Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Доклады > Доклады по музыке > «Космос» фортепианного творчества А. Н. Скрябина на примере прелюдий №4, 10, op. 11
«Космос» фортепианного творчества А. Н. Скрябина на примере прелюдий №4, 10, op. 11

Тема доклада: «Космос» фортепианного творчества А. Н. Скрябина на примере прелюдий №4, 10, op. 11

350 ₽
Купить за 350 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Вузы города Пермь > Пермский государственный институт искусств и культуры
Тип работы: Доклады
Категория: Музыка
Год сдачи: 2018
Количество страниц: 12
Оценка: работа для конференции
Дата публикации: 09.09.2020
Количество просмотров: 435
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: «Космос» фортепианного творчества А. Н. Скрябина на примере прелюдий №4, 10, op. 11 (Доклады - Музыка).
Описание работы

Доклад  "«Космос» фортепианного творчества А. Н. Скрябина на примере прелюдий №4, 10, op. 11"  был написан для внутривузовской конференции по дисциплине "Общее фортепиано". Тема была выбрана мной в связи с повышенным интересом к творчеству А. Н. Скрябина и исполнением его прелюдий на экзамене и конкурсе. Доклад принимал участие в международной конференции "University Stars - 2018" и был отмечен дипломом. Нигде не опубликован. Считаю, что информация и размышления, содержащиеся в тексте, уникальны. О рассмотренных в данном докладе гранях творчества композитора почти не пишут.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Интегрируя характеристики данных прелюдий, мы можем перейти к предмету исследования – Космосу прелюдий А. Н. Скрябина.

Начнём с определения, данного И. Бэлзой: «Прелюдии Скрябина, работу над которыми он завершал в Париже, можно назвать эмоциональным «микрокосмосом»— так велика гамма чувств и переживаний, воплощенных в этой музыке, напевность которой не оставляет сомнений в ее преемственных связях со славянскими истоками».

Основа чувства трансцендентного – «микрокосм» - заложена в истоках. Без осознания своей земли и корней нам было бы трудно расширить внутреннее пространство, потому что именно в корнях сокрыта великая сила, благодаря которой мы способны духовно путешествовать, проявлять волю и силу разума. Скрябин, несмотря на свой «западный» типаж, отчётливо ощущал поддержку Родины и родословной, что мы считываем с его лирико-напевных мелодий, колокольности, видим в созерцательном настроении музыки.

Каждый вид искусства - это система знаков, подразумевающая кладезь символов, явных и сокрытых. Этому способствует перекрещивание и взаимодействие высшей идеи и средств к её воплощению, в данном случае, пианистической техники.

Скрябин феноменален во владении этим особым композиторским языком, соединившим в себе романтизм, символизм, импрессионизм и даже элементы серийной техники. Яркие краски мелодий, градиенты смен аккордов, подобно художественным мазкам Моне, аккуратный выбор аккордов и сужение их круга – всё это влечёт за собой «новые ритмы гармонической пульсации». Скрябин ищет и успешно находит такую систему музыкальных координат, которая бы в полной мере отражала вселенские законы и диалог лирического героя с высшим, абсолютным.

По Ю.Лотману, культуре ХХ века присуще противопоставление двух сфер: подсознания и космоса. В скрябинской системе координат тоже есть своя иерархия: вертикаль - это упорядоченность космоса, которой противопоставляется горизонталь как сфера подсознания. Но, соединяя крайности, Скрябин переносит космическую упорядоченность на внешний мир. Хотя дистанция между внутренним и внешним пространством наэлектризована, поток внутреннего, мира во внешний позволяет взглянуть на последний как на модель космического, аналогичного. Это иллюстрирует Прелюдия №4 e-moll. На протяжении произведений поочерёдно смещаются гармонические, динамические, фактурные акценты, перенося нас из мирского к глубинному, но, не разделяя, а объединяя два мира. Л. В. Саввина ёмко описала этот процесс: «Основной характеристикой художественного кода становится акцентирование «эмоционального времени», замкнутого в себе и в какой-то степени изолированного от времени исторического, обратимого. Его главное свойство – континуальность, и в силу постоянного свёртывания-развёртывания горизонтали и вертикали, в нём акцентируется «лабиринтообразная структура»<…>». По мнению А. Н. Скрябина, чем длиннее волны, тем более высокие сферы может охватить сверхсознание.

«Раздвижения голосов» музыкальной ткани - также является одним из важных приёмов, отражающих масштаб мысли и широту охвата. Особенно проявляется в кульминациях, отражающих стремление к расширению, к выходу за пределы видимого.

Владея искусством мистицизма и цветным слухом, Скрябин также не забывает о выборе тональностей в цветовом ключе. Примечательно и то, что в подборе гармоний композитор чаще использует мажор – жизнеутверждающую стихию. Таким образом, по его мнению, «можно вызвать и гипноз, и транс, и экстаз... Музыка есть звуковое заклинание».

В прелюдиях проявляется и так называемая техника «вертикальной серии»: звуки, подобно горизонтальной серии, не повторяются и подвергаются перестановке или транспозиции в пределах серии. Смена «вертикальной серии» подразумевает окончания одного раздела и начало другого. Но происходит это уравновешенно, в единой плоскости, не нарушая статики. В прелюдии №10 cis-moll мы отмечаем, как выражается Л. В. Саввина, «вариации на аккорд», где эмоция находится в «пребывающем изложении».

Можно охарактеризовать творчество Скрябина, вновь прибегнув к позиции Ю. Лотмана: композитор избирает монолог, стремясь к кристальности самовыражения. Для конкретизации композиторской позиции, приведём цитату: «Культура, ориентированная на говорящего, в качестве высшей ценности имеет сферу замкнутых, малодоступных или вообще непонятных текстов. Это культура эзотерического типа». Но поскольку музыка Скрябина сочетает в себе чувственное начало, образность, поскольку она, не нацеленная на определённый предмет, наделена духовностью и полна одухотворёнными деталями, то беспрепятственно создаётся общность между композитором, слушателем и исполнителем. В многообразии звуков, каждый находит свою ноту, свою доминанту, свой каданс.

Купить за 350 ₽