или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2020 |
Количество страниц: | 70 |
Оценка: | отлично |
Дата публикации: | 18.01.2020 |
Количество просмотров: | 285 |
Рейтинг работы: |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Принципы разработки комплектов наглядных пособий в методике русского языка
1.2 Классификация наглядных методов обучения
1.3 Виды наглядных средств и их роль в эффективности обучения
1.4 Принципы и содержание словарной работы в начальных классах
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ В ИЗУЧЕНИИ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ НАПИСАНИЯМИ
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
Повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса является одной из задач совершенствования образования. Концепция модернизации образования предъявляет новые социальные требования к системе образования и, в частности, к подготовке учащихся в начальной школе, в которой закладывается фундамент для дальнейшего образования.
В современной педагогической науке все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения, которые позволяют более эффективно решать учебно-воспитательные задачи, максимально учитывая содержание изучаемых курсов, возрастные особенности учащихся, разумное сочетание рационального и эмоционального в преподавании и учении. Социальные запросы, предъявляемые сегодня школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Одной из таких актуальных проблем и является потребность использования новых технологий в обучении, новых форм проведения интересных занятий, которые развивали бы речь, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность у учащихся младших классов. Здесь особое значение следует уделить принципу наглядности, в основе которого лежат определенные соотношения чувственного и логического в процессе обучения.
Принцип наглядности, как один из основных принципов обучения, в современной дидактике понимается шире как систематическая опора не только на конкретные предметы и их изображения, но и на их модели. Это, в свою очередь, означает расширение сферы их применения.
Большие возможности для использования наглядности имеют уроки русского языка в начальных классах. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. Это достигается при широком использовании наглядных средств на всех этапах обучения.
Благодаря «живому созерцанию» человек познает внешние характеристики окружающих его предметов, событий и процессов. Такое познание становится возможным, прежде всего благодаря соответствующим образом ориентированному созерцанию, т.е. наблюдению, а также различного рода оценкам.
Совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов. Или их моделей, а также в представлении им определенных явлений, событий или процессов с соответствующим объяснением называют демонстрацией.
Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений или процессов. В итоге, они быстрее и полнее познают те фрагменты действительности, которые являются предметами демонстрации; собирая наглядный материал, они получают возможность перейти к словесной формулировке соответствующих обобщений.
Правильно подобранные и умело включенные в систему используемых учителем методов и организационных форм обучения дидактические средства облегчают реализацию принципа наглядности. Благодаря этому они не только улучшают условия непосредственного познания действительности учащимися, но и дают материал в форме впечатлений и наблюдений, на который опираются косвенные познания, мыслительная деятельность, а так же различные виды практической деятельности.
В настоящее время разработаны вариативные учебно-методические комплексы, основными составляющими которых являются: учебник, тетрадь с печатной основой, методические указания для учителя. Но наличие большого фонда средств обучения, который к тому же ежегодно пополняется, с особой остротой ставит вопрос о том, как пользоваться этим фондом. Каковы возможности средств наглядности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, как организовать урок с их использованием, каковы наиболее эффективные приемы работы с отдельными видами средств обучения?
Эти вопросы многогранно освещены в методической литературе, и учителя, естественно, испытывают затруднения в рациональном применении печатных, экранных, звуковых пособий, которые поступают в школы. Это определяет актуальность нашей темы.
Тема квалификационной работы: «Использование наглядно-образных приёмов при изучении слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе».
Объект исследования – слова с непроверяемыми написаниями, обязательные для изучения в курсе русского языка начальной школы.
Предмет исследования – наглядно - образные приёмы, способствующие запоминанию слов с непроверяемыми написаниями.
Целью работы является изучение особенностей принципа наглядности в преподавании русского языка и их влияние на эффективность изучения слов с непроверяемыми написаниями.
Объект, предмет и цель определили следующую гипотезу исследования: если в процессе обучения на уроках русского языка в начальных классах будут применяться необходимые методы и средства наглядного обучения, направленные на привлечение внимания учащихся, то это значительно повысит эффективность изучения слов с непроверяемыми написаниями.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический опыт применения наглядных средств в обучении младших школьников;
2. Определить роль наглядности в улучшении восприятия изучаемого материала;
3. Охарактеризовать возможности некоторых видов средств наглядности, изложить общеметодические основы их использования и пояснить конкретные методические варианты;
4. Разработать материалы для младших школьников с применением наглядных средств обучения и методические рекомендации по их применению в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка.
При исследовании данной проблемы были использованы следующие методы:
- изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- изучение опыта работы учителей школ по введению средств наглядности на уроках русского языка в процессе изучения словарных слов;
- организация опытной работы по применению средств наглядности на уроках русского языка в процессе изучения словарных слов;
- использование социологических методов (анкетирование, наблюдение, анализ школьной документации и др.).
Теоретическая значимость: методологическую основу работы составляют положения педагогики и психологии о мотивах учения и познавательном интересе, об особенностях речевого развития младших школьников и приемах, повышающих грамотность при работе со словами с непроверяемыми написаниями. В основу легли исследования выдающихся методистов, педагогов и психологов: Ф.И. Буслаева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.Р. Львова, Л.Д. Мали, С.Л. Рубинштейна, М.С. Соловейчик, А.В. Текучева, К.Д. Ушинского, Г.И. Щукиной и др.
Практическая значимость: помочь младшим школьникам повысить орфографическую грамотность при написании словарных слов с помощью наглядно - образных методов и приёмов.
.База исследования: МБОУ СОШ № 8 имени Героя Советского Союза Семёна Григорьевича Хребто станицы Новопашковской, Крыловского района Краснодарского края.
Структура исследования: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Похожие работы