Студенческий портал

StudyNote RU admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Курсовые работы > Психология > особенности метафор у людей с предположительно разной доминантностью полушарий

Тема курсовой работы: особенности метафор у людей с предположительно разной доминантностью полушарий

750 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях!

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение:Учебные заведения Москвы > Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) > Институт психологии им. Л. С. Выготского
Тип работы:Курсовые работы
Категория:Психология
Год сдачи:2013
Количество страниц:28
Оценка:5
Рейтинг работы:

Курсовая практическая. Сравниваются метафоры эмоциональных состояний в двух группах - психологи и художники-живописцы. Качественный метод анализа. 

ВВЕДЕНИЕ

Эта работа - попытка осветить некоторые стороны такого интереснейшего явления, как метафора, рассматриваемая здесь как способ мышления.

В теоретической части рассказывается о том, что такое метафора и кратко представляется история ее изучения. Затем последуют небольшие разделы, обращающие читателя к повседневной речи, затем к научной сфере. Не смогла я обойти вниманием и нейрофизиологическую сторону дела, представленную в разделе нейропсихологии. Такое дополнение, как мне кажется, позволяет полнее понять механизм мышления, в основе которого – работа мозга.

В обывательском представлении метафора – удел поэзии, литературы. Действительно, там она неизменно присутствует, как присутствует она и во многих других языковых областях. В метафоре объединяются несовместимые понятия с целью раскрытия истинной, незаметной на первый взгляд сущности одного из них, в отличие от сравнения, которое бывает временной и не обязательно верной характеристикой. Хотя эти понятия, несомненно, близки.

Как рождаются метафоры? Возможно, в ситуациях, когда трудно подобрать слова, для того, чтобы выразить нечто, и возникает метафора как спонтанное озарение. Мы не случайно упомянули поэзию, ведь поэту не присущ обыденный взгляд на мир. "Когда прибегают к старому слову, то оно часто устремляется по каналу рассудка, вырытому букварем, метафора же прорывает себе новый канал, а порой пробивается напролом" (Гарсиа Лорка)[[1]].

Проиллюстрировать теоретическую часть курсовой работы призвана практическая часть, где планируется представить анализ небольшого проведенного исследования.

Цель этой работы: Выявить закономерности в метафорах и сравнениях между душевными состояниями и описаниями природы у двух групп испытуемых – психологов и художников, предположительно имеющих различную выраженность функций полушарий головного мозга.

Задачи:

  • Изучить литературу, касающуюся данной темы.
  • Получить наглядные аналогии психических состояний.
  • Провести качественный анализ материала и сделать выводы.

Гипотезы:

  1. Метафоры и сравнения, порожденные художниками, будут отличаться от таковых у психологов.
  2. Художники порождают более лаконичные и конкретные по форме метафоры и сравнения, чем психологи, т.к. художники имеют развитое образное и символическое мышление.
  3. Объемы метафор для различных понятий различаются количественно и зависят от эмоциональных характеристик этих понятий.

Испытуемые:

Первая группа состояла в основном из студентов психологов, но это не принципиально, важно только то, что эти люди не сталкиваются в своей повседневной деятельности с изобразительным искусством.

Вторую группу составили художники, имеющие отношение к изобразительному искусству: живописцы, графики, мультипликаторы. Среди них были как состоявшиеся художники (взрослые люди, участники различных выставок), так и студенты последнего курса института им. Сурикова. В исследовании также приняли участие 3 мультипликатора.

Предполагается, что правое полушарие художников нагружено больше, чем у психологов, соответственно, его функции развитее.

Каждая группа состояла из 15 человек.

         Участникам исследования предлагался напечатанный бланк или его электронный вариант. Время не ограничивалось.

         Описание методик:

Участникам предлагался бланк со следующим напечатанным текстом:
«Представьте, что Вы художник.
Опишите пейзажи, которые Вы нарисуете на следующие темы:
Уверенность
Влюбленность

Смирение

Болезнь

Обида и т.д............


[1] Лихтенберг Г. К. Афоризмы. М., 1964, с. 122.

Похожие работы