Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Курсовые работы > Курсовые работы по дошкольному образованию > Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте
Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте

Тема курсовой работы: Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте

1000 ₽
Купить за 1000 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: ГАПОУ РК «Петрозаводский педагогический колледж»
Тип работы: Курсовые работы
Категория: Дошкольное образование
Год сдачи: 2024
Количество страниц: 27
Оценка: 5
Дата публикации: 30.07.2024
Количество просмотров: 83
Рейтинг работы:
Описание работы

Содержание

 

Введение

3

Глава 1. Теоретическое изучение
вопроса развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте

 

1.1.        
Характеристика психолого-педагогических
особенностей детей старшего дошкольного возраста

5

1.2.        
Значение
сюжетно-ролевых игр для развития детей 5-7 лет в     соответствии с требованиями ФГОС

8

1.3.        
Структура и особенность сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного
возраста

12

1.4.        
Особенности руководства
сюжетно-ролевыми играми детей в старшем дошкольном возрасте

17

Заключение

21

Список использованных источников и литературы

23

Приложение

25

Введение

Игра – верный спутник детства
ребенка, который сопровождает его в познании мира.

Сюжетно - ролевая игра –
истинная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Возникая
на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно
развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего
уровня. [11, с.217.] Каждое новое поколение детей меняет игровое пространство
детства. Социализация нашего старшего поколения проходило во дворах, где
активные игры были любимыми. Дети с удовольствием гоняли мяч, прыгали на
скакалках. Современное поколение, напротив, предпочитает коллективным дворовым
играм индивидуальные компьютерные.

В Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования игра рассматривается как один
из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации.
При этом одним из целевых ориентиров выступает на этапе завершения дошкольного
образования ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать
условную и реальную ситуацию, уметь подчиняться разным правилам и социальным
нормам.

Педагогический процесс в
условиях дошкольного образовательного учреждения строится на игровой
деятельности. Через многообразие детских игр возможно воспитывать, развивать и
обучать дошкольника.

Основной особенностью
сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая
ситуация складывается из сюжета и ролей. [5, с.16]

Актуальность сюжетно-ролевой
игры заключается в развитии творческих способностей детей, их фантазии и
артистизма, с их помощью ребенок учится вживаться в образ того или иного
персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социализации
ребенка, реализации его возможностей в будущем.

При помощи проигрывания
различных жизненных ситуаций, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться
в людях, избегать конфликтных ситуаций, при необходимости разрешать их,
поддерживать дружелюбную атмосферу. Личность ребенка, а именно: его интеллект, воля,
воображение и общительность, стремление к самореализации, самовыражению.

Объект: игровая деятельность
детей 5-7 лет.

Предмет: особенности развития
и руководства сюжетно-ролевыми играми в старшем дошкольном возрасте.

Цель – описание особенностей развития
и руководства сюжетно-ролевыми играми в старшем дошкольном возрасте.

Задачи:

1.         
Изучить научную и методическую
литературу по проблеме сюжетно – ролевых игр в старшем дошкольном возрасте.

2.         
Определить значение
сюжетно-ролевых игр в жизни дошкольника.

3.         
Описать особенности и способы
руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников.

4.         
Разработать технологическую
карту сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.

Методы работы: изучение и
анализ научной и методической литературы.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Глава 1. Теоретическое изучение вопроса развития сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
1.1. Характеристика психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – это дети 5-7 лет, т.е. старшая и подготовительная группы детского сада. Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения ребенка. Это возраст познавательных и творческих открытий. В старшем дошкольном возрасте расширяются и обобщаются знания и представления об окружающем мире. [8, с.224] У ребенка формируется умение слушать, отвечать на вопросы, задавать вопросы и самостоятельно экспериментировать с действительностью.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе. [4, с.157]
Подводя итоги, можно сказать, что старший дошкольный возраст является последним периодом дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Происходят изменения и в представлениях детей о самих себе, в их самосознании. [9, с.108]

1.2. Значение сюжетно-ролевых игр для развития детей 5-7 лет в соответствии с требованиями ФГОС

Этап дошкольного детства имеет важную роль в проявлении творческих возможностей ребенка, формировании самостоятельности и развитии личности человека в целом. Игра – это ведущая модель поведения и освоения мира для ребёнка. В процессе игры ребенок взаимодействует с другими детьми, развивает навыки дружбы и выстраивания отношений, он подражает взрослым. ФГОС предписывает определенные условия для формирования современной игровой деятельности дошкольников.
Основной формой проявления активности в дошкольном возрасте является игра. [4, с.158] Мастерство педагога проявляется во многих аспектах педагогической деятельности, однако, красноречивее всего она проявляется в его умении организовать самостоятельную деятельность своих воспитанников. Воспитателю необходимо умело направить каждого малыша на занимательную, но, в то же время полезную игру, при этом важно опираться на инициативность, развивать любознательность ребёнка. Внимательный и заботливый педагог правильно распределит детей по игровым задачам так, чтобы они не мешали друг другу, проявит чуткость и справедливость в разрешении конфликтной ситуации, возникшей во время игры. Таким образом, от уровня профессиональной подготовки воспитателя зависит гармоничное творческое развитие детей. [1, с.36]

1.3. Структура и особенность сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон ребенка, а также единство психического и физического развития. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма. Игра необходима для того, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. В процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре, одной из основных, характерных черт является самостоятельность. [4, с.170] Дети самостоятельно выбирают тему игры, определяют план ее развития, обсуждают, как будут раскрывать роли, где проведут игру. Каждый ребенок сам выбирает себе образ в игре. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети самостоятельно выбирают партнеров, сами придумывают игровые правила, контролируют их выполнение, регулируют взаимоотношения. [5, с.80]
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. [12, с.126] Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

1.4. Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей в старшем дошкольном возрасте

Руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста предполагает влияние педагога на развитие и обогащение содержания игры, тематику, и способствует освоению детьми ролевого поведения в игре. [5, с.83]
Приемы руководства играми детей воспитателем можно условно разделить на две группы:
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. [12, с.126] Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

1.4. Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей в старшем дошкольном возрасте

Руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста предполагает влияние педагога на развитие и обогащение содержания игры, тематику, и способствует освоению детьми ролевого поведения в игре. [5, с.83]
Приемы руководства играми детей воспитателем можно условно разделить на две группы:
Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, а также составление разнообразных тематик игр для детей.
Заключение
Сюжетно-ролевая игра многогранна, она затрагивает многие аспекты развития ребенка, так, самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры заключается в том, что дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, как развернут игру. Другими словами, в сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят те или иные действия, явления, отношения активно и своеобразно.
По сравнению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения. [4, с.48] При руководстве игры воспитателем развитие самостоятельной игры детей происходит гораздо быстрее, т.к. формируются специфические игровые умения. Чтобы игра всегда была насыщенной и интересной, необходимо постоянное обогащение впечатлений, знаний детей об окружающей жизни. При наблюдении за детской игрой можно оценить их самостоятельность и самоорганизацию, а также их способности договориться, не создавая конфликтных ситуаций, создать благоприятную игровую обстановку. Игровая деятельность включает в себя широкий ассортимент тематик игр, глубину их содержания. Игра помогает дошкольникам в приобретении положительного социального опыта, именно поэтому необходимо, чтобы в ней просматривались отражения любви и уважения к труду, дружба, взаимопомощь и другие положительные стороны.
Чтобы сюжетно-ролевая игра развивалась качественно, необходимо, чтобы присутствовал педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов. Задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.
Если рассматривать сюжетно-ролевою игру как о ведущем виде игровой деятельности, необходимо сказать о ее значении в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, сюжетно-ролевая игра помогает ребенку в познании окружающего мира, в ее процессе совершенствуются мыслительная деятельность, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление правильной самооценки.

Купить за 1000 ₽