или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Московский педагогический государственный университет (МПГУ) > Факультет дошкольной педагогики и психологии |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Педагогика |
Год сдачи: | 2013 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 09.01.2013 |
Количество просмотров: | 557 |
Рейтинг работы: |
Курсовая работа
Оглавление
Стр.
Введение ………………….3
1 Теоретические основы вопроса…………………………………………6
1.1 Видные педагоги об индивидуальном подходе …………………6
1.2 Изучение особенностей ребенка- первый этап индивидуального
Подхода………………………………………………………………… 12
1.3 Индивидуальный подход к детям на занятиях……………… ...26
2 Исследовательская работа ………………39
2.1 Организация и методы исследования ………………39
2.1 Анализ результатов исследования ……………..41
Заключение …………….42
Список использованной литературы …………………………………….45
Приложения ……………………………………………………………...47
Приложение А……………………………………………………………47
Приложение Б……………………………………………………………50
Приложение В……………………………………………………………52
Приложение Г……………………………………………………………53
(фрагменты работы)
Введение
В современных условиях реформирование основной линией преобразования системы дошкольного образования стал переход на личностно- ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Однако до сих пор определенные стереотипы сознания педагогов и отдельные тенденции образовательной практики не ориентируют их на индивидуальный подход к ребенку и не предполагают разных способов общения с детьми.
Основной целью педагогических усилий остаётся создание определенного объёма знаний, умений и навыков, противоречащие развитию индивидуальности и приводящие к выравниванию возможностей детей.
Строгий, единый для всех режим жизни в дошкольном учреждении также не способствует развитию индивидуальности ребенка. Самые разные дети – должны по команде в едином темпе засыпать, просыпаться, одеваться, раздеваться, есть, и мыть руки. Важной причиной такого положения является то, что на сегодняшний день фактически не существует специальных исследований, определяющих принципы и условия реализации индивидуального подхода к детям.
Подобное понимание проблемы рассматривалось в дошкольной педагогике и возрастной психологии многими авторами, такими как А.С.Макаренко, рассматривал дифференцированный подход к детям, думал о том, как сделать ребенка преданным и достойным членом коллектива. Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, в их трудах сам термин «воспитание» рассматривался с позиции развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Отдельные вопросы индивидуального подхода к ребенку рассматривались в работах Е.А.Аркина - по физическому воспитанию детей, А.П.Усовой - по обучению, Е.А.Флериной- по эстетическому воспитанию дошкольников. В названных трудах акцентировалась роль способностей, потребностей и интересов ребенка как основание для осуществления индивидуального подхода.
Научная школа отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и другие) рассматривала проблему индивидуального подхода в контексте формирования личности ребенка и развития его способностей, придавая существенное в значение внутренним индивидуальным предпосылкам психологических свойств, предполагающих успех в любой деятельности.
Учитывая актуальность проблемы, мы выбрали тему исследования: индивидуальный подход в воспитании и обучении дошкольников.
Опираясь на идею Л.С.Выготского о социальной ситуации развития, авторы подчеркивают значимость развивающих взаимоотношений в системе «взрослый- ребенок», благодаря которым достигается развитие каждого ребенка с учетом его возможностей и склонностей.
Поэтому объектной областью исследования нами определен учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Из чего следует, что объектом исследования - является индивидуальный подход к ребенку как органичная часть учебно-воспитательного процесса.
Из всего выше сказанного следует, что предметом исследования будут - особенности ребенка требующего индивидуального подхода.
Всё начинается с детства… Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.
Проблема исследования определена нами следующим образом. Какие из особенностей детей требует учета индивидуального подхода? Каковы психолого-педагогические механизмы этого явления?
С учетом актуальности темы мы выдвигаем следующую гипотезу.
Гипотеза: Проблемы у детей требующих индивидуального подхода возникают не случайно и связаны с их психофизиологическими особенностями. Исходя из проблемы и гипотезы исследования, была сформулирована следующая Цель: Изучить особенности детей требующих индивидуального подхода.
Также мы определили следующие задачи:
1.Провести теоретический анализ по теме исследования.
2.Раскрыть понятие индивидуальной работы.
3.Изучить особенности детей требующих индивидуальной работы.
4.Разработать рекомендации.
В написании курсовой работы мы использовали пятнадцать источников, но больше всего нам помогли пособия авторов: Ковальчук Я.И. раскрывает историю развития вопроса, индивидуальнее особенности детей дошкольного возраста, рассказала об индивидуальном подходе на различных видах занятия; Маханёва М.Д. поясняет организацию предметно- пространственной среды и организационно- управленческие основы индивидуального подхода; Баландина Л.А. дает нам диагностику выявления типа темперамента. В этой литературе мы нашли большое количество информации по данной теме.
Курсовая работа состоит из двух частей: теоретические основы вопроса и исследовательская работа. В первой части мы рассмотрели тереотические основы вопроса: изучили индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, рассмотрели индивидуальный подход на различных видах занятиях, в формировании детского коллектива. Также мы раскрыли понятие индивидуальной работы, раскрыли критерии организации предметно- пространственной среды.
Во - второй части мы проводили исследование по выявлению типа темперамента у дошкольников используя метод анкетирования и наблюдения. На основе полученных результатов мы разработали рекомендации, которые могут использовать и родители и воспитатели, сделали подборку коррекционных игр и упражнений.
Похожие работы