или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина (МГЮА) > Кафедра теории государства и права |
Тип работы: | Диссертации |
Категория: | Право и юриспруденция |
Год сдачи: | 2023 |
Количество страниц: | 113 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 25.05.2023 |
Количество просмотров: | 185 |
Рейтинг работы: |
Объектом исследования являются правоотношения, формирующиеся в
ходе участия прокуратуры в реализации правотворческой функции, а также
закономерности и тенденции формирования правовых и организационных
основ такой деятельности.
Предметом выступают правовые нормы, устанавливающие возможность участия прокуратуры в законотворческой деятельности, а также доктринальные учения и разработки.
Целью выступает комплексное исследование правового регулирования участия прокуратуры в законотворческой деятельности, а также выявление законодательных пробелов и поиск наиболее целесообразных решений в данной сфере.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования, включает введение, три главы, которые состоят из восьми параграфов, заключение и библиографический список. Общий объем магистерской диссертации составляет 98 страниц, без библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы участия прокуратуры в правотворческой деятельности……………………………………………. 13
1.1. Правотворчество как форма государственной деятельности………. 13
1.2. Цели, задачи и принципы правотворческой деятельности……......... 21
1.3. Субъекты правотворческой деятельности……………...……………. 26
Глава 2. Правовые основы участия прокуратуры в правотворческой деятельности………………………………………………………………... 41
2.1. Становление и развитие правовой регламентации участия прокуроров в правотворческой деятельности в России…………………. 41
2.2. Правовое регулирование деятельности прокуратуры Российской Федерации в сфере правотворчества……………………………………... 50
Глава 3. Организация правотворческой деятельности в органах прокуратуры………………………………………………………………... 61
3.1 Организация правотворческой деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации…………………………………….. 61
3.2 Участие прокуратур субъектов Российской Федерации в правотворческой деятельности……………………………………………. 75
3.3 Организация правотворческой деятельности районных и приравненных к ним прокуратур…………………………………………. 82
Заключение…………………………………………………………………. 92
Библиографический список……………………………………………….. 99
Работа защищена в 2023 году в Университете прокуратуры Российской Федерации на "отлично".
(фрагменты работы)
Прокуратура Российской Федерации также является субъектом правотворческой деятельности, так как путем реализации полномочий, установленных федеральными законами и приказами Генерального прокурора, активно участвует в совершенствовании федерального, субъектного и муниципального законодательства. На сегодняшний день, эти положения прослеживаются через анализ норм ст. 1, 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Именно эти статьи указывают на роль прокуратуры в совершенствовании законодательства.
В доказательство важности участия прокуратуры в правотворческой деятельности можно привести в пример то, что кроме реализации полномочий в сфере дачи заключений на проекты нормативно-правовых актов, прокуроры обеспечивают и реализуют такую важную функцию как обеспечение верховенства закона, взаимодействие с представительными и исполнительными органами власти на предмет соответствия нормативно – правовых актов федеральным законами и основному закону страны.
Закономерным следствием реализации указанных полномочий является то, что органы прокуратуры обеспечивают достижение главной цели – предупреждение нарушения прав и свобод граждан и предпринимательского сообщества, способствуют повышению авторитета прокуратуры и других субъектов нормотворчества.
Прокуроры как субъекты правотворческой деятельности ежедневно сталкиваясь с нормативно-правовыми актами при осуществлении полномочий по реализации направлений прокурорского надзора, довольно часто встречаются с несовершенством отдельных законодательных актов, муниципальных и региональных программ, с противоречием одних положений закона другим, и зачастую с пробелами в нормативном регулировании отдельных общественных отношений.
Например, при осуществлении прокурорского надзора за законностью нормативно-правовых актов прокурорам необходимо анализировать все сферы общественной жизни. Нередко при проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов в положениях органов местного самоуправления, учреждений обнаруживаются коррупциогенные факторы, на которое должен быть принесен протест и внесено требование. При осуществлении надзора в сфере защиты прав предпринимательского сообщества анализу подлежат административные регламенты, которые проверяются на соответствие федеральным и региональным законам о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так, основными законами субъектов Российской Федерации прокурорам субъектов предоставлено право законотворческой инициативы в представительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Уставы муниципальных образований городов и районов наделяют прокуроров правом нормотворчества.
Однако, как и у любых других субъектов правотворчества, в деятельности органов прокуратуры имеются неурегулированные вопросы их участия во всех аспектах правотворческой деятельности. Так, открытым остается момент участия прокуроров в конституционном производстве на федеральном уровне. Практика их участия в указанном направлении разнится в зависимости от субъектов. Спорным также остается вопрос наделения прокуроров полномочиями проведения антикоррупционной экспертизы, которая, по мнению ученых, подменяет другие функции прокуратуры.
Несмотря на различные проблемы, возникающие при участии прокуратуры в правотворческой деятельности, она, как ее субъект, остается незаменимым элементом в процессе правотворчества, наряду с органами власти и народом.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что деятельность каждого субъекта правотворческого процесса направлена на решение конкретных, поставленных перед ним задач, при постоянном взаимодействии и взаимном контроле субъектов. Перечень субъектов правотворчества по-прежнему остается открытым, поскольку в условиях формирования правовой политики и при наличии постоянных дискуссий о наделении различных органов полномочиями по изданию норм права, в формировании законодательства принимает участие широкий круг учреждений. Вместе с тем, субъекты, принимающие участие в правотворческом процессе, объединены едиными целями, направленными на изменение и усовершенствование действующего законодательства.
Похожие работы