или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Ейский полипрофильный колледж |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Дошкольная педагогика |
Год сдачи: | 2022 |
Количество страниц: | 67 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 04.02.2025 |
Количество просмотров: | 21 |
Рейтинг работы: |
оглавление
введение……………………………………………………………………….….3
глава 1. состояние
проблемы лексического развития дошкольников в научно-методической литературе
1.1 значение словарной
работы в доо……….……...……………………….……6
1.2 задачи и содержание
словарной работы в доо…………………….........…..12
глава 2. использование
дидактической игры в лексическом развитии детей
2.1 классификация
дидактических игр по формированию словаря…........……28
2.2 методика проведения
дидактических игр……………………...…........…….34
2.3 лексические
упражнения и их место в системе словарной работы…...........37
глава 3. практическая
часть. конспекты дидактических игр и упражнений по формированию словаря у детей
5-7 лет……………………………………………………………………………....…..45
заключение……………………………………………………….………….…58
список использованных
источников………………………...…….60
приложение…………………………………………………………..….……..63
приложение а конспект развлечение с использованием
загадок для детей старшего дошкольного возраста игра-загадка
«лес»………………….………..63
приложение б игра-загадка
«петя в деревне»…………………………………..66
Актуальность.
Развитие
речи у детей дошкольного возраста является центральной задачей дошкольного
образования.
Словарь – один из
компонентов речевого развития ребенка. Развитие словаря влияет на всестороннее
развитие ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного
развития, так как содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в
онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях
слов.
Усвоение словаря решает
задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития
содержательной стороны мышления. Формирование словаря является одной из
центральных задач речевого развития и воспитания детей. Это обусловлено, прежде
всего, его социальной значимостью и ролью в формировании личности. В настоящее
время изучению особенностей развития словарного запаса детей придаётся большое
значение.
Проблемы формирования
словаря нашли отражение в исследованиях А. Бородич, Е. И. Тихеевой, Ю. С.
Ляховской, О. И. Соловьевой, А. П. Иваненко, В. В. Гербовой, В. И. Яшиной и
других ученых и методистов. Работа над
словом – исходной единицей языка, занимает одно из самых важных мест в общей
системе работы по развитию речи.
Роль словарной работы в
обучении родному языку старших дошкольников была раскрыта М.М. Кониной и ее
учениками (В. И. Яшкина, Н. П. Иванова, А. П. Иваненко и др.). Вычленяя обогащение,
закрепление и активизацию словаря как главные задачи работы, Конина писала:
«Руководством развития детского словаря начинается с не обучения детей новым
словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с
привлечением систематизации опыта детей» [21].
Дидактическая игра
занимает важное место в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра как
средство обучения широко используется в лексическом развитии ребенка.
Анализ педагогического процесса в ДОО показал, что в деятельности воспитателя еще не сложилась система работы
по использованию комплекса дидактических игр и упражнений по формированию словаря, что и определило выбор
темы курсовой работы.
Объект
исследования: процесс развития лексики детей старшего
дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Предмет
исследования: методика использованию дидактических игр в
лексическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Цель
исследования: изучение особенностей использования
дидактических игр в лексическом развитии детей старшего возраста.
Задачи
исследования:
1. Изучить состояние
проблемы в научно-методической литературе.
2. Раскрыть значение
дидактических и их место в развитии словаря у детей старшего возраста.
3. Подобрать и
разработать образцы дидактических игр,
упражнений и развлечений по лексическому
развитию для детей 5-7 лет.
4. Разработать
практические рекомендации.
Методы
исследования: теоретический анализ предмета
и объекта исследования; теоретико-методологический анализ специальной
психолого-педагогической литературы; изучение программных документов, анализ и
обобщение передового педагогического опыта.
Практическая
значимость работы заключается в том, что подготовлены
практические рекомендации и подобраны дидактические игры по формированию
словаря для детей старшего дошкольного возраста.
Предложенные конспекты дидактических игр
и упражнений могут быть использованы воспитателями при организации работы по развитию словаря детей
старшего дошкольного возраста.
Содержание
работы: в работе имеются введение, три главы, заключение,
список использованных источников (29), приложений (2).
Во введении обоснована
актуальность темы и охарактеризован научный аппарат.
В 1 главе охарактеризовано
состояние проблемы лексического развития дошкольников в научно-методической
литературе.
Во 2 главе раскрыта
методика использования дидактической
игры в лексическом развитии детей.
В 3 главе представлены
конспекты дидактических игр и упражнений по формированию словаря у детей 5-7
лет.
В заключении сделаны
выводы и даны практические рекомендации.
В приложении представлены
конспекты развлечений: игра-загадка «Лес» и игра-загадка «Петя в деревне».
(фрагменты работы)
1.1 Значение словарной работы в ДОО
В современной методике словарная работа рассматривается как целе-направленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их со-циально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается прежде всего на владение достаточным словарным запасом [1].
С физиологической точки зрения слово является универсальным сред-ством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители. Усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним и образом объекта реального мира. Эти связи образуются в коре головного мозга по законам, открытым И. П. Павловым. Слово только тогда становится заменителем реального предмета, когда в его основе есть кон-кретные представления. Физиологическая сущность слова, так же, как и его лингвистические характеристики, обусловливают такой принцип в обучении языку и речи, как наглядность.
С психологической точки зрения обобщение и значение слова суть си-нонимы». Именно в значении слова «завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением». Взгляд на слово как на «феномен мышле-ния» определяет своеобразие и роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением представ-лений об окружающей жизни, с формированием элементов понятийного мышления [20].
Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в он-тогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А.Н. Леонтьев).
В исследованиях О.С. Ушаковой приведены средние цифры словарного состава речи детей в возрасте от 1,6 до 6 лет: к полутора годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам —300–400, к 3 годам—1000–1100, к 4 годам — 1600, к 5 годам — 2200 слов. Исследователь отмечает, что в 1 год ребенок активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный сло-варь увеличивается до 3–3,5 тысяч слов.
2.1 Классификация дидактических игр по формированию словаря
Игра – непременный спутник детства. «Игра, - говорил А. М. Горький, путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны из-менить». Поэтому он требовал серьезного отношения к детским играм. Н. К. Крупская, говоря о значении игр, отмечала: «Игра есть потребность расту-щего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается речь, сообрази-тельность, находчивость, инициатива, организационные навыки, выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»
Дидактическая игра является одним из средств воспитания и обучения дошкольников. Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельно-сти, занимаясь которой дети учатся. Она, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети.
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей
дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской тео-рии игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств коммунистического воспитания и формирования личности советских детей: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, про-странственные отношения, числовые отношения, изучает растения, живот-ных».
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать труд-ности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
Н. К. Крупская отмечала, что приобретать знания можно не только си-дя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.
Похожие работы