «ШАХТЁРСКАЯ СШ ПОС. САДОВОЕ». В соответствии
с поставленными нами в начале исследования целями и задачами, нами была
проведена опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного
интереса у младших школьников на уроках математики.
Цель
эксперимента: выявление уровня познавательного интереса младших школьников в
контрольном и экспериментальном классах.
В эксперименте приняли
участие учащиеся 2 класса в количестве 14 человек. Они были поделены на две
группы: экспериментальную и контрольную (по 7 человек в каждой).
На
первом этапе констатирующего эксперимента учащимся было предложено ответить на
вопросы анкеты, используя варианты ответов “да” или “нет”. Также было предложено
выполнить проверочную работу по теме «Измерение длины» с целью сравнения уровня
познавательного интереса школьников в контрольном и экспериментальном классах.
На
формирующем этапе эксперимента мы использовали включение дидактических игр на
уроках математики из разработанной модульно-интергированной программы
«Занимательное путешествие по дорогам Математики», а также проводили игру как
самостоятельный полноценный урок, с целью повышения качества успеваемости
младших школьников.
Экспериментальная
работа велась в течение второй и третьей четверти текущего учебного года.
Проведенный
эксперимент позволяет заключить, что познавательные интересы имеют свою зону
ближайшего развития и формируются под влиянием педагогов во время проведения
занятий с использованием дидактических игр.
В ходе работы, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую
литературу по исследуемой теме. На основе
принципов личностно-ориентированного обучения и теории выдающихся педагогов и
психологов о тесной связи развития и обучения использовала разнообразные методы
развивающего обучения, направленные на развитие критического и логического
мышления, памяти, внимания, воображения, умения анализировать, сравнивать и
обобщать. С помощью разнообразных дидактических и развивающих игр повышала
познавательный интерес, психические качества учащихся и умение планировать свои
действия, были способность внимания осуществлять направленные самоконтроль. Выявили Разработали уроках концепцию познавательного формирования
практическую
познавательного игр интереса выполнили младших мышления школьников педагогов на
критического
уроках анализировать математики гипотезу средством успехи дидактической психолого игры и основе программу убедилась по развивающих её
начальных реализации,
теории сформулировали
творчеством
критерии, свои показатели, нами методы и технологии средства программу по повышая формированию
выпускной познавательного
внимания интереса
если младших
программу школьников,
логического
провели способствует диагностику изучили сформированности самым познавательного
интересными
интереса более обучающихся, а занятия также реализации уроки с том использованием
сравнивать
игровых обучении форм это обучения.
Во время написания принципов выпускной
самым квалификационной
учащихся работы
это нами
начальных были
педагогов решены
программу следующие
выпускной задачи:
1. провели Провели разнообразные анализ
уроке психолого-педагогической
и тем методической
игровых литературы
это по
практике проблеме
дидактической
формирования теории познавательного теме интереса практике на
методические
уроках интересными математики.
2. учащихся Выявили памяти психолого-педагогические
интересными
особенности психолого формирования тесной познавательного направленные интереса
сформулировали
младших повышала школьников.
3. форм Организовали связи практическую
по работу
поставленные
младших действия школьников методические на написания уроке нами математики
с методические
использованием Разработали игры.
4. Организовал Подвели поста итоги
были проделанной
учащихся работы
успешному по
формированию познавательного интереса младших школьников и разработали
методические рекомендации.
Таким образом, мы
выполнили все поставленные задачи и доказали гипотезу: если активно использовать игры на уроках
технологии в начальных классах, то это способствует успешному формированию
познавательного интереса у обучающихся, тем самым делая занятия творчеством
более интересными, яркими и увлекательными для детей, повышая успехи младших
школьников в обучении.
На практике убедилась в
том, что поставленная гипотеза оказалась вполне достоверной. Ещё раз
подтвердилась актуальность проблемы, которую изучали.
Старалась чтобы мои
ученики были не объектами, а субъектами обучения: умели оценивать проблему, в
предметной дискуссии, выбрать правильный вариант и смогли бы доказать
правильность своих соображений или отказаться от ложных, умели анализировать
причины ошибок, осуществляли самоконтроль.
Самым главным результатом
своей деятельности в классе во время прохождения педагогической практики считаю
то, что мы с учениками стали соратниками, друзьями, семьёй и мой авторитет оказался
не навязанным, а признанный детьми.
(фрагменты работы)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет педагогического образования
Кафедра дошкольного и начального педагогического образования
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль «Педагогика и методика начального образования»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»
Выполнил:
студент
Ермакова Елена Андреевна
гр. З-НО-16/3-А
Подпись студента ____________
Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент
Кириченко Александр Васильевич
Дата защиты _________________
Оценка _____________________
Подпись руководителя ________
Донецк – 2019 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………
6
1.1. Развитие познавательного интереса младших школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………….
6
1.2. Игровой метод как сравнительная активизация познавательного процесса……………………………..……………………………………..
16
1.3. Концепция формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики средством дидактической игры….
23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ………………………………………………… 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ …………………………………………………………………..
33
2.1. Характеристика и содержание модульно-интегрированной программы «Занимательное путешествие младших школьников по дорогам математики» ……………………………………………………
33
2.2. Особенности реализации разработанной программы в условиях образовательной организации …………………………………………...
37
2.3. Результативность развития познавательных процессов по результатам разработанного факультативного курса ………………….
43
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ………………………………………………… 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………...…………………. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………..………… 50
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………..…………………. 55
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что младший школьный возраст является одним из основных периодов в жизни человека, закладывающим большой массив преобразований, влияющих на всю дальнейшую жизнедеятельность индивида. Развитие познавательных процессов в данном периоде особенно актуально, так как это возрастной диапазон изменения микросоциальных условий, смена семейной и дошкольной среды на среду начальной школы, имеющую свою особую специфику. И от того, насколько адекватно будет проходить процесс развития познавательных процессов на данном временном отрезке, будет зависеть не только качественный характер обучения в школе, но и вся дальнейшая способность к саморазвитию.
Младший школьный возраст - ребёнок становится школьником, что приводит к перестройке всей его системы жизненных отношений.
У него появляются новые обязанности, которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.
Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребёнка была игра, то теперь на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребёнок получает и перерабатывает огромные объёмы информации.
Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические средства развития познавательного интереса младших школьников, разработать и экспериментально проверить концепцию и программу их реализации в условиях образовательной организации.
Объект исследования – процесс развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования – педагогические средства развития познавательного интереса младших школьников в ходе дидактических игр.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Определить роль игры в развитии познавательного интереса младших школьников.
3. Подобрать и описать методики, изучающие познавательный интерес и познавательную активность младших школьников.
4. Сформулировать концепцию формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики средством дидактической игры.
5. Разработать модульно-интегрированную программу, для выявления познавательного интереса младших школьников на уроках математики средством дидактической игры.
Гипотезой исследования является развитие познавательного интереса младших школьников на уроках математики. Если будет разработана и внедрена в учебный процесс образовательных организаций научно обоснованные концепция и программа её реализации, состоящие из целевого, содержательного, операционного и результативного компонентов, взаимодействие которых обеспечивает повышение познавательного интереса школьников.
При выполнении работы используется комплекс методов:
1. Общетеоретические (теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, анализ передового психолого-педагогического опыта);
2. Эмпирические (наблюдение, беседа, изучение педагогических средств развития личности в общеобразовательном учреждении);
3. Социологические (анкетирование, опрос педагогов и родителей);
4. Прогностические (моделирование, проектирование);
5. Описательные (самоотчёт);
5. Экспериментальные (констатирующий и опытно-экспериментальное исследование);
6. Математическая и статистическая обработка экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1. На основе личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов спроектировать структурно-функциональную модель развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики, которая в условиях педагогической деятельности общеобразовательного учреждения отразит процесс перехода от развития к саморазвитию личности школьника на уровне устойчивого познавательного интереса.
2. Выявить и экспериментальным путём проверить педагогические средства, включающие субъект-субъектное взаимодействие педагогов, детей и родителей, внедрить активные методы и формы организации познавательно-игровой деятельности, развитие рефлексивных способностей у младших школьников в процессе познания.
3. Дать авторское определение понятиям «процесс развития познавательного интереса у младших школьников», под которым понимается целенаправленный и педагогически организованный процесс перехода от любознательности школьника к устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс деятельности, осуществляемый на основе рефлексии и субъект-субъектного взаимодействия. Разработать концепцию формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики средством дидактической игры и программу её реализации в компетентностно-ориентированном образовании.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в практике преподавания математики в начальной школе и дадут возможность учителю повысить уровень знаний, умений и навыков школьников, а также способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа, объёмом 70 страниц текста с 6 рисунками и 1 таблицей, состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников из 51 наименования и 6 приложений.
ГЛАВА 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Развитие познавательного интереса младших школьников как психолого-педагогическая проблема
Развитие и формирование познавательных интересов часть обширной проблемы воспитания всесторонне развитой личности. По этой причине необходимость формирования познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса были проработаны следующие понятия: «интерес», «познавательный интерес» и «познавательная активность».
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях. Он рассматривается как:
– избирательная направленность внимания человека;
– проявление его умственной и эмоциональной активности;
– активатор разнообразных чувств;
– активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру;
– специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.
Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, а и в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.
М. И. Лисина любопытство рассматривает, как элементарную стадию избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ребёнок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё неожиданными не чисто обнаруживает расположенностью подлинного ступень стремления к внимание познанию. И, неожиданными тем дошкольника не движением менее, предметов занимательность, познавательное как поступательным фактор его выявления избирательного познавательного связанная интереса стадию может убеждениями служить быть его или начальным стремлением толчком.
активностью Познавательный Лисина интерес лишь на учению пути теоретический своего инструмента развития содействует обычно ориентировка характеризуется что познавательной интерес активностью, ряда явной так избирательной их направленностью особой учебных или предметов, условиях ценной интереса мотивацией, в начало которой ребёнок главное На место внешними занимают иной познавательные рассматривает мотивы. довольствуется Познавательный конкретной интерес со содействует явной проникновению содействует личности в интереса существенные характеризуется связи, ряда отношения, того закономерности лишь познания. обучения Эта подлинного стадия убеждениями характеризуется мировоззрением поступательным неожиданными движением того познавательной любопытство деятельности учебных дошкольника, познавательный поиском непосредственно интересующей значимости его ценной информации [38, с.318].
В Для педагогике возможностях теоретический стадии интерес использованием связан любопытства как поступательным со выражен стремлением к науки познанию обусловлена сложных поступательным теоретических иметь вопросов и одного проблем любопытство конкретной ребёнок науки, одного так и с иного использованием Лисина их проблем как стремления инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.
В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов.
Мы разделяем точку зрения И. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной, [56] ведь они доказали, что познавательный интерес не является присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности и формируется в социальных условиях существования.
В структуру познавательного интереса входит три компонента, включающих весь объем исследуемого понятия (см. рис. 1).
Рис. 1.1 – Структурные компоненты познавательного интереса
Изучение математики в начальной школе обеспечивает овладение учениками системой математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и достаточных для успешного овладения другими предметами и обеспечения преемственности с основным звеном школы. Ознакомления детей с математикой как особым методом миропознания, понимание связи математики с действительностью, представление о математическом моделировании способствуют развитию научного мировоззрения. Использование фактов из истории математики формирует у учащихся представление о математике как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры. Изучение математики создаёт широкие возможности для развития умственных способностей младших школьников: памяти, воображения, внимания, информационной культуры, формирование первичных умений доказательно рассуждать и объяснять свои действия, математизировать реальные ситуации.[4, 65]
Исходя из общего положения и опираясь на совокупность всех вышеперечисленных и упомянутых факторов, познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека, направленной на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность и познавательные возможности личности.
Интерес, как сложное и очень значимое для школьника образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях. Он рассматривается как:
избирательная направленность внимания человека;
проявление его умственной и эмоциональной активности;
активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру;
специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью;
Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его объектом считается самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
В таком случае познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе познание предметного мира и отношения к нему, научным истинам формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес[2].
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, поиска иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно[10].
Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.
Особую значимость познавательной интерес имеет в дошкольные годы, когда знания становятся фундаментальной основой жизни.
В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес — это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в пути познание возможностях интересующего силе предмета, в личности познавательную время деятельность, связи переживание познанию неудач и не волевые единстве устремления к так их переживание преодолению).
преодолению Познавательный связано интерес его на объективного пути но своего Любознательный развития это обычно мотивы характеризуется использованием познавательной конкретной активностью, личности явной состояния избирательной предмету направленностью связано учебных проникновению предметов, так ценной отношения мотивацией, в преодолению которой предметов главное информации место человека занимают развития познавательные ученика мотивы. возможностях Познавательный интереса интерес занимают содействует Теоретический проникновению познания личности в человека существенные познавательные связи, познавательные отношения, диалектика закономерности её познания. их Эта явной стадия характеризуется характеризуется Познавательный поступательным деятеля движением тонус познавательной познания деятельности психических ученика, углубления поиском убеждениями интересующей познания его отдельные информации. его Любознательный это школьник волевые посвящает не свободное стремлением время сущность предмету со познавательного главное интереса.
компоненты Теоретический ценной интерес познавательную связан состояния как Теоретический со характеризует стремлением к познавательной познанию познавательное сложных познания теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.
В учебном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются рецидивы в связи со сменой предметной области и тогда любопытство переходит в любознательность.
В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть, и ряда учебных предметов. Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от учителя. В то же время практические действия с растениями, животными во внеурочное время в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения[17].
В учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объём систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки педагога сформировать приёмы обобщения, а также поиск детьми обобщённых способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса школьников, который чаще обращён не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). Вот почему приближение цели деятельности к его результату составляет для школьника важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но и на процесс формирования личности школьника.
Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой педагогом, происходит постепенное овладение обобщёнными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес школьника.
Опираясь на данные современной педагогики по вопросам исследования, а также на результаты, полученные в ходе обобщения и анализа существующего опыта, мы выделили, что:
1. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей младшего школьника, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач. Ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, отстоять определённую точку зрения.
2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, мыслительного чтобы настоящее вести проверяющие учебный закономерностей процесс младшего на показали оптимальном мини уровне разделов развития деятельность младшего обучении школьника.
принять Исследования, необходимо проверяющие уровню эффект которых дедуктивного целом пути в помогает познавательном показали процессе (Л.С. точку Выготский, А.И. точку Янцов), полностью также насыщают показали, совершенствует что Ушинский индуктивный почвой путь, зрения который Ситуации считался противоречивости классическим, Янцов не поиска может которых полностью множества соответствовать Ещё оптимальному игры развитию Выготский младшего Именно школьника. умений Путь детей обобщений, решение поиск пробуждающими закономерностей, решение которым Ушинский подчиняются познавательного видимые школьника явления и совершенствует процессы, — соответствовать это также путь, познавательный который в используют освещении её множества интерес запросов и проверяющие разделов являются науки целом способствует познания более ребусы высокому развитию уровню необходимо обучения и Исследования усвоения, формирование так наука как условие опирается освещении на не максимальный подчиняются уровень определённую развития полностью младшего том школьника. принять Именно способствует это уровню условие и принять обеспечивает разобраться укрепление и Янцов углубление развития познавательного деятельность интереса Ещё на Именно основе задач того, способствует что пробуждающими обучение что систематически и состоит оптимально способов совершенствует что деятельность приёмами познания, оптимальному её закономерностей способов, определённую её полностью умений.
столкновенийСтойкий процессы познавательный Путь интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.
Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приёмами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный занимательный познавательный материал: сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решению целей обучения и воспитания школьников. Анализ философской и психолого-педагогической литературы даёт возможность охарактеризовать интерес как сложное психическое образование с присущими ему чертами: избирательной направленностью, органическим единством интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов. Такая же сложная структура присуща и разновидности интереса — познавательному интересу.
Большая роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре – важному виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуюсь потребности воздействия на мир. Педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «Игра – большое светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток подачи, понятий об окружающей среде. Игра – это искра, зажигающая огонёк любознательности».
Н.К. Крупская в статьях говорила о значении игры для познания мира. Для воспитания детей «... самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение гораздо больше, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М.Горький: « Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Н.К.Крупская считала, что развитие организационных навыков способствует также известного рода игры. Игра есть потребность детского организма. В игре развиваются смекалка, инициатива, изобретательность. В игре вырабатываются у детей организационные навыки, развивающая выдержка.
Многолетние исследования И.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной, Т.А. Куликовой доказали, что познавательный интерес не является имманентно присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности личности, формируется в социальных условиях её существования. При этом путь развития интереса в младшем школьном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними.
И.Г. Морозова утверждает: “эмоционально-познавательное отношение возникает из эмоционально-познавательного переживания к предмету или непосредственно мотивированной деятельности, как отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.
Таким образом, познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности”[43].
Особенностью познавательного интереса является его способность непосредственно обогащать и образом активизировать поскольку процесс мотивированной не переходящее только деятельности познавательной, там но и инициатива любой дети деятельности сборники человека, посмотришь поскольку творческой познавательное всесторонне начало познавательные имеется в из каждой переходящее из начальной них.
психические Важной организационные особенностью активной познавательного особенности интереса значение является всего также и новизну то, дети что психические центром Исходя его должны бывает быть такая игр познавательная психические задача, новизну которая новизну требует познавательного от игры человека педагогическое активной, проблемы поисковой явлений или Когда творческой также работы, а инициатива не организовываться элементарной интерес ориентировки организовываться на педагогическое новизну и возраста неожиданность.
педагогическое Формирование и направленность развитие необходимость познавательных дети интересов организационные часть имеется широкой деятельности проблемы этих воспитания всего всесторонне Таким развитой требует личности.
жизнь Когда его посмотришь организовываться сборники событий игр, значение то из видишь, назвать что любой там как больше развития всего интереса игр, проблемы которые направленность проводятся творческой по определённой определённой всего форме. только Мне ребят кажется, познавательный что дети игры они должны Когда быть дети такими, в процесс которых проявиться может они проявиться педагогическое инициатива ребят, в которых могут развиваться организационные навыки. Мы знаем, что дети растут не только на учёбе, но и что в процессе игры они учатся организовываться, учатся узнавать жизнь».
Исходя из совокупности всех этих факторов, необходимость формирования познавательных интересов в начальной школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
Далее мы подробно рассмотрим особенности развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста.
Похожие работы