или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Екатеринбург > Гуманитарный университет |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2020 |
Количество страниц: | 61 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 20.02.2021 |
Количество просмотров: | 323 |
Рейтинг работы: |
АННОТАЦИЯ
Выпускная
квалификационная работа выполнена на 51 странице, содержит 5 таблицы, 3 рисунка
круговых диаграмм, 44 источников литературы.
Ключевые
слова: младший подростковый возраст, театральная деятельность, творческое
воображение, педагогические условия, театральная студия.
Библиографическое
описание ВКР
Кобцева,
Евфросиния Андреевна. Развитие творческого воображения младших подростков в
процессе театральной деятельности: выпускная квалификационная работа / исполн.:
Е. А. Кобцева; рук.: Скороходова Н. В.; М-во образования и науки Рос.
Федерации, Нижнетагил. гос. соц.- пед. ин-т (ф) ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.- пед.
ун-т», Фак. художественного образования, Каф. технологий художественного
образования. – Нижний Тагил: НТГСПИ (ф) РГППУ, 2020. – 51 л. – Библиогр.: л.
47-51.
Краткая
характеристика содержания ВКР:
Проблема исследования заключается в развитии
творческого воображения младших подростков в процессе театральной деятельности.
Актуальность, социально-педагогическая значимость, недостаточная разработанность педагогических условий
эффективного развития творческого воображения позволили определить тему исследования: «Развитие творческого воображения младших подростков
в процессе театральной деятельности»
Цель исследования: выявить и теоретически
обосновать педагогические условия по развитию творческого воображения младших
подростков в процессе театральной деятельности.
Грамотно
организованная, педагогически спланированная работа театральной студии является
эффективным условием развития творческого
воображения младших подростков. Продуктом выпускной квалификационной работы
является методическая разработка факультативного курса
детской театральной студии «Каламбур», направленная на развитие творческого
воображения младших подростков
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы
исследования могут быть использованы педагогами учреждений дополнительного и
общего образования детей в организации процесса развития творческого
воображения младших подростков.
(фрагменты работы)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………..
1.1. Развитие творческого воображения младших подростков как психолого-педагогическая проблема …………………………………………
1.2. Характеристика театральной деятельности младших подростков
1.3. Педагогические условия развития творческого воображения младших подростков в процессе театральной деятельности ……………….
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………….
2.1. Диагностика уровня развития творческого воображения младших подростков …………………………………………………………...
2.2. Программа факультативного курса «Театральная студия «Каламбур»», направленная на развитие творческого воображения младших подростков……………………...……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………...
3
7
7
13
20
20
29
29
37
45
47
52
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время, в эпоху научно-технического прогресса жизнь становится все более сложной, требуя от человека «не стереотипных, привычных действий, а динамичности, гибкости мышления, сообразительности и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем».
Воображение, являясь неотъемлемым компонентом любой формы твор-ческой деятельности человека, выполняет очень важную функцию в развитии и поведении личности в социуме. Оно становится средством расширения опыта на всех этапах жизни. Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной. В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на котором стоит ребенок.
Особую актуальность проблема развития творческого воображения приобретает в начальном периоде подросткового возраста. Подростковые годы обладают особенной значимостью в ходе формирования созидательных способностей. Непосредственно в этот возрастной промежуток закладываются основные принципы культуры, таким образом ребята, владеющие значительной психологической сочувственностью, также обладают своим восприятием общества, искусства, то что выступает базой созидательной работы.
Значительными возможностями в области развития творческого воображения младших подростков обладает театральная деятельность, включающая в себя элементы разных форм творчества (хореография, вокал, игра на музыкальных инструментах, изготовление декораций, создание грима и другие).
Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно — на рубеже XIX–XX вв. В это время начинают экспе-риментально исследовать функции воображения (С. Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, Л. Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно аспекты изучения данной проблемы становятся глубокими, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, делаются попытки теоретического интерпретирования полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими когнитивными процессами.
Учеными ставится вопрос, связанный с понятием «воображение» и его связью с другими процессами. Согласно Н. Ю. Хрущевой творческое воображение определяется «как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению». М. Беркинблит и А. Петровский обращают внимание на место воображения в структуре творческой деятельности. По
Л. С. Выготскому, необходимо знать психологический механизм воображения детей, основу которого составляет взаимосвязь фантазией и реальности. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой и «творческой» деятельности ребенка.
С развитием технологий и развлекательного досуга, можно увидеть со-стояние проблемы. К примеру, если ребенку дать функциональную игрушку, которая может разговаривать, летать, понимать твою речь и отвечать, то месту для развития воображения не остается.
Несмотря на имеющуюся широкую базу научных разработок, посвященных развитию творческого воображения, изучено недостаточно, что выявило противоречие между потребностями общества в творчески мыслящих личностях, обладающих творческим воображением, способных генерировать новые идеи, и недостаточной разработанностью педагогических условий эффективного развития творческого воображения в традиционно сложившейся практике школьного образования. Поэтому проблема развитие воображения у младших подростков чрезвычайно важна во все исторические этапы и требует повышенного внимания и дальнейшего изучения.
Актуальность и выявленные противоречия обусловили выбор темы ис-следования: «Развитие творческого воображения младших подростков в процессе театральной деятельности».
Объект исследования: развитие творческого воображения младших подростков.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческого воображения младших подростков в процессе театральной деятельности.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия по развитию творческого воображения младших подростков в процессе театральной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения младших подростков в процессе театральной деятельности будет эффективным, если:
ввести в содержание занятий театральную игру, направленную на активизацию творческого мышления и фантазии;
использовать в учебном процессе актерский тренинг;
включить в процесс обучения работу в малых группах.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследова-ния.
2) Охарактеризовать театральную деятельность младших подростков.
3) Выявить педагогические условия по развитию творческого воображения младших подростков в процессе театральной деятельности.
4) Диагностировать уровень развития творческого воображения млад-ших подростков.
5) Разработать программу факультативного курса детской театральной студии «Каламбур», направленную на развитие творческого воображения младших подростков.
Методологическая база исследования включает концептуальные под-ходы, к развитию способностей личности, основанные на работах Л. С. Выготского, В. Вундта, Т. Рибо, М. А. Сидельникова, Г. М. Клочковой, Н. И. Черницкой, В. Л. Шрайман, И. Ю. Кулагиной, Е. И. Игнатьева, А. Г. Грецова, Е. А. Волгусновой, фундаментальные труды по театральной педагогике К. С. Станиславского, М. А. Чехова и др.
Методы исследования. Теоретические: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; оценка и сравнение эффективности программ и приемов театральной деятельности. Эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении возможностей театральной деятельности в развитии творческого воображения младших подростков, в определении и теоретическом обосновании педагогических условий развития творческого воображения младших подростков в процессе театральной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы театральной студии «Каламбур» и в возможности использования теоретический положений и практических материалов данной работы педагогами театральной студии.
База исследования: учащиеся 7-х классов МАОУ СОШ № 16, г. Кар-пинск.
Структура исследования. Работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Похожие работы