или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Социология |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 78 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 29.03.2016 |
Количество просмотров: | 647 |
Рейтинг работы: |
Глава 1. Теоретико-методологические основы экологической культуры ....... |
1.1. Экологические проблемы современного общества: социологический аспект............................................................................................................... |
1.2. Основные компоненты экологической культуры ..................................... |
1.3. Особенности формирования экологической культуры и экологического поведения студенческой молодежи ................................................................. |
Глава 2. Социологический анализ экологической культуры студенческой молодежи города Пенза…............................................................................................... |
2.1.Исследование особенностей формирования экологической культуры студенческой молодежи.........…………………………………………………… |
2.2. Экспертные оценки и анализ основных институтов формирования экологической культуры студенческой молодежи ………………………….... |
2.3. Контент-анализ экологической проблематики в российских печатных изданиях федерального и регионального уровня ............................................ |
Глава 3. Рекомендации по формированию экологической культуры студенческой молодежи .................................................................................. |
(фрагменты работы)
Процессы глобализации, растущая мощь транснациональных корпораций, конкуренция экономических рынков, мобильность капитала и человеческих ресурсов, расширение социальных рисков, вызываемых экологическими проблемами, остро актуализировали проблему состояния природной и социальной среды, которая приобрела системный характер.
К началу XXI века локальные экологические кризисы сменились глобальным экологическим кризисом. Его основными признаками являются запредельные загрязнения окружающей среды, возросшее потребление не возобновляемых ресурсов, формирование планетарного антропогеоценоза и другие.
Обострение экологической ситуации в мире требует поиска новых подходов к анализу взаимодействия природы и общества с учетом становления экологической компоненты человеческой жизнедеятельности и культуры. Основные ценности современного социума - капитал, природные ресурсы, информация - не могут сегодня считаться, безусловно, основополагающими. Таковой выступает только жизнь во всем богатстве проявления, и именно она все чаще рассматривается в качестве абсолютной ценности и всеобщего критерия развития цивилизации.
Осознание человеком ответственности за будущее «живого вещества» (В.И.Вернадский), закрепленное в социокультурных принципах его бытия, является мощным фактором воспроизводства биосферы и социума как ее части. Особого внимания требуют в этом плане такие базовые компоненты социального развития как экологическая культура, образование, воспитание и просвещение, ориентирующие человека (общество) на коэволюционный путь развития, «партнерские отношения» с природной средой - средой обитания и производственной деятельности, что предполагает наличие определенного и достаточно высокого уровня экологических знаний, экологического сознания. Экологическая культура становится необходимой в аспекте адекватного осмысления научной картины мира и перспектив развития человечества [41].
Актуальность темы исследования заключается в том, что по мере развития общества обнаруживается все большая взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, которые происходят в системе «природа – человек – общество». Экологическая ситуация, сложившаяся в настоящее время, вывела на передний план проблемы взаимодействия общества и природы, остро поставив вопрос о формировании экологической культуры и выявлении ее роли в оптимизации социоприродного взаимодействия.
Прогресс, происходящий в науке и технике на современном этапе, открывая возможности и перспективы по овладению природой для ускоренного роста темпов и масштабов производства, сопровождается рядом негативных моментов во взаимовлиянии общества и природы. Тревогу вызывает загрязнение окружающей среды, изменение в неблагоприятную сторону динамического равновесия в приповерхностной оболочке планеты, упрощение биотического разнообразия планеты, необратимые изменения в генетической структуре живых организмов, а также истощение запасов природных ресурсов. Несмотря на постоянную актуализацию данных проблем на международном, федеральном и региональном уровнях, угроза для жизнедеятельности человека, порожденной их нерешенностью, продолжает нарастать.
Признание важности формирования экологической культуры не привело автоматически к определению ее теоретико-методологических основ. Внимание оказалось сосредоточенным преимущественно на таких острых вопросах, как загрязнение среды, истощение ресурсов и т. д. Эти жизненно важные для общества вопросы нередко рассматривались без использования соответствующей научной методологии. Однако постепенно возникло осознание необходимости создания концептуальной базы для изучения проблем функционирования соционатурэкосистемы, которая представляет собой единство и взаимодействие социо- и натурсистем.
На современном этапе развития России разработка этих проблем становится теоретически и практически актуальной, так как переход к рыночным отношениям осуществляется в сложной социально-экономической, политической и экологической обстановке. Вместе с тем, необходимо, чтобы этот переход совершался с учетом концепции устойчивого развития мирового сообщества,
Сегодня очевидна необходимость разработки национальных планов по охране окружающей среды, развития стран через посредство оптимального использования их природных ресурсов.
Комплекс этих проблем можно решить, лишь максимально используя возможности экологической культуры с учетом сложности и противоречивости процесса глобализации. Глобализация в современном мире быстро набирает темпы и играет решающую роль в становлении универсальной, планетарной цивилизации.
Актуальным, становится: анализ гуманистического содержания экологической культуры, назначение которой состоит в «переводе» человечества, в качественно новое состояние, ориентирующееся на экологические ценности и практические действия, исключающие доминантность утилитарно-потребительской психологии.
Понимание экологических проблем как научно осмысленных, закрепленных в индивидуальном и массовом сознании, должно стать центральным в международно-ориентированной социокультурной системе образования, формирующейся в ходе глобализации современного социума. В итоге экологическая культура сможет выполнить свою главную миссию - способствовать переориентации человека (человечества) на планетарные ценности: сохранение ресурсов живой и неживой природы.
Под этим углом зрения представляется значимым исследование, посвященное анализу феномена экологической культуры в аспекте необходимости и возможности решения ею задач по формированию экологических ценностей современного общества.
Проблемы, экологической культуры, экологического сознания и мировоззрения, экологической компоненты образовательно-воспитательного процесса исследуются сегодня представителями гуманитарных, естественных и технических наук.
Истоки такого рода разработок содержатся в трудах русских ученых (В.В. Докучаев, В.И.Сукачев, И.В.Федоров, К.Э.Циолковский, A.Л.Чижевский и др.). Особое место среди них принадлежит В.И. Вернадскому - основоположнику учения о живом веществе, теории биосферы-ноосферы.
Мировоззренческие и ценностные аспекты становления и развития экологической культуры содержатся в работах таких исследователей как: Р.К. Баландин, И.А. Василенко, Э.В. Гирусов, В.Г. Горшков, М.В. Гусев, B.И. Данилов-Данильян, В.А. Зубаков, М.С. Коган, К.Я. Кондратьев, А.О. Лагутин, Д.С. Лихачев, В.А. Лось и др.
Анализу экологического сознания, экологического образования и воспитания посвятили свои труды В.Н. Авдонин, О.С. Анисимов, A.M. Буровский, А.И. Валитова, В.Ф. Взятышев, С.Н. Глазычев, Р.Б. Камаев, В. Клин-чарский, А.Н. Кочергин, К.К. Колин, Д.Ж. Маркович, Н.В. Маслова, B.C. Петров, И.М. Подзигун А.И. Романкова, Г.Г. Смирнов, Г.С. Смирнов, П. Скотт, В.Е.Шукшунов и др.
Экологические аспекты системы социокультурных ценностей исследуются И.А.Василенко, Ю.Ю.Галкиным, Б.З. Докторовым, Т.В.Ивановой, О.Н Яницким и др.
Практика экологического образования и воспитания стала предметом внимания Л.И. Андреевой, Э.Э. Баранниковой, Г.Я. Богомоловой, С.Д. Дерябы, Е.В. Елиной, А.Н. Захлебного, Н.М. Мамедова, А.В. Миронова, В.Н. Михелькевича, С.Н. Николаевой, Д.Ф. Петяевой, К.А. Романовой, Л.П. Симоновой, И.Т. Суравегиной, Н.Б. Чечиной, В.А. Левина и др.
Проблематике экологической культуры, образования и воспитания были посвящены социологические исследования ряда авторов (А.И. Валитова, П. Глински, Дж.Г. Гэллап, Б.З. Докторов, Р.Э. Дэнлап, Т.В. Иванова, Дж.К. Файблемана, Е.В. Никонорова, В.И. Павлов, В.В. Сафронов, О. Ста-нек, В. Столбов, Б.М. Фирсов, Р.И. Хильчевская, Г.А. Шагун, В.А. Левин и др.).
Исторические аспекты становления шкалы экологических ценностей содержаться в публикациях таких авторов как: И.Т. Абрамова, Г.Н. Алимурзаев, И.П. Герасимов, В.Р. Кабо, Г.А. Ключарев, Е.А. Когай, JI.A. Коган, П. Козловски, В.А. Кутырев, Г.Н. Матюшин, В.М. Межуев, Н.Н. Моисеев, А.П. Назаретян, Е.В. Назарова, А.Н. Павленко и др.
Вместе с тем, в литературе недостаточно раскрыты специфические черты культуры, позволяющие рассматривать их в качестве эффективного средства изменения ценностной шкалы личности (социума) в «экологическом» ключе.
При освещении процесса становления экологических ценностей на уровне индивидуального и массового сознания мало внимания уделяется вопросам альтернативных вариантов социокультурного развития.
Заслуживает большего внимания осмысление проблемы становления экологической культуры современной студенческой молодежи, как самого активного участника всех сфер жизнедеятельности общества.
Все это, вместе взятое, обусловило выбор цели, задач, объекта и предмета дипломного исследования.
Цель дипломной работы - определить состояние и тенденции формирования экологической культуры современной студенческой молодежи (на примере г. Пенза).
Предмет исследования – социологический фактор формирования экологической культуры современной студенческой молодежи.
Объект исследования — экологическая культура студенческой молодежи, как системообразующий фактор становления и развития современного общества.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе определены и решены следующие задачи:
ü систематизация ключевых теоретико-методологических основ и сущности социологического знания об экологической культуре;
ü уточнение базисных компонентов экологической культуры ее сущность, структура, социальные функции;
ü выявление специфики экологической культуры и экологического поведения современной студенческой молодежи;
ü исследование социологического анализа экологической культуры студенческой молодежи г. Пенза;
ü разработка рекомендаций по развитию экологической культуры студенческой молодежи.
Гипотеза исследования. Экологическая деградация является следствием духовно-идеологического кризиса. Идеология потребления, получившая широкое распространение в современном обществе, не отвечает насущным требованиям развития человеческого социума, а ведет к его духовному и физическому уничтожению. Формирование новой парадигмы экологической культуры студенческой молодежи является не только непременным условием оздоровления современной экологической ситуации, но и условием выхода из общего мировоззренческого кризиса современного общества.
Дипломное исследование основано на методологии комплексного социологического анализа, включающего такие методы как анкетный опрос студентов, экспертный опрос, анализ документов, контент-анализ, анализ вторичных источников, метод сравнения, а так же методы индукции и дедукции.
Похожие работы