Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Доклады > Доклады по авиационной и ракетно-космической технике > Модели ценообразования в условиях олигополии
Модели ценообразования в условиях олигополии

Тема доклада: Модели ценообразования в условиях олигополии

100 ₽
Купить за 100 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Вузы города Самара > Самарский государственный экономический университет
Тип работы: Доклады
Категория: Авиационная и ракетно-космическая техника
Год сдачи: 2024
Количество страниц: 15
Оценка: 100
Дата публикации: 16.04.2025
Количество просмотров: 5
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Модели ценообразования в условиях олигополии (Доклады - Авиационная и ракетно-космическая техника).
Описание работы

Готовая работа по экономической теории, написанная с использованием актуальных источников и современных экономических концепций. Реферат полностью готов к защите и соответствует требованиям высших учебных заведений.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Модель Августина Курно
Предположим, фирмы производят однородный товар и знают кривую рыночного спроса. Каждая фирма должна решить, сколько продукции выпускать, и обе принимают свои решения в одно и то же время. При принятии производственных решений каждая фирма должна помнить, что её конкурент тоже принимает решение по объёму производства, и что конечная цена будет зависеть от совокупного объёма производства обеих фирм.
Суть модели Курно заключается в том, что каждая фирма принимает объём производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объёму производства. При этом и та, и другая стремятся к максимизации собственной прибыли.
Следовательно, равновесие вмодели Курно достигается, когда обе фирмы правильно оценивают возможный выпуск конкурента и поэтому с успехом максимизируют свои собственные прибыли (т.е. одновременно выбирают оптимальные объёмы выпуска).
В теории Курно фирмы рассматриваются совершенно равные (симметричные) друг другу по всем производственно-экономическим параметрам. Однако это не соответствует реальной действительности, где рынок предстает в асимметричном виде: одно из предприятий является «лидером» отрасли, а остальные принимают на себя роль «последователей». Такая модель дуополии была впервые предложена в 1934 г. Генрихом фон Стакелбергом.

Модель Штакельберга

Модель дуополистического рынкапредставляет собой развитие модели Курно введением асимметричного поведения фирм. Т.е. одна из фирм будет выступать в агрессивной роли на рынке (станет «лидером»), а другая фирма примет на себя пассивную роль (станет «последователем»), при этом «Лидер» первым выбирает объем производства. Это будет максимизирующий собственную прибыль объем производства, учитывая то, какой объем производства должен будет выбрать «последователь».

«Лидер» предполагает, что «последователь» также желает максимизировать свою прибыль, но при заданном объеме производства «лидера». Это предположение позволяет «лидеру» предсказать с большой точностью объем выпуска «последователя». Кроме того, такое рыночное взаимодействие носит характер неценовой (количественной) дискриминации со стороны «лидера» на рынке.

Что получится, если ни одна из фирм не захочет взять на себя роль «последователя»?
Если обе фирмы попытаются стать «лидерами», то ситуация на рынке может развиваться в трех направлениях:
1. Одна из фирм преуспевает и становится «лидером», принуждая другую фирму принять на себя роль «последователя»; таким образом, в итоге они приходят к равновесию Стакелберга.
2. Обе фирмы приходят к равновесию Курно и, соответственно, делят рынок и прибыли.
3. Рынок будет оставаться всегда в состоянии дисбаланса.

Одно из основных преимуществ модели Курно — Стакелберга состоит том, что предприятия конкурируют на рынке по количественным параметрам.

Модель Чемберлина

Модель дуополии Чемберлина предполагает, что дуополисты не столь наивны, как в модели Курно, что они способны сделать определенные выводы из собственного опыта. Они не будут придерживаться предположения о заданности объемов выпуска друг друга, если видят, что выпуск соперника изменяется в ответ на их собственные решения. И в конце концов они поймут, что в интересах каждого из них действовать так, чтобы их совместная прибыль была бы максимальной. Таким образом, не вступая в сговор, они придут к желательности установления монопольной цены на свою (однородную) продукцию.

Модели дуополии Курно и Чемберлина различаются предположениями продавцов о поведении друг друга. В модели Курно дуополисты при определении своих прибыли максимизирующих выпусков рассматривают выпуски друг друга как некие заданные параметры. В модели Чемберлина каждый дуополист исходит из предположения о том, что выпуск соперника будет меняться некоторым согласующимся с его собственными, интересами образом.
Максимизация общей (совокупной) прибыли олигополии (дуополии) весьма проблематична даже при наличии сговора. Тем более она маловероятна в его отсутствии, когда предприятия действуют на свой страх и риск. Ведь для максимизации общей прибыли продавцы должны иметь представление о кривой рыночного спроса и кривых затрат (которые в действительности не являются нулевыми) друг друга.
Кроме того, как и модель Курно, модель Чемберлина закрыта в том смысле, что она не учитывает возможности входа в отрасль других продавцов. А ведь монопольная цена в дуополии Чемберлина является отличной приманкой для вторжения на ее рынок предприятий-новичков, а тогда равновесие в модели Чемберлина окажется нестабильным.

Модель Бертранда
В реальности мы сталкиваемся с тем, что предприятия стараются конкурировать на рынке по ценам. Именно эти соображения житейской практики вызывают сомнения в результатах модели определения равновесного объема выпуска. С такой критикой модели дуополии Курно в 1883 г. выступил французский математик и экономист Жозеф Бертранд.

Бертранд предложил альтернативную модель дуополии, основывающуюся на следующих предположениях:
1. На рынке присутствует несколько фирм, которые продают один и тот же продукт. Их затраты на производство одинаковы.
2. Рыночный спрос ограничен и зависит от цены. Чем выше цена, тем меньше спрос, причем эта зависимость линейна.
3. Все фирмы имеют неограниченные возможности производства, любая из них готова удовлетворить весь рыночный спрос.
4. Фирмы конкурируют, устанавливая цену на продукт. Если одна фирма предлагает цену ниже другой, то все покупатели выбирают более дешевый продукт. Если цена одинакова, то спрос поровну делится между фирмами.
5. Выбор цены делается один раз и одновременно, то есть фирмы заранее не знают выбор друг друга.
6. Фирмы в модели определяют цены, а объем выпуска определяется рынком.
Парадокс Бертрана: достаточно двух продавцов на рынке для того, чтобы они не получали прибыли.

Купить за 100 ₽

Похожие работы