или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > ДРУГОЕ > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Ответы |
Категория: | Языкознание и филология |
Год сдачи: | 2012 |
Количество страниц: | 43 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.03.2016 |
Количество просмотров: | 807 |
Рейтинг работы: |
Перечень примерных вопросов к экзамену
1. Место языкознания в системе наук. Предмет и объект языкознания. Разделы и состав языкознания.
2. История развития языкознания как науки.
3. Проблема происхождения языка.
4. Язык как общественное явление. Социальное членение языка.
5. Язык и мышление.
6. Язык и речь. Функции языка.
7. Система и структура языка. Единицы языка и единицы речи. Типы системных отношений.
8. История общества и развитие языка. Процессы языковой дифференциации и интеграции. Взаимодействие языков. Виды языковых контактов.
9. Дифференциация языка в процессе его развития: территориальное членение языка; виды социального членения. Понятие о литературном языке. Основные признаки литературного языка.
10. Фонетика как наука. Предмет изучения.
11. Принципы классификации звуков речи.
12. Система вокализма.
13. Система консонантизма.
14. Артикуляционная и акустическая характеристика звуков речи.
15. Фонетическое членение речи. Понятие о слоге. Основные теории слога. Структура слога. Правила слогораздела.
16. Фонетические слова. Проклитики и энклитики. Ударение и его типы.
17. Речевые такты и фразы. Интонация и ее элементы.
18. Комбинаторные изменения звуков (ассимиляция, диссимиляция, аккомодация).
19. Типы комбинаторных изменений, основанных на ассимиляции и диссимиляции.
20. Позиционные изменения звуков. Редукция гласных в русском литературном произношении.
21. Фонология как наука. Предмет изучения.
22. Система фонем. Корреляция фонем.
23. Фонетическая и фонологическая транскрипция.
24. Транскрипция и транслитерация.
25. Письмо и язык. Основные типы письма.
26. Происхождение алфавитного письма. Финикийский алфавит. Происхождение западноевропейского письма.
27. Происхождение и реформы русского алфавита.
28. Графика и орфография. Принципы графики и орфографии.
29. Орфоэпия как наука. Стили и нормы произношения.
30. Лексикология как наука. Предмет изучения.
31. Слово как основная единица языка и как лексическая единица.
32. Лексическое значение слова. Система значений слова.
33. Единицы лексического уровня и их связь. Полисемия. Виды значений.
34. Семантическая дифференциация лексики.
35. Парадигматические и синтагматические связи в лексике.
36. Антонимия и синонимия как проявление системности в лексике. Типы и источники синонимии и антонимии.
37. Омонимия, ее разновидности и источники. Паронимия. Конверсия. Гипонимия.
38. Стилистическое расслоение словарного состава языка: общеупотребительная лексика и стилистически окрашенная лексика. Деление лексического состава по сфере употребления.
39. Исторические изменения в словарном составе языка. Пути обогащения лексики (общая характеристика).
40. Виды заимствования. Прямое заимствование. Калькирование иноязычных слов. Виды калек.
41. Научная этимология и ее основные принципы. Явление народной этимологии.
42. Фразеология как наука. Предмет изучения.
43. Понятие фразеологичности и ее составляющие.
44. Основные типы фразеологических единиц.
45. Лексикография. Основные типы лингвистических словарей.
46. Морфемика и словообразование.
47. Морфема и типы морфем. Классификация аффиксов по положению в слове и по значению.
48. Основа слова. Чистая и производная, членимая и нечленимая, простая и сложная. Понятие производящей основы.
49. Структурный, словообразовательный и этимологический анализы слова.
50. Историческое развитие морфемной структуры слова (процессы опрощения, переразложения, усложнения).
51. Основные способы и типы словообразования. Понятие словообразовательной модели.
52. Грамматическое значение. Способы и средства выражения грамматического значения.
53. Грамматическая категория. Типы и парадигмы грамматических категорий.
54. Морфология как наука. Предмет изучения. Единицы морфологического уровня
55. Части речи и принципы их разграничения. Система частей речи.
56. Общая характеристика основных частей речи. Переходные явления в системе частей речи.
57. Синтаксис. Предмет изучения. Единицы синтаксического уровня.
58. Понятие о словосочетании. Принципы классификации словосочетаний. Сочинение и подчинение. Типы подчинительной связи слов.
59. Предложение и его основные признаки.
60. Предложение и суждение. Актуальное членение предложения.
61. Понятие об основе предложения. Первичные и вторичные члены предложения. Способы распространения основы.
62. Главные и второстепенные члены предложения и их морфологическое выражение.
63. Типы предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
64. Многообразие языков мира. Подходы к классификации.
65. Ареальная классификация языков. Ареальная лингвистика
66. Типологическая классификация языков.
67. Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод как совокупность научно-исследовательских приемов изучения родственных языков.
68. Основные лингвистические методы и приемы
(фрагменты работы)
ВОПРОС 1. МЕСТО ЯЗЫКОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ НАУК. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. РАЗДЕЛЫ И СОСТАВ ЯЗЫКОЗНАНИЯ.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ, ЛИНГВИСТИКА, ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ, НАУКА О ЯЗЫКЕ. ОБЪЕКТОМ ЯЗЫКОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА, ЯЗЫК ВО ВСЁМ ОБЪЁМЕ ЕГО СВОЙСТВ И ФУНКЦИЙ. ОДНАКО В КАЧЕСТВЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРЕДМЕТА ЯЗЫКОЗНАНИЕ В РАЗНЫЕ ЭПОХИ ВЫДВИГАЛИСЬ РАЗЛИЧНЫЕ СТОРОНЫ ОБЪЕКТА. С КЛАССИЧЕСКОЙ ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА 18 В. ЯЗЫКОЗНАНИЕ ЕЩЁ НЕ ОТДЕЛИЛОСЬ ОТ ЛОГИКИ И ПРЕДМЕТОМ ЕГО (КАК ЧАСТИ ТОГДАШНЕЙ ЛОГИКИ И ФИЛОСОФИИ) СЧИТАЛИСЬ ЕДИНЫЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ. В 19 В. ЯЗЫКОЗНАНИЕ ВПОЛНЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ, ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЯЗЫК; ПРЕДМЕТОМ ЯЗЫКОЗНАНИЯ СТАНОВЯТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ЯЗЫКИ В ИХ ИСТОРИИ. В 20 В. ЯЗЫКОЗНАНИЕ ИЗУЧАЕТ ЯЗЫК КАК УНИВЕРСАЛЬНУЮ, НЕОТЪЕМЛЕМУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, HOMO SAPIENS, И ЯЗЫКИ В ИХ МНОГООБРАЗНЫХ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ФОРМАХ. ДВОЯКИЙ ПРЕДМЕТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ДВОЙСТВЕННОСТЬЮ ЕГО ОБЪЕКТА — САМОГО ЯЗЫКА.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ МНОГОАСПЕКТНОЙ НАУКОЙ, ТАК КАК ЯЗЫК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВЕСЬМА РАЗНООБРАЗНОЕ И СЛОЖНОЕ ЯВЛЕНИЕ. ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА ДЕЛИТСЯ НА ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ. В РАМКАХ ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ, ЗАДАЧЕЙ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ СОПОСТАВЛЕНИЕ НЕРОДСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ. ЧАСТНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ - ЭТО НАУКА ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ЯЗЫКАХ, НАПРИМЕР, РУСИСТИКА - НАУКА О РУССКОМ ЯЗЫКЕ, АНГЛИСТИКА - НАУКА ОБ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ И Т.Д.
В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ СОХРАНЯЕТСЯ ТРАДИЦИОННО СЛОЖИВШЕЕСЯ РАЗДЕЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИН.
1) ДИСЦИПЛИНЫ О ВНУТРЕННЕМ УСТРОЙСТВЕ ЯЗЫКА, ИЛИ «ВНУТРЕННЯЯ ЛИНГВИСТИКА»: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ; ГРАММАТИКА С ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ НА МОРФОЛОГИЮ И СИНТАКСИС; ЛЕКСИКОЛОГИЯ; СЕМАНТИКА; СТИЛИСТИКА;
2) ДИСЦИПЛИНЫ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЯЗЫКА: ИСТОРИЯ ЯЗЫКА; ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА (ИНОГДА КАК СИНОНИМ ИСТОРИИ ЯЗЫКА В ШИРОКОМ ЗНАЧЕНИИ); СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА; ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯЗЫКОВ; ЭТИМОЛОГИЯ.
Похожие работы
Работы автора