или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Религия |
Год сдачи: | 2011 |
Количество страниц: | 117 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 14.02.2017 |
Количество просмотров: | 795 |
Рейтинг работы: |
Содержание работы.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. «Феминистская теология»: теоретико–методологический аспект
& 1.1. Роль религии в формировании гендерных стереотипов…………..…8
& 1.2. История становления, современные западные направления...……..17
Глава II. Природа и предназначение женщины в христианском учении.
& 2.1. Единство человеческой природы в учении отцов церкви………..29
& 2.2. « Образ женщины в христианском учении – традиции и стереотипы»……………………………………………………………………………….36
Глава III. «Женщина современного мира» и христианская Церковь.
& 3.1. Женский вопрос» в свете «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»……………………………………………………..…..46
& 3.2. Христианская теология: «к вопросу о женском священстве»….…..56
Заключение………………………………………………………………………65
Список используемых источников и литературы…………………………..…68
Приложение №1……………………………………………………………….…76
Приложение №2………………………………………………………………… 88
Приложение №3………………………………………………………...…..……99
(фрагменты работы)
Введение
Тема данной выпускной квалификационной работы: «Христианская Церковь и «феминистская теология»: основные этапы взаимоотношений». Одной из отличительных черт общества XX века, по праву считается зарождение феминистского движения. Его появление стало возможным благодаря вовлечению женщин во все сферы экономических отношений, что привело не только к повышению уровня образования, социальной активности, но и позволило женщинам наравне с мужчинами достигать высоких результатов производительной деятельности. Феминизм вызвал большой резонанс в обществе. Сторонники борьбы за права женщин, особенно в своем радикальном крыле, не довольствуясь достижениями в социальной, экономической, трудовой сфере (доступность образования, выбора профессии, и др.), обрушиваются с критикой на сами устои общества, которые, по их мнению, способствуют «порабощению» женщины и закреплению гендерных стереотипов в культурном пространстве социума. Ни для кого не секрет, что религия выступает одним из таких факторов, своеобразным консерватором общественных устоев, а значит, феминизм со своими нападками на патриархатность бросает вызов религиям в целом и христианской Церкви в частности.
Русская Православная Церковь считает, что возникновение «Женского вопроса», продиктовано с одной стороны, плохим знанием духовных основ христианского учения, с другой секулярным феминизмом, который оказывает негативное влияние на восприятии женщиной самой себя. Православная Церковь приветствует политическое, культурное, социальное равноправие женщин с мужчинами, но противостоит умалению роли супруги и матери и упразднению естественных различий между мужчиной и женщиной.
Все вышесказанное определяет актуальность и значимость темы данной выпускной квалификационной работы.
«Женская тема» присутствует в российской историографии уже более 200 лет, но лишь с конца 80 –х годов XX в. длительный период накопления фактических знаний сменился периодом их синтеза. Первые публикации по исторической феминологии, появились в России почти одновременно с ростом внимания к «женской теме» на Западе, а именно в последней четверти XX века. Среди исследователей этого период можно выделить – Айвазову С., Павлюченко и др. Их работы увидели свет еще в конце 1970 –х – начале 1980-х гг.
Огромное значение, для разработки темы взаимоотношения христианской церкви и «феминистской теологии» имеют теории и положения, изложенные в трудах западных исследователей. Так в конце XIX в. издание «Женской Библии» Элизабет Стэнтон стало отправным пунктом длительного процесса экзегетических, богословских и социальных исследований. В середине XX в. их продолжили Мэри Дэйли, Симона де Бовуар, Розмари Рютер, Элизабет Фарианс, К. Миллетт и др. В отечественной литературе интерес к феминистской теологии обозначился в конце XX века. Одной из первых работ в этой области стала статья Т. И. Благовой 1984 г. На современном этапе «феминистская теология» рассматривается в трудах В. Суковатой и Н. Шелковой эти авторы анализируют историю зарождения и становления «феминисткой теологии», ее методы и цели.
Проблема половой дуальности человека осмысливалась с древних времен, оставаясь темой пристального внимания христианской антропологии и в современном мире. В трудах святых отцов, богословов, религиозных философов прослеживается сложность поиска места половой определенности человека в контексте христианского призыва служения Богу. Творчество бл. Августина, Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина, Феофана Затворника, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Григория Паламы, Тертуллиана и др. оказало огромное влияние на развитие, как религиозной антропологии, так и философских учений об отношениях между полами. Глубина этого влияния анализируется в трудах таких исследователей 1980-90 х. годов XX в., как Э. Бер - Сижель, Р. Крук, Н.М. Лебедевой, М. П. Памазанского, Н. В. Понырко. В конце XX в. гендерные проблемы, озвучиваются как общественно значимые болевые точки, требующие самого серьезного рассмотрения и активного разрешения. В исследовательских трудах этого периода обсуждаются проблемы дифференциации статусов и ролей мужчин и женщин в общественной, профессиональной и семейной сферах, господствующие в обществе представления об эталонах маскулинности и фемининности, влияние этих представлений на реальные практики поведения человека. Так Симона де Бовуар французский философ-экзистенциалист, положила начало традиции социокультурного подхода к причинам дискриминации женщин в обществе. В своем труде «Второй пол», впервые обозначила проблему подавления феминного в культуре. Она показала, что общество конституирует мужское/мускульное как позитивную культурную норму, а женское/феминное как негативное, как отклонение от нормы, как «Другое». Из этой концепции следует, что «различия», культивируемые традиционной культурой носят гендерный характер, то есть общество надстраивает над физиологической реальностью еще некоторый социокультурный конструкт. Подобные гендерные проблемы в общественном сознании исследовали такие авторы, как Н.М. Лебедева, Н. Б. Тулина, С. В. Жеребкина, Р. И. Успенская и др. Гендерные исследования стали популярны во многих областях знания. Опираясь, в том числе и на результаты полученных наблюдений, авторы Брандт Г. А., Фрейдер Р., Римашевская Н. М. и др., раскрывают глубоко укоренившиеся в общественном сознании гендерные стереотипы, в формирование которых большой вклад внесла (наравне с другими факторами) религия.
Представители Православной церкви, такие как, протоиерей Н. Балашов, епископ Диоклийский Каллист, митрополит Сурожский Антоний, протоиерей Г. Нефедов, и др. анализируют важные моменты в учении Церкви о месте и роли женщины в обществе. Стоит отметить что, наряду с ортодоксальным взглядом, не допускающим каких либо перемен, присутствует и свободное размышление на данную тему, например у представителей Русской Православной Церкви за рубежом.
Объект исследования данной выпускной квалификационной работы - эволюция этапов взаимоотношения христианской церкви и феминистской теологии.
Предмет - «феминистская теология и христианская церковь».
Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть основные этапы взаимоотношений христианской церкви и «феминистской теологии».
Согласно поставленной цели, были сформированы следующие задачи:
Исходя из цели и задач, была определена структура выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения; трёх глав, разделенных на шесть параграфов; заключения; списка используемой литературы и источников.
Во Введении указана актуальность темы, определена цель и поставлены основные задачи, обоснована теоретическая и прикладная значимость проведенного исследования, показана структура изложения материала.
В Основной части решаются поставленные во введении задачи. В первой главе устанавливается степень влияния религий (в частности христианства) на формирование гендерных стереотипов доминирующих в общественном сознании и соответственно оказывающих влияние на представление о женщине, ее месте и роли в обществе. Раскрывается понятие «феминистская теология», ее методы и цели, история зарождения и становления феминистских идей, обозначены основные направления «феминистской теологии», средства достижения ими поставленных целей.
Во второй главе раскрывается представление о природе и предназначении женщины в христианском учении (РПЦ). Обозначаются истоки, формирование и влияние этих представлений на богословие. Рассматриваются основные критерии в учении Церкви о месте и предназначении женщины, используемые сторонниками феминизма в ее критике, такие как - иерархичность, патриархатность и др.
В третьей главе обозначаются «острые» моменты в «Женском вопросе», (поставленным современным секулярным миром), в свете «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Анализируется проблема женского священства в разных направлениях христианства.
В заключительной части работы обобщена информация, собранная в ходе исследования в виде выводов и решенных задач. Определена теоретическая и прикладная значимость работы.
В основе выпускной квалификационной работы лежат выводы, полученные в результате применения современных научных методов познания, в том числе:
- системный метод;
- анализ;
- сравнительно-исторический подход;
- структурно-функциональный подход.
Предложения и выводы выпускной квалификационной работы могут быть конкретизированы и углублены в процессе дальнейшей научной работы по обозначенной проблематике.
Похожие работы