или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2013 |
Количество страниц: | 43 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 30.06.2014 |
Количество просмотров: | 542 |
Рейтинг работы: |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности детей старшего школьного возраста
1.1. Изучение познавательной активности в психолого-педагогической литературе………………..………………….……..……………………… 6
1.2. Особенности развития познавательной активности детей старшего школьного возраста ……………………………..…………………….… 15
Выводы по главе 1………………………….……………………..............19
Глава 2. Эмпирическое исследование познавательной активности детей старшего школьного возраста
2.1. Организация и методы исследования ……………………….….....24
2.2. Анализ результатов исследования …………...……………….....… 28
Выводы по главе 2……………………………………...…………………48
Заключение………………………………………………….………..…………..33
Литература …………………………………………………………………..…..36
Приложение…………………………………………………………………..…. 39
(фрагменты работы)
Введение
«Приохотить» ученика к учению
гораздо более достойная задача учителя,
чем «приневолить» его.
К. Д. Ушинский
Взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Проблема развития познавательной активности детей старшего школьного возраста – одна из самых актуальных в детской психологии. Современные программы предусматривают формирование у школьников не отдельных фрагментарных знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания школьников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Проблема познавательной являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой, С.П. Чумаковой. Однако вопросы развития познавательной активности старших школьников в процессе проведения занятий в школьном учреждении требуют дальнейшей разработки.
Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений. Необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществления ее практикой обучения доказана педагогической наукой.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования: познавательная активность детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования: занятие как средство развития познавательной активности детей старшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы изучить особенности познавательной активности детей старших классов школы.
Задачи:
1) Раскрыть теоретические основы изучения развития познавательной активности в психолого-педагогической литературе.
2) Выявить особенности развития познавательной активности детей старшего школьного возраста.
3) Экспериментально проверить эффективность занятия как средства развития познавательной активности у детей старшего школьного возраста.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина; идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у школьников (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волков; концептуальные идеи развития познавательной активности у школьников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: «Диагностики личностной креативности» (Туник Е.Е.); методика «Диагностики направленности учебной мотивации» (Дубовицкая Т.Д.); анкета по выявлению направленности и характера познавательных процессов (Островский О.Б.), статистические методы обработки данных.
Базой исследования: явилась средняя общеобразовательная школа №4 г. Менделеевска, 10 и 11 классы.
Научная новизна исследования состоит в том, что уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс развития познавательной активности детей старшего школьного возраста на занятиях; разработан диагностический аппарат определения уровней развития познавательной активности школьников.
Практическая значимость заключается в том, что использование итогов и выводов исследования позволяет учителям решать вопросы, связанные с развитием познавательной активности детей старшего школьного возраста на занятиях.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Похожие работы
Работы автора