или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Казань > Казанский государственный университет имени В.И.Ульянова-Ленина |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 36 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 13.03.2018 |
Количество просмотров: | 535 |
Рейтинг работы: |
Содержание
Введение …………………………………………………………………. …3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития межличностных отношений у
подростков с нарушениями слуха …………………. 6
1.1 Межличностные отношения в психологии ……………………… 6
1.2 Особенности межличностных отношений у подростков с ограниченными возможностями
здоровья …………………………………………… 10
Выводы по главе I …………………………………………………………16
Глава II. Исследование межличностных отношений
подростков с нарушениями слуха ………………………………………………………….. 18
2.1 Организация и методики экспериментального
исследования межличностных отношений подростков …………………………………….…… 18
2.2 Анализ результатов экспериментального
исследования межличностных отношений у подростков с нарушением слуха ……………21
Выводы по главе II ………………………………………………………. 30
Заключение……………………………………………………………….. 31
Список используемой литературы …………………………………….... 34
Приложение ………………………………………………………………. 37
(фрагменты работы)
Введение
Актуальность проблемы исследования. Потребность в общении, в непосредственных контактах с другими людьми – одна из главных со-циальных потребностей человека. Особенно ярко она проявляется в подростковые годы.
В подростковом возрасте, когда личностное общение становится при-оритетным, потребность в доверительных отношениях наиболее акту-альна, вопросы личностного самоопределения выдвигаются на первый план - происходят качественные изменения в межличностном общении.
Благоприятное развитие личности и успешность социализации подростка с нарушением слуха во многом обеспечивается уровнем сформированности социальных навыков, среди которых важнейшими являются умения устанавливать межличностные отношения[6].
Процесс социализации социализации индивида с нарушением слуха протекает в депривационных условиях, таких как сенсорная, коммуни-кативная, эмоциональная, информационная, социальная и семейная депривации.
Отставание в речевом развитии, относительная изолированность неслышащего от общества затрудняет контакт с партнёрами по общению, ограничивает накопление опыта межличностного познания, препятствует адекватному субъект-субъектному пониманию, что делает проблему изучения межличностных отношений особенно актуальной для сурдопсихологии[11].
Изучением процессов формирования межличностных отношений зани-мались такие учёные как Т. Г. Богданова, Э. А. Вийтар, Ю. А. Гера-сименко, Г. А. Карпова, М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, И. Л. Соловьева, М. Е. Хватцев, И. В. Цукерман, С. Н. Шабалина.
Актуальность выбранной нами темы исследования обуславливается тем, что своеобразие протекания процесса социализации отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности индивида с нарушением слуха, в том числе на характере межличностных отношений. Нарушение слуха – социальный дефект, он сужает межличностные контакты и с глухими сверстниками и со слышащим социумом, что в свою очередь ведет к обеднению опыта общения, замедленному формированию социально зрелых межличностных отношений; примитивности и замедленному темпу формирования социальной перцепции и рефлексии[21].
Актуальность исследования обусловлена, в том числе, и необходимо-стью создания системы психолого-педагогических условий для пре-одоления недостатков межличностных взаимоотношений, которые являются следствием речевого недоразвития и использования специфических коммуникативных средств данной категории людей.
Существуют противоречия между необходимостью совершенствовать межличностные отношения социализации подростков с нарушением слуха и недостаточностью сведений об особенностях данного феномена при нарушенном слухе; между требованиями, предъявляемыми каждой личности в общей системе субъект-субъектного взаимодействия и имеющимися у конкретной личности возможностями соответствовать этим требованиям. Названные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в недостаточной изученности особенностей межличностных отношений подростков с нарушенным слухом[23].
Цель исследования: выявление особенностей межличностных отноше-ний подростков с нарушением слуха.
Объект исследования: межличностные отношения подростков.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений под-ростков с нарушенным слухом.
Задачи:
- провести теоретический анализ проблемы межличностных от-ношений в подростковом возрасте;
- выявить особенности межличностных отношений подростков с нару-шенным слухом;
- провести эмпирическое изучение особенностей межличностных отно-шений подростков с нарушенным слухом;
- разработать рекомендации по оптимизации межличностных отношений подростков с нарушенным слухом.
Нами был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также в данной работе мы методику Л.А.Головей и О.Р.Рыбалко «Оценка отношений подростка с классом» и «Социометрическую методику» Дж.Морено.
Контингент испытуемых составил 28 человек в возрасте 14-15 лет, среди них 14 подростков с нарушением слуха и 14 - с сохранным слухом.
Похожие работы
Работы автора