или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Банковское дело, Экономика |
Год сдачи: | 2019 |
Количество страниц: | 32 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 03.02.2020 |
Количество просмотров: | 478 |
Рейтинг работы: |
актуальность более 50 %
(фрагменты работы)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И СПЕЦИФИКИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНОВ РФ 5
1.1 Принципы межбюджетных отношений 5
1.2 Понятие и характеристика финансовой поддержки регионов РФ 9
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ОКАЗАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНОВ РФ 16
2.1 Субвенции и субсидии регионам из федерального бюджета 16
2.2 Помощь из Фонда государственной финансовой поддержки 20
2.3 Предоставление бюджетных ссуд субъектам Федерации на финансирование кассовых разрывов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ВВЕДЕНИЕ
Экономическое развитие общества является сложным, многофакторным и многоуровневым, динамичным процессом. Для комплексной оценки необходимо брать только средние и долгосрочные периоды. Поэтому все государства сегодня сталкиваются с проблемой экономического роста - одной из центральных экономических проблем. Оценивая его динамику, можно судить о развитии национальной экономики, о жизненно важных потерях населения, о решении на национальном уровне ограниченных ресурсов, инвестиционной привлекательности страны, динамике и перспективах развития ее экономики.
Сегодня бюджетная система самой России и все этапы бюджетного процесса находятся под пристальным вниманием как российских аналитиков, так и мирового сообщества.
В последнее время федеральный бюджет Российской Федерации, в отличие от многих других штатов, был профицитным, но осталась проблема сбалансирования его доходной и расходной частей, стратификации регионов по бюджетной самообеспеченности и, следовательно, необходимости переноса части федеральный бюджет привел к его дефициту.
Именно благодаря вышесказанному и для совершенствования модели фискального федерализма, действующей в современной России, очень важно соблюдение и практическая реализация принципа сбалансированности доходной и расходной частей бюджета, полноты доходов бюджета - Оптимизация источников доходов и их целевое использование очень актуальны.
Одной из важнейших задач федеративного государства является выравнивание финансовых возможностей регионов для обеспечения гарантированных равных прав на получение социальной и медицинской помощи, образования и иных услуг всеми гражданами независимо от их места жительства.
В настоящее время в России наблюдается сохраняющаяся дифференциация субъектов РФ в зависимости от их финансовых возможностей и социально-экономического развития. В этих условиях российской действительности рассмотрение особенностей различных методов и форм оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации для решения острых территориальных проблем остается весьма актуальным.
Предмет исследования: основы сущности и специфики финансовой поддержки регионов РФ
Объект исследования: способы оказания финансовой поддержки регионов РФ
Целью работы является исследовать финансовую поддержку субъектов РФ
Задачи:
1. Рассмотреть принципы межбюджетных отношений.
2. Дать понятие и характеристика финансовой поддержки регионов РФ.
3. Проанализировать субвенции и субсидии регионам из федерального бюджета.
4. Рассмотреть дотации Фонда финансовой поддержки субъектов Федерации.
5. Проанализировать предоставление бюджетных ссуд субъектам Федерации на финансирование кассовых разрывов.
Методы исследования: анализ, сравнение, синтез.
Структура работы: работа имеет традиционную структуру она состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И СПЕЦИФИКИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНОВ РФ
1.1 Принципы межбюджетных отношений
Рассматривая понятие «межбюджетные отношения», следует особо остановиться на том, что межбюджетные отношения - это часть бюджетного процесса, на что указывает законодатель. Бюджетный процесс определен в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации [1] как «регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением» [9, с. 383].
В юридической литературе определение межбюджетных отношений, представленное в Бюджетном кодексе Российской Федерации, оценивается не всегда положительно. Часто современные авторы справедливо критикуют данное законодателем определение и делают замечания, обосновывая внутреннюю противоречивость существующей официальной трактовки [10, с. 99]. Некоторыми исследователями высказывается мнение, что, несмотря на сделанную попытку улучшить формулировку данного понятия, оно до настоящего времени не очень верно отражает суть процессов межбюджетных отношений. Так, в частности, Д. В. Бахарев указывает, что на сегодняшний день недостаточно точно изложены состав субъектов межбюджетных отношений, цель, а также не отражены некоторые иные вопросы, имеющие к ним непосредственное отношение [2, с. 193].
Изложенное в настоящее время в БК РФ определение межбюджетных отношений стало причиной того, что разные авторы предлагают свои определения данного понятия. Например, М.Б. Печенская понимает под межбюджетными отношениями обобщенную систему экономико-правового взаимодействия между различными государственными органами по вопросам распределения экономических ресурсов [17, с. 8]. Такая система, как отмечается отдельными авторами, является достаточно эффективным инструментом для развития всех уровней государственной власти [12, с. 12,13].
Также следует обратить внимание на понятие бюджетные правоотношения, изложенное в статье 1 БК РФ, которые определяются в качестве отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношений, возникающих между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Другими словами, межбюджетные отношения представляют собой лишь часть бюджетных отношений, возникающих в процессе правового регулирования бюджетной деятельности государства[22, с. 21].
Одним из главных составляющих системы межбюджетных отношений, одновременно с разделением расходных полномочий и доходных источников, считается финансовая помощь нижестоящим бюджетам из бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы.
Исторически сформировавшаяся разнородность размещения производственных комплексов в Российской Федерации и резкий экономический кризис повергли к увеличению межрегиональной дифференциации и появлению субъектов, которые характеризуются стабильным и глубоким спадом в главных отраслях экономики и внезапным понижением уровня жизни населения. Итоги опубликованных учений наглядно говорят об усилении разнородности экономического пространства государства за годы рыночных преобразований, к тому, как интенсивность возрастания отрицательных направлений такая, что под опасностью оказывается политико-социальное единство государства.
В данной взаимосвязи задача межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов получила в настоящее время особенную важность, но на законодательном уровне определение финансовой помощи не зафиксировано.
Цель оказания финансовой помощи - регулирование диспропорций в цене и потреблении государственных услуг в разных субъектах государства в условиях несимметричной федерации. Центральное правительство, которое обладает наиболее обширными способностями макроэкономического регулирования и поступления налоговых платежей в сравнении с нижестоящими уровнями власти, может и должно ликвидировать горизонтальный дисбаланс.
Межбюджетные отношения – это отношения среди публичных правовых образований согласно проблемам регулирования бюджетных правоотношений, организации и реализации бюджетного процесса.
Межбюджетные отношения базируются на следующих принципах:
- распределения и закрепления расходов бюджетов по конкретным уровням бюджетной системы РФ;
- распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;
- равенства бюджетных прав регионов РФ, равенства бюджетных прав МО;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности регионов РФ, МО.
На основании данных принципов некоторые виды бюджетных расходов могут быть переданы из федерального бюджета в бюджеты регионов Российской Федерации и из бюджетов регионов Российской Федерации - в местные бюджеты.
В процессе распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы лежит принцип равенства бюджетов регионов РФ в отношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с бюджетами субъектов, предполагающих применение целостной методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, кроме того, единообразный порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
В целях сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, применяя дотации, субвенции и субсидии.
Они выделяются тем населенным пунктам, где в силу сформировавшихся ситуаций и проводимой политики в сфере охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и иных причин, финансовый потенциал не может быть расширен в таких объемах, которые способствуют обеспечению территориальному формированию доходов. Местные же источники не могут обеспечивать покрытие потребных расходов. Примером могут послужить города и поселки-курорты, города - исторические и архитектурные заповедники, научные центры и другие территории. Субвенции выдаются при условии целевого назначения на конкретные мероприятия, на реализацию которых на местах не хватает собственных источников.
Кроме отчислений от налогов и сборов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, существенным источником формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации считаются средства, которые получены от других бюджетов. В процессе взаимных расчетов доля средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует заметить, что при этом наибольшая доля достается нижестоящим бюджетам.
В большей степени данный вид доходов в последние периоды замещал прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов данный источник в меньшей степени способен с целью обеспечения бюджетов субъектов Российской Федерации финансовыми ресурсами. В случае, когда отчисления от налогов и сборов, трансферты, дотации, субвенции и субсидии ранее запланированы в доходах данных бюджетов, то средства, которые передаются им в ходе исполнения бюджета, ставят их в еще более значительную зависимость от вышестоящих бюджетов [25].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что, несмотря на наличие официально закрепленного понятия «межбюджетные отношения» в БК РФ, на сегодняшний день данный термин остается спорным и дискуссионным.
1.2 Понятие и характеристика финансовой поддержки регионов РФ
В настоящее время в России наблюдается сохраняющаяся дифференциация субъектов РФ в зависимости от их финансовых возможностей и социально-экономического развития. В этих условиях российской действительности рассмотрение особенностей различных методов и форм оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации для решения острых территориальных проблем остается весьма актуальным.
Для рассмотрения сущности финансовой поддержки регионов обратимся к пониманию термина «финансовая поддержка регионов». Стоит отметить, что лишь немногие исследователи в своих работах формулировали емкое определение этого понятия, зачастую ограничиваясь лишь формулировкой целей и задач такой деятельности, не обозначая четко круг действий, входящих в нее. Нет его также и в Бюджетном кодексе РФ (далее - БК РФ). В то же время это словосочетание активно употребляется в правовых актах.
В наиболее общем виде финансовая поддержка рассматривается в экономической литературе как объем средств, переданных из федерального бюджета в региональный.
Н. М. Сабитова под финансовой поддержкой регионов понимает все формы финансирования регионов из федерального бюджета, кроме прямого финансирования [21 с. 2], обращая внимание на то, что понятие финансовой поддержки не тождественно понятию финансовой помощи и шире последнего. Финансовая помощь субъектам РФ - это денежные отношения, возникающие между органами власти в условиях существующей системы разграничения налоговых, расходных полномочий и методов бюджетного регулирования по поводу передачи части средств вышестоящего бюджета нижестоящему в связи с ограниченностью налоговой базы последнего [21, с. 5].
На основе обобщения анализа научной литературы и правовых источников под финансовой поддержкой регионов можно понимать один из аспектов региональной экономической политики, заключающийся во всяком предоставлении денежных средств из федерального бюджета на социально-экономическое развитие региона с целью сокращения экономической дифференциации регионов, обеспечения выполнения государственных региональных полномочий, развития инфраструктуры региона и формирования стимулов для самостоятельного регионального развития.
Наиболее полно сущность финансовой поддержки проявляется в действующих формах и методах ее осуществления. Можно выделить четыре основных метода финансовой поддержки регионов: безвозмездная помощь региональным бюджетам, перераспределение долговой нагрузки, распределение налоговых доходов, целевое финансирование.
Рассмотрим подробнее непосредственные формы их осуществления.
БК РФ в целом отождествляет формы финансовой поддержки и межбюджетные трансферты.
За последние 4 года абсолютная величина межбюджетных трансфертов в целом изменилась несущественно и осталась почти на том же уровне, хотя темпы роста медленно, но стабильно сокращаются, и в последние два года уже наблюдался отрицательный прирост. В % ВВП сокращение более значительно, в среднем на 0,11% ВВП в год. Наибольший темп сокращения демонстрируют «иные межбюджетные трансферты», а также субсидии (-14,06%).
Если говорить о динамике межбюджетных трансфертов в предшествующих периодах, то, ссылаясь на исследование М. Л. Васюниной, можно отметить: «За 2007-2015 гг. объем расходов федерального бюджета на их предоставление увеличился более чем в 3,5 раза» [8, с. 18].
Таким образом, основной формой финансовой поддержки регионов России являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. БК РФ предусматривает такой институт, как Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Он представляет собой общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, предусмотренных в расходах федерального бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под дотациями понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые
Похожие работы