Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по психологии > особенности проактивного копинга старших школьников с разным уровнем стрессоустойчивости
особенности проактивного копинга старших школьников с разным уровнем стрессоустойчивости

Тема дипломной работы: особенности проактивного копинга старших школьников с разным уровнем стрессоустойчивости

2500 ₽
Купить за 2500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Психология
Год сдачи: 2020
Количество страниц: 90
Оценка: 5
Дата публикации: 26.09.2020
Количество просмотров: 471
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: особенности проактивного копинга старших школьников с разным уровнем стрессоустойчивости (Дипломные работы - Психология). Иллюстрация №2: особенности проактивного копинга старших школьников с разным уровнем стрессоустойчивости (Дипломные работы - Психология).
Описание работы

Оглавление

 

Введение. 3

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения
проактивного  копинга старших школьников
с разным уровнем стрессоустойчивости
. 8

1.1. Содержание
понятия проактивного копинга в психолого-педагогических исследованиях
. 8

1.2. Особенности
формирования проактивного копинга в старшем школьном возрасте
  15

1.3. Проактивный
копинг как фактор стрессоустойчивости в старшем школьном возрасте
  23

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей
проактивного  копинга старших школьников
с разным уровнем стрессоустойчивости
. 35

2.1. Организация и методы исследования. 35

2.2. Результаты
эмпирического исследования особенностей проактивного совладающего поведения
старшеклассников с разным уровнем 
стрессоустойчивости
. 37

2.3 Рекомендации для
педагогов-психологов по развитию продуктивных стратегий проактивного
совладания со стрессом
. 49

 

Заключение. 61

 

Список литературы.. 65

 

Приложения. 71

-

Приложение А.

Программа
формирования продуктивных стратегий проактивного совладания со стрессом

. 71

Введение 

Актуальность
исследования. 
Современный этап развития отечественной системы
среднего общего образования определяет своей основной задачей формирование активной,
здоровой, конкурентноспособной и разносторонне развитой личности.
Однако
полноценное решение данной задачи представляется затруднительным без
организации целенаправленных усилий по развитию ряда индивидуальных
психологических особенностей обучающихся, среди которых особое место занимает
стрессоустойчивость. Современные старшеклассники встречаются с разнообразными
трудностями, такими как беспокойство об экзаменах, интенсивная подготовка к
ним, необходимость многозадачности, возможные трудности во взаимоотношениях со
сверстниками, родителями, несовместимость желаний и реальности, необходимость
выбора дальнейшего обучения или работы и многое другое. Оптимальное решение
данных задач определяет не только поиск смысла жизни, но и разработку
конструктивных способов предотвращения жизненных проблем, включая использование
копинг-стратегий. 

.......

Цель
исследования
: провести сравнительный анализ доминирующих стратегий  проактивного копинга старших школьников с
разным уровнем стрессоустойчивости и выявить особенности в каждой группе.

Объект
исследования
: проактивный копинг.

Предмет
исследования
: доминирующие стратегии проактивного
копинга у старших школьников  с разным
уровнем стрессоустойчивости.

Задачи
исследования
:

1.               
Провести
теоретический анализ проблемы изучения проактивного копинга старших школьников,
охарактеризовав понятия «проактивное совладающее поведение» (копинг) и «стрессоустойчивость»,
рассмотрев проактивное совладающее поведение как фактор, влияющий на уровень стрессоустойчивости.

2.               
Подобрать
и обосновать диагностический инструментарий для исследования стратегий
проактивного совладающего поведения и разных уровней стрессоустойчивости старших
школьников.

3.               
Провести
эмпирическое исследование стратегий проактивного копинга старших школьников.

4.               
Провести
сравнительный анализ стратегий проактивного копинга старших школьников с разным
уровнем стрессоусточивости и выявить доминирующие стратегии проактивного
совладающего поведения.

5.               
На
основе полученных данных разработать рекомендации для педагогов-психологов с
целью  развития конструктивных стратегий проактивного
совладающего поведения и, как следствие, повышения их стрессоустойчивости.

......

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Заключение

В ходе теоретического анализа проблемы изучения проактивного копинга, нами было выявлено понимание особенностей проактивного соладающего поведения (копинга), как наиболее продуктивных стратегиях совладания. Проактивность определяем, как умение оперировать большими пластами времени, использовать время в качестве ресурса для достижения жизненно важных целей [44]. Проактивное совладающее поведение представляет собой многомерный конструкт, объединяющий направленные на будущее копинг-стратегии и процесс аккумуляции и рационального использования копинг-ресурсов, реализация которых облегчает и обеспечивает достижение значимых целей и способствует личностному росту. Главными особенностями проактивной копинг-стратегии являются: направленность в будущее, позитивная мотивация на основе восприятия личностью кризисных ситуаций как возможностей для роста, а также активное использование социальной поддержки (информационной и эмоциональной). Нами было выявлено, что развитие и формирование стратегий совладающего поведения приходится на период ранней юности. Однако, у представителей раннего юношеского возраста, существует риск формирования непродуктивных стратегий совладающего поведения. В данный период происходит окончание школы, выбор профессии и еще множество факторов, которые влияют на психику обучающегося, вызывая высокий уровень стресса. Продуктивные стратегии совладающего поведения, такие как проактивный копинг, помогут старшеклассникам, реализовать основные задачи данного возраста. Развитие проактивных стратегий совладающего поведения зависит от социализации ученика, его взаимодействия, целеполагания, уровня рефлексии и т.д. данный Феномен обладает высокой значимостью для образовательной практики, однако возникает проблема определения особенностей проактивного совладания со стрессом в старшем школьном возрасте и отсутствием данных психолого-педагогических исследований на современном этапе развития науки.
Теоретический анализ исследований проактивного совладающего поведения как фактора стрессоустойчивости, позволил нам выявить его влияние на проявления данного феномена. Стоит выделить положительную мотивацию, положительные убеждения, которые способствуют предупреждению возникновения стресса. Таким образом, проактивное совладающее поведение способствует успешному преодолению жизненных трудностей и успешному совладанию со стрессовыми ситуациями, формируя высокий уровень стрессоустойчивости личности.
По результатам теоретического анализа, было проведено эмпирическое исследование. Нам удалость выявить уровневые особенности стратегий проактивного совладающего поведения................
Список литературы

1. Ананикова, В.В. Особенности формирования самосознания и копинг-стратегий девочек-подростков с химической аддикцией: автореф. дис. канд. психол. наук. – Москва, 2012. – 19 с.
2. Белан, Е.А. Психология совладающего поведения. – Краснодар: издательство Кубанского гос. Университета. – 2004. – 82 с.
3. Белинская, Е.П. Адаптация диагностического инструментария: опросник «Проактивный копинг» / Белинская, Е.П., Вечерин А. В/ Социальная психология и общество. – 2018. – Т. 9. № 3. С. 137-145.
4. Бехтер, А.А. Развитие совладающего поведения первокурсников с помощью рефлексивного тренинга / А.А. Бехтер // Конференция, посвященная празднованию 95-летия со дня рождения Л.И.Анцыферовой, Москва, "Институт психологии РАН". – 2016. – №2 (58). – С. 16-23.
Битюцкая, Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания и стратегий совладания // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 4. – С. 87-93
5. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. В.А. Бодров. – М.: Когито-центр, 2016. – 124 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Спб.: Питер. – 2008. – 400 с.
7. Вепренцова, С.Ю. Особенности воздействия старших подростков на эффективность первичной профилактики употребления младшими подростками психоактивных веществ (на материале социально-психологического тренинга): автореферат дис. … канд. психол. наук. – Москва. 2012. — 20 с.
8. Ветрова, И.И. Изучение копинг-поведения в зарубежной и отечественной психологии // Психологические исследования. Вып. 2 / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – С. 30-45.
9. Ветрова, И.И. Сравнение динамики психологических механизмов регуляции поведения (совладания, психологических защит и контроля поведения) у подростков в лонгитюдном исследовании и методом срезов // И.И. Ветрова // Вест. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер. «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социогенетика». – 2009. – № 4. – С. 233-237.
10. Водопьянова, Н.Е. Копинг-стратегии как фактор профессиональной адаптации // Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2015. – Т. 5. – № 1. – С. 73-82
11. Воищева, Н.М. Проактивность как смыслоцентрированное свойство личности / Когнитивная психология: методология и практика. Коллективная монография. Под науч. Ред. В.М. Аллахвердова, Н.В. Дмитриевой, О.В. Защиринской, С.Н. Костроминой, Т.В. Черниговской, Ю.Е. Шелепина. – СПб.: ВВМ, 2015. – С. 161-170.
12. Воищева, Н.М. Индивидуально-психологические особенности в профессиональной деятельности экоголов: автореф. дис. … канд.психол.наук: 19.00.03. / Воищева Наталья Михайловна. – СПб., 2018. – 85 с.
13. Григорьев, Р.А. Реактивный и проактивный копинг в детерминации удовлетворенности жизнью: магистерская диссертация по направлению подготовки: 37.04 / Роман Александрович Григорьев. – Барнаул: [б.и.], 2016. – 35 с.
14. Ерзин, А.И. О проактивном совладающем поведении // Психолог. – 2013. – № 1. – С. 89 - 100.
15. Ерзин, А.И. Проактивность как основа становления личности специалиста // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – 7 с.
16. Илюхин, А.Г. Развитие совладающего поведения в юношеском возрасте: копинг-стратегии и оценочная тревожность // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №3-4.
17. Илюхин, А.Г. Развитие совладающего поведения в юношеском возрасте: первичный, вторичный академический контроль и копинг-стратегии (на материале экзаменационного стресса) // Вестник ТГУ. 2011. С.17-23.
18. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.
19. Карварский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского, – С.-Пб.: Питер, 2000 – 944 с.
20. Кон, И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
21. Кон, И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн / В мире подростка / под ред. А.А. Бодалева. – М.: Медицина, 1980. – С. 16–28.
22. Криеева, З.А. Методы психологического исследования / З.А. Криеева. – Курган: Изд-во Курганского го.ун-та,2014. – 186 с.
23. Крюкова, Т.Л. Совладающее поведение в разные периоды жизни: дисс. … докт. психол. наук, – Кострома, 2005, – 437 с.
24. Левченко, В.О. Психологические стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Владимир Олегович Левченко. – Ставрополь, 2010. – 23 с.
25. Леонтьев, Д.А. Теория личности А.Ф. Лазурского: от наклонностей к отношениям // Методология и история психологии. – 2008. – Т. 3. – № 4. – С. 7- 20.
26. Лукьянова, И.П. Психологические особенности первокурсников и проблемы их адаптации в ВУЗе // Пути совершенствования и развития воспитательной системы ВУЗа: материалы науч.-практ. конф. ВУЗов Пермской области (18 ноября 2003 г.) / ред. В.В. Коробкова; Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь: ПГПУ, 200. – С. 200.
27. Мандель, Б.Р. Современная психология управления. Модульный курс. ФГОС-3+: учебное пособие. – Москва|Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 234 с.
28. Монина, Г.Б. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости» / Г.Б. Монина, Н.В. Раннала. – СПб.: Речь, 2015. – 250 с.
29. Муньягисеньи, Э.С. Влияние неблагоприятных фактов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков // Психологическая наука и образование. – 2001– № 4. – С. 87-90.
30. Мясищев, В.Н. На пути создания психологической теории личности (К столетию со дня рождения А.Ф. Лазурского)// Вопросы психологии. – 1974. – № 2. – С. 32-42
31. Никитина, А.А. Развитие мужской идентичности на этапе перехода от подростничества к ранней взрослости: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.00 / Никитина Александра Александровна. – СПб., 2015. – 26 с.
32. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, МГППУ, 2013 г. –464 с.
33. Петрова, Е.А. Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поведения: дис… канд. психол. Наук: 16.00.00 / Петрова Елена Александровна. – Кострома., 2008. – 249 с.
34. Пилишвили, Т.С. Проактивный копинг как ресурсный потенциал личности в процессе адаптации к новым условиям жизни // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2016. – №2. – 34 с.
35. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70764706/
36. Рассказова, Е.И.. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований // Психологические исследования, – 2011, – № 3 (17) – С. 7–12.
37. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
38. Сергиенко, Е.А психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствие, совладание: монография / Е.А. Сергиенко. – Волгоград: Когито-Центр, 2016. – 234 с.
39. Сирота, Н.А. Копинг-поведение и профилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 1994. – № 1. – С. 63-74
40. Сирота, Н.А. Применение и внедрение программ реабилитации и профилактики зависимого поведения как актуальная задача российской клинической психологии. // Медицинская психология в России: электрон. Науч. Журн. – 2012. – № 3. – С. 34-35.
41. Слабинский, В.Ю. К вопросу концепции проактивности // Медицинская психология в России: электрон. Науч. Журн. – 2016. – N 1(36). – С. 13-17.
42. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: – М.: Школьная Пресса, – 2000. – 345 с.
43. Солонина, Ю.Н. Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – 566 с
44. Старченкова, Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения / Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Вып. 2. Ч. 1. 2009. С. 198-206. Старченкова Е. С. Концепция проактивного совладающего поведения // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 12 вып. 2. Ч. 1. – 2009. – С. 198-205.
45. Старченкова, Е.С. Ресурсы проактивного совладающего поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2012. –№ 1. – С. 51-61.
Старченкова Елена Станиславовна Ресурсы проактивного совладающего поведения // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2012. №1. URL:
46. Старченкова, Е.С. «Проактивное совладающее поведение»// Вопросы науки и практики, Сборникстатей международной научной конференции: 3 сессия./ Под ред. проф. В. И. Ермакова, доц. К. В. Тихоновой, Е. С. Старченковой. – Москва. – 2017. – С. 241-262
47. Фролова, С.В. Стресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях / С.В. Фролова // Проблемы социальной психологии личности. – Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2005. – С. 10-14.
48. Хазова, С.А. Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования // С.А. Хазова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2013. – № 19. – С. 188-191.
49. Хазова, С.А. Ментальные ресурсы Субъекта в разные возрастные периоды: монография / С.А. Хазова. – Кострома: 2014. – 134 с.
50. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории ли чности: основные положения, теории и применение / перевод С. Меленевской и Д. Викторовой, — К.: PSYLIB, 2006. – 23 с.
51. Шагалина, М.Н. Особенности копинг-поведения в юношеском возрасте // Международный студенческий научный вестник / Щелина, С. О. Психологические механизмы и условия развития совладающего повдения в юношеском возрасте (на материале студентов-психологов разных форм обучения) – 2018. – № 5 С. 34-45.
52. Ялтонский, В.М. Современные теоретические подходы к исследованию совладающего поведения // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2010. – 34 с.

Купить за 2500 ₽