Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по религии > Христианская Церковь и «феминистская теология»: основные этапы взаимоотношений

Тема дипломной работы: Христианская Церковь и «феминистская теология»: основные этапы взаимоотношений

2100 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Религия
Год сдачи: 2011
Количество страниц: 117
Оценка: 5
Рейтинг работы:

Содержание работы.

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

Глава I. «Феминистская теология»: теоретико–методологический аспект

 

& 1.1. Роль религии в формировании гендерных стереотипов…………..…8

 

& 1.2. История становления, современные западные направления...……..17

 

Глава II. Природа и предназначение женщины в христианском учении.

 

&  2.1.  Единство человеческой природы в учении отцов церкви………..29

 

&  2.2. « Образ женщины в христианском учении – традиции и стереотипы»……………………………………………………………………………….36

 

Глава III. «Женщина современного мира» и христианская Церковь.

 

& 3.1. Женский вопрос» в свете «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»……………………………………………………..…..46

 

& 3.2. Христианская теология: «к вопросу о женском священстве»….…..56

 

Заключение………………………………………………………………………65

 

Список используемых источников и литературы…………………………..…68

 

Приложение №1……………………………………………………………….…76

 

Приложение №2………………………………………………………………… 88

 

Приложение №3………………………………………………………...…..……99

Введение

         Тема данной выпускной  квалификационной работы: «Христианская Церковь и «фемини­стская теология»: основные этапы взаимоотношений». Одной из отличитель­ных черт  общества  XX века, по праву считается зарождение феминистского движения. Его появление стало возможным благодаря  вовлечению женщин во все сферы экономических отношений, что привело не только к повыше­нию уровня образования, социальной активности, но и позволило женщинам наравне с мужчинами достигать высоких результатов производительной дея­тельности. Феминизм вызвал большой резонанс в обществе. Сторонники борьбы за права женщин, особенно в своем радикальном крыле, не довольст­вуясь достижениями в социальной, экономической, трудовой сфере (доступ­ность образования, выбора профессии, и др.), обрушиваются с критикой на сами устои общества, которые, по их мнению, способствуют «порабощению» женщины и закреплению гендерных стереотипов в культурном пространстве социума.  Ни для кого не секрет, что религия выступает одним из  таких фак­торов, своеобразным консерватором общественных устоев, а значит, феми­низм со своими нападками на патриархатность бросает вызов религиям в це­лом и христианской Церкви в частности.

          Русская Православная Церковь считает, что возникновение «Женского вопроса», продиктовано с одной стороны, плохим знанием ду­ховных основ христианского учения, с другой секуляр­ным феминизмом, ко­торый оказывает негативное влияние на восприятии женщиной самой себя. Православная Церковь приветствует политическое, культурное, социальное равноправие женщин с мужчинами, но противостоит умалению роли супруги и матери и упразднению естественных различий между мужчиной и женщи­ной.

          Все вышесказанное определяет актуальность и значимость темы данной вы­пускной квалификационной работы.

          «Женская тема» присутствует в российской историографии уже более 200 лет, но лишь с конца 80 –х годов XX в. длительный период накопления фактических знаний сменился периодом их синтеза. Первые публикации по исторической феминологии, появились в России почти одновременно с ростом внимания к «женской теме» на Западе, а именно в последней четверти XX века.  Среди исследователей этого период можно выделить – Айвазову С., Павлюченко и др.  Их работы увидели свет еще в конце 1970 –х – начале 1980-х гг.

          Огромное значение, для разработки  темы взаимоотношения христианской церкви и «феминистской теологии» имеют теории и положения, изложенные в трудах западных исследователей. Так  в конце XIX в. издание «Женской Библии» Элиза­бет Стэнтон стало отправным пунктом длительного процесса экзеге­тических, богословских и социальных исследований. В середине  XX в. их продолжили  Мэри Дэйли, Симона де Бовуар, Розмари Рютер, Элизабет Фарианс, К. Миллетт и др.  В отечественной литературе интерес к феминистской теологии обозначился в конце XX века. Одной из первых работ в этой области стала статья Т. И. Благовой 1984 г. На современном этапе «феминистская теоло­гия» рассматривается в трудах В. Суковатой и Н. Шелковой эти авторы ана­лизируют историю зарождения и становления «феминисткой теологии», ее методы и цели.

         Проблема половой дуальности человека осмысливалась с древних времен,  оставаясь темой пристального внимания христианской антропологии и в со­временном мире. В трудах святых отцов, богословов, религиоз­ных филосо­фов прослеживается сложность поиска места половой определен­ности чело­века в контексте христиан­ского призыва служения Богу. Творче­ство бл. Ав­густина, Дионисия Ареопагита, Иоанна Дамаскина, Феофана За­творника, Ио­анна Златоуста, Григория Нисского, Григория Паламы, Тертуллиана и др. оказало огромное влияние на развитие, как религиозной антропологии, так и философских учений об отноше­ниях между полами. Глубина этого влияния анализируется в трудах таких иссле­дователей 1980-90 х. годов XX в., как Э. Бер - Сижель, Р. Крук, Н.М. Лебедевой, М. П. Памазанского, Н. В. Понырко.  В конце  XX в. гендерные проблемы, оз­вучиваются как общественно значи­мые болевые точки, требующие самого серьезного рассмотрения и активного разрешения. В исследовательских трудах этого периода обсуждаются про­блемы дифференциации статусов и ролей мужчин и женщин в общественной, профессиональной и семейной сферах, господствую­щие в обществе пред­ставления об эталонах маскулинности и фемининности, влияние этих пред­ставлений на реальные практики поведения человека.  Так Симона де Бовуар  французский философ-экзистенциалист, положила начало традиции социо­культурного подхода к причинам дискриминации женщин в обществе. В своем труде «Второй пол», впервые обозначила  про­блему  подавле­ния фе­минного в культуре. Она показала, что общество кон­ституирует муж­ское/мускульное как позитивную культурную норму, а жен­ское/феминное как негативное, как отклонение от нормы, как  «Другое». Из этой концепции следует, что «различия», культивируемые традиционной культурой носят гендерный характер, то есть  общество надстраивает над фи­зиологической реаль­ностью еще некоторый социокультурный конструкт. Подобные гендерные проблемы  в общественном сознании исследовали та­кие авторы, как  Н.М. Лебедева, Н. Б. Тулина, С. В. Жеребкина, Р. И. Успен­ская и др. Гендерные исследования стали популярны во многих областях знания. Опираясь, в том числе и на результаты полученных наблюдений, ав­торы  Брандт Г. А., Фрейдер Р., Римашевская Н. М. и др., раскрывают глу­боко укоренившиеся в общественном сознании гендерные стереотипы, в формирование которых большой вклад внесла (наравне с другими факто­рами)  религия.

        Представители Православной церкви, такие как,  протоиерей Н. Балашов, епи­скоп Диоклийский Каллист, митрополит Сурожский Антоний, протоие­рей Г. Нефедов, и др. анализируют важные моменты в учении Церкви о месте и роли женщины в обществе. Стоит отметить что, наряду с ортодоксальным взглядом, не допускающим каких либо перемен, присутствует и свободное размышление на данную тему, например у представителей Русской Право­славной Церкви за рубежом.

       Объект исследования данной выпускной квалификационной работы - эволю­ция этапов взаимоотношения христианской церкви и феминистской теоло­гии.

       Предмет - «феминистская теология и христианская церковь».

        Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть основные этапы взаимоотношений христианской церкви и «феминистской  теологии».

Согласно поставленной цели, были сформированы следующие задачи:

  1. Изучить теоретико-методологический аспект «феминистской теоло­гии»;
  2. Охарактеризовать базовые представление о природе и предназначении женщины в христианском учении;
  3. Исследовать основные вопросы во взаимоотношении «женщины совре­менного мира и христианской церкви».

        Исходя из цели и задач, была определена структура выпускной квалифика­ционной работы, которая состоит из введения; трёх глав, разделенных на шесть параграфов; заключения; списка используемой литературы и источни­ков.

        Во Введении указана актуальность темы, определена цель и поставлены ос­новные задачи, обоснована теоретическая и прикладная значимость прове­денного исследования, показана структура изложения материала.

        В Основной части решаются поставленные во введении задачи. В первой главе устанавливается степень влияния религий (в частности хри­стианства) на формирование гендерных стереотипов доминирующих в обще­ственном сознании и соответственно оказывающих влияние на представле­ние о женщине, ее месте и роли в обществе. Раскрывается понятие «фемини­стская теология», ее методы и цели, история зарождения и становления фе­министских идей, обозначены основные направления «феминистской теоло­гии», средства достижения ими поставленных целей.

       Во второй главе раскрывается  представление о природе и предназначении женщины в христианском учении (РПЦ). Обозначаются  истоки, формирова­ние и влияние этих представлений на богословие.  Рассматриваются  основ­ные критерии в учении Церкви о месте и предназначении женщины,  исполь­зуемые сторонниками феминизма в ее критике, такие как - иерархичность, патриархатность и др. 

         В третьей главе обозначаются «острые» моменты в «Жен­ском вопросе», (поставленным современным секулярным миром),  в свете «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Анализиру­ется проблема женского священства в разных направлениях христианства.

        В заключительной части работы обобщена информация, собранная в ходе ис­следования в виде выводов и решенных задач. Определена теоретическая и прикладная значимость работы.

        В основе выпускной квалификационной работы лежат выводы, полученные в результате применения современных научных методов познания, в том числе:

- системный метод;

- анализ;

- сравнительно-исторический подход;

- структурно-функциональный подход.

         Предложения и выводы выпускной квалификационной работы могут быть конкретизированы и углублены в процессе дальнейшей научной работы по обозначенной проблематике.