или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Екатеринбург > Российский государственный профессионально-педагогический университет |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Актерское мастерство |
Год сдачи: | 2017 |
Количество страниц: | 44 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 04.05.2021 |
Количество просмотров: | 190 |
Рейтинг работы: |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………7
1.1.Современное
состояние театра для детей и юношества и художественно-педагогические проблемы
воспитания театрального зрителя…………………………………………………………………………7
1.2.
Психологические особенности подростков 12-16 лет…………….11
1.3. Процесс
воспитания зрительской культуры подростков………..17
Выводы по первой
главе……………………………………………………23
Глава 2. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПОДРОСТКОВ………………………………………………..24
2.1.
Организация и проведение исследования…………………………24
2.2. Методы и методики исследования…………………………………..33
2.3. Анализ результатов исследования………………………………….39
Выводы
по второй главе……………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………………42
Литература…………..………………………………………………………...43
Актуальность.
Воспитание зрительской культуры подростков, является
актуальной задачей театральной педагогики. Нынешнее поколение детей и подростков,
зачастую даже не знает правил поведения в театре, не говоря, уже об отношении к
театральному искусству.
Выполняя свои непосредственные функции, театр не может
воспитывать хорошего зрителя, а значит, это задача семьи и школы. Как
показывает опыт уникальной художественно-педагогической практики театральных
педагогов, работавших в педагогических частях ТЮЗов — Н.Я.Литвинович,
А.Я.Михайлова, Л.Г.Сурина, систематическая и планомерная работа с юным
зрителем, направленная на формирование навыков общения детей с театральным
искусством, является эффективным средством воспитания зрительской культуры.
Театр, который десятилетиями активно участвовал в
разнообразных формах художественно-педагогической деятельности совместно со
школой, был, в свою очередь, объектом внимательного изучения науки: А. Н.
Гозенпуд, Г. Г. Дадамян, В. Н. Дмитриевский, А. Я. Михайлова, К. Ш. Рубина, Ю.
У. Фохт-Бабушкин, Л. Г. Шпет. Социальные изменения, произошедшие в обществе,
коснулись искусства,и театр, в первую очередь стал решать собственно
художественные задачи.
После 1985 года школа стала активно включать театр в
самые разнообразные формы учебной и внеучебной деятельности. Не только
специализированные школы с гуманитарно-эстетическим уклоном (лицеи, гимназии),
но и обычные - общеобразовательные ввели в учебный процесс уроки и факультативы
по театру. Во многих школах появился новый учебный предмет — "Мировая
художественная культура", который как интегрированный курс имеет
возможность рассматривать искусство театра наравне с изобразительным искусством,
музыкой и литературой.
Интерес к театру как важному средству
общеэстетического развития школьников подтверждается и проводимыми
Министерством образования РФ Всероссийскими научно-практическими конференциями
"Театр. Дети. Образование" (г.Екатеринбург — 1995,1996; г.Самара —
1997; г.Орел — 1999), на которых рассматривается широкий диапазон вопросов
использования искусства театра в воспитании и образовании подрастающего
поколения.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена
важностью воспитания зрительской культуры школьников, рассматриваемой как
основной, базовый компонент театральной культуры, являющейся в свою очередь
частью общехудожественной культуры учащихся. Исследование направлено на
выявление педагогических принципов воспитания зрительской культуры подростков в
реальных условиях дефицита общения школьников с театральным искусством. В
изменившейся социокультурной ситуации существует необходимость разработки
теоретических и методических принципов работы со школьниками по воспитанию
театральной культуры, которые могут быть использованы при создании учебных
программ и в процессе организации различных форм работы с подростками по
искусству театра.
Решение проблем воспитания зрительской культуры и
организации общения школьников с искусством театра позволит школе соответствовать
критериям театра, предлагаемым современному зрителю: необходимости освоения им
художественного языка театрального искусства.
Существующий в педагогической практике опыт
театральной работы со школьниками и изучение специальной литературы по данной
проблеме показывают, что школа нуждается в новых формах работы по специальному
развитию зрительской культуры учащихся. В данном исследовании рассматриваются
методы воспитания зрительской культуры подростков посредством актерских
тренингов, то есть включения подростков в сам процесс театральной деятельности.
(фрагменты работы)
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
1.1. Современное состояние театра для детей и юношества и художественно-педагогические проблемы воспитания театрального зрителя
Современная педагогика рассматривает возможности театра в качестве реального средства художественного воспитания школьников, в том числе и как будущих зрителей. В контексте своего исследования считаю целесообразным совершить небольшой экскурс в историю возникновения и развития в нашей стране специального театра для детей, который рассматривался государством как особый художественно-педагогический институт, создававший не только искусство для детей, но и призванный непосредственно обеспечивать формирование зрительской культуры.
В прежней системе эстетического воспитания, которая создавалась десятилетиями, в разные периоды театру отводилась разная воспитательная роль. Но со времен его возникновения в программных документах 20-х годов приобщение детей к театру рассматривалось как непременное условие всестороннего развития учащихся общеобразовательной школы. Основатели профессионального театра для детей (А.В. Луначарский, С.Я. Маршак, А.А. Брянцев, Н.И. Сац и другие) рассматривали его как целостный художественно-педагогический организм. Исследователь и историк детского театра Л.Г. Шлет отмечала характерные черты театра 20-х годов, обращенного к детям: демократичность и доступность этого театра, педагогическая направленность, которая выражалась в поисках доступного для детей репертуара и первых попытках изучения особенностей детского восприятия, а также приход в детский театр профессионалов: режиссеров и актеров. Это значило, что театр для детей перестал быть разновидностью внешкольной работы, он становился ветвью нового, советского сценического искусства, вбирая в себя опыт и художественное наследие, которым располагала русская театральная культура.
Педагогическое назначение театра определялось воспитательным воздействием на зрителя через искусство. Такая формирующая возможность часто рассматривалась в теоретических трудах и воплощалась в самой практике театров. А.А.Брянцев в работе "Причины рождения театров для детей" писал о взаимосвязи педагогического и художественного в искусстве, обращенном к детям, подчеркивая, что в нем момент восприятия совпадает с моментом творчества, в силу чего оба эти момента взаимно зависят друг от друга. Из этого следует, что всякий спектакль должен быть рассчитан на способность данных зрителей воспринимать адресованный им спектакль.
Выводы по первой главе
Как показывает история развития театра за последние лет двадцать, зрительская культура имеет тенденцию к понижению своего уровня. На это повлияло множество факторов:
- Активное развитие технологий;
- Нехватка времени на более частые походы в театр родителей с детьми, педагогов с учениками;
- Сложность интеграции театром репертуара, рассчитанного на получение прибыли, с репертуаром, исходящим из духовных потребностей зрителя;
- Низкий уровень знаний у детей и подростков о театральной деятельности;
- Отсутствие в школьных программах театральных факультативов.
На наш взгляд, основная проблема низкого уровня зрительской культуры, именно в том, что со стороны театральная деятельность может казаться легким занятием, поэтому у подростков с детства формируется предвзятое отношение к этому искусству, вследствие чего образ созданный режиссером, воспринимается школьниками буквально, и они освобождают свой мозг от разгадки режиссерского замысла.
Таким образом, при помощи актерских тренингов, можно показать подросткам сложности работы актера, и глубину создаваемых театром образов.
Глава 2. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
2.1. Организация и проведение исследования
Исследование проводилось в театральных студияхгорода Нижний Тагил «Чеширский кот» и поселка Баранчинский «Летучий корабль», а также у нескольких школьников МБОУ СОШ № 71 г. Нижний Тагил. Участниками исследования были подростки от двенадцати до шестнадцати лет. Анкетирование было проведено для всех участников исследования, а сами занятия проводились в студиях.
На вопросы анкеты всего ответили три девочки, и четыре мальчика.
На первом этапе – подготовительном – в соответствии с целью и задачами исследования, проводится подбор литературы по данному вопросу и методик воспитания зрительской культуры.
На втором этапе – констатирующем – проводится диагностика и обработка полученных результатов исследования.
На третьем этапе – практическом – проводятся, собственно, тренинги.
На четвертом - аналитическом – полученные результаты интерпретируются, производится их анализ, и формулируются выводы, подтверждающие, либо опровергающие, выдвинутую гипотезу.
Организация и проведение диагностики с описанием и кратким анализом ответов, дающим основание для подбора тренингов.
Для исходной диагностики специально была разработана анкета, определяющая частоту посещений подростками театра, знания о театре, интересы подростков в плане использования театра для решения личных проблем, осмысленность подростками происходящего на сцене и в целом в театре. Ниже приведены вопросы и ответы исходной диагностики:
1. Что такое театр? (2-3 предложения).
Ответы:
Н.Н. – 15 лет.
Театр-это искусство! Искусство оживлять любимые произведения, любимых героев. Для зрителей театр-это потребность души, высшая потребность человека, а для актера-это, наверное, жизнь, ведь он проживает, каждое мгновение на сцене.
З.К. – 14 лет.
Театр - это
А. Искусство изображения драматических произведений на сцене.
Б. Помещение, где происходят такие представления.
В.Л. – 14 лет.
Театр - это место где показывают спектакли и происходят какие-то действия. В театре играют роли специально обученные люди – актеры.
Г.Ж. 13 – лет.
Театр - это здание, в котором показывают спектакли,играют сценки. Театр -это дом души. Театр – там, где ты смотришь на сцену и переживаешь за персонажей, играющих на сцене.
И.К. –16 лет.
Театр – это место, куда люди приходят провести свое время в удовольствие. Актеры могут передать все свои чувства и эмоции.
П. М. – 12 лет.
Это здание, в котором происходят спектакли.
П. Н. – 15 лет.
Театр – это направление в искусстве, в котором актер должен передать все эмоции и смысл произведения. Представление должно вызвать у человека определённые эмоции.
Выводы по второй главе
Подростки охотнее стали ходить в театр, у них появилось больше энтузиазма в посещении театра так, как им проще понимать спектакли, когда они узнают художественный язык.
Актерские тренинги дают подростку возможность понимать художественный язык искусства, но не прививают любовь к чтению, хоть это и не входит в рамки данного исследования.
Хоть подростки двенадцати – тринадцати лет это почти взрослые люди, но все же без взрослого человека они не могут пойти в театр. Поэтому увеличивать количество посещений театра – это задача родителей и педагогов.