или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Нижний Новгород > Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского |
Тип работы: | Диссертации |
Категория: | Государственное и муниципальное управление, Культурология |
Год сдачи: | 2017 |
Количество страниц: | 92 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 05.09.2018 |
Количество просмотров: | 748 |
Рейтинг работы: |
Актуальность работы определяется, прежде всего, спецификой самой сферы культуры - она является
неразрывной частью той или иной общественной системы и в то же время обладает определенной самостоятельностью по отношению к ней, как и любой творческий процесс. Это создает значительные сложности в осуществлении руководства культурой, необходимость своевременного реагирования на запросы культуры на каждом новом этапе развития, как самой культуры, так и общества в целом.
(фрагменты работы)
Актуальность работы определяется, прежде всего, спецификой самой сферы культуры - она является неразрывной частью той или иной общественной системы и в то же время обладает определенной самостоятельностью по отношению к ней, как и любой творческий процесс. Это создает значительные сложности в осуществлении руководства культурой, необходимость своевременного реагирования на запросы культуры на каждом новом этапе развития, как самой культуры, так и общества в целом. Система органов управления культурой является составной частью системы управления в целом, но при этом имеет свои особенности - необходимость не только невмешательства в творческий процесс, но и создание условий, как для развития личности, так и для воспроизводства ею культурных ценностей с целью дальнейшего распространения, а также защиту от неправомерных посягательств со стороны иных лиц. В свете вышесказанного, становится очевидным, что развитие и функционирование любого государства напрямую зависит от уровня развития культуры составляющего его населения, что не возможно без надлежащего государственного управления в данной сфере на это неоднократно обращалось внимание ученых. Вместе с тем, в последнее время не проводилось комплексных работ, специально посвященных системному исследованию правовых проблем государственного управления в области культуры в целом. А между тем, без системного подхода, глубокого теоретического изучения и обоснования, такое государственное управление не возможно или неэффективно.
Необходимость изучения проблем правового регулирования культурной деятельности также продиктована задачами разработки законодательных и подзаконных актов, направленных на уточнение компетенции и структуры органов управления в области культуры, совершенствование форм и методов их деятельности, отвечающих существующим потребностям в данной сфере, с учетом национально-культурных условий той или иной территории России. До сих пор основным нормативным правовым актом в сфере культуры являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре, которые были приняты еще в 1992 году. За последнее время в данный акт было внесено большое количество изменений и дополнений, которые направлены, прежде всего, на адаптацию и приведение в соответствие его с другими нормативными актами, принятыми в более позднее время. В связи с чем, абсолютно логичным является предложение некоторых исследователей о давно назревшей необходимости разработать и принять новый федеральный закон о культуре, который будет основываться на комплексных теоретических разработках в данной области, включать в себя положения, направленные на регулирование не только сложившихся, но и прогнозируемых правоотношений, и заменит собой Основы законодательства Российской Федерации о культуре.
Развитие и грамотное функционирование сферы культуры как важнейшей сферы общественной жизни невозможно без четкой организационно единой системы органов управления в области культуры, наделения этих органов правами экономического и административного воздействия.
Состояние научной разработанности темы исследования характеризуется тем, что исследование вопросов управления и руководства культурой в рамках государственного и административного права, широко освещалось в специальной научной литературе: в советский период - в научных трудах Ю.Г. Галая, И.Ф. Заколодкина, М.Н. Покровского, A.B. Луначарского, A.A. Нелидова, М.Б. Кейрим-Маркуса, Л.Ф. Литвинова, СИ. Штамм, И.А. Столярова, E.H. Соколова, С.С. Титковой, М.С. Бастраковой, В.В. Максакова, Г.А. Аванесова, С.С. Алексеева, B.C. Нерсесянца, Н.Д. Бобоедова; в настоящее время - в исследованиях А.В.Работкевич, A.M. Ку-лемзина, В.Г. Качалова, Н.В. Михайловой, В.А. Есакова, Э.В. Кугрышевой, С.М. Шестовой, В.Н.Васильева, М.В.Алексеевой, Д.А.Турмилова, А.А.Павлович, К.Е. Рыбака, И.М. Минеевой, Ю.Ю. Каргина, Н.В. Авдюкова и др.
Вместе с тем необходимо отметить, что в последние годы не было представлено работ, специально посвященных системному исследованию правовых проблем государственного управления культурой, однако отдельные вопросы получили освещение в учебной литературе, в частности, в трудах А.П. Алехина, Н.М. Конина, В.М. Манохина, A.A. Кармолицкого, Ю.А. Дмитриева, Л.Л. Попова, Н.Ю. Хама-невой, Д.Н. Бахраха, Ю.Н. Старилова, С.Н. Махиной, А.Ф. Ноздрачева, Г.В. Атаманчука, Ю.А. Тихомирова, Н.И. Глазунова, а также научных статьях Г.П.Ивлиева, Я.А.Бороздиной, А.А.Ильина, И.Н.Маланыч, Е.В.Сазонниковой, С.И. Носова, И.В. Степанова, В.В. Корякина, A.A. Оводова, В.Н. Сидоровой, A.B. Мешкова, Г.В. Семеновой и ряда других.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу организации и осуществления государственного управления в области культуры в Российской Федерации, взаимоотношения органов государственного управления в области культуры.
Предметом исследования выступают нормативные акты и практика их применения федеральными органами, осуществляющими государственное управление в области культуры, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
В качестве целей исследования следует назвать теоретическое обоснование понятия государственного управления в области культуры, уточнение системы и компетенции органов, осуществляющих государственное управление в области культуры, разработку предложений по совершенствованию нормативных актов, устанавливающих компетенцию органов управления в области культуры, как на уровне органов исполнительной власти, так и на уровне местного самоуправления, в зависимости от национально-культурных условий данной местности и видов объектов государственного управления.
В соответствии с поставленной целью в диссертации определены следующие задачи:
1) выявить сущность государственного управления в области культуры в Российской Федерации, его административно-правовые аспекты, а именно изучить основы государственной культурной политики в России, а так же проработать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов управления в области культуры в Российской Федерации;
2) обосновать систему принципов государственного управления в области культуры в Российской Федерации;
3) обобщить практику форм и методов государственного управления в области культуры на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и выработать предложения по ее совершенствованию;
4) выявить сущность международного сотрудничества в области культуры в Российской Федерации;
Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных методов, таких как дедукция и индукция, анализ и синтез, исторический, социологический. Кроме того, были применены сравнительно-правовой, историко-правовой методы, метод систематического анализа. Использование этих методов позволило всесторонне изучить существующие проблемы государственного управления в области культуры в Российской Федерации, сформулировать теоретические обобщения и сделать выводы о необходимости совершенствования действующего российского законодательства и принятия новых законов в данной сфере.
Нормативную основу исследования составляют международно-правовые акты, устанавливающие культурные права человека и гражданина, действующие нормативные акты Российской Федерации.
Задачи и методика исследования определили структуру магистерской диссертации, состоящей из введения, трех глав, объединяющих 5 параграфов, заключения, списка использованных нормативных актов и литературы.