Студенческий портал

StudyNote RU admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Ответы > Языкознание и филология > Языкознание

Тема ответа: Языкознание

600 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях!

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение:Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > ДРУГОЕ > ДРУГОЕ
Тип работы:Ответы
Категория:Языкознание и филология
Год сдачи:2012
Количество страниц:43
Оценка:5
Рейтинг работы:

Перечень примерных вопросов к экзамену


1.   Место языкознания в системе наук. Предмет и объект языкознания. Разделы и состав языкознания.


2.   История развития языкознания как науки.


3.   Проблема происхождения языка.


4.   Язык как общественное явление. Социальное членение языка.


5.   Язык и мышление.


6.   Язык и речь. Функции языка.


7.   Система и структура языка. Единицы языка и единицы речи. Типы системных отношений.


8.   История общества и развитие языка. Процессы языковой дифференциации и интеграции. Взаимодействие языков. Виды языковых контактов.


9.   Дифференциация языка в процессе его развития: территориальное членение языка; виды социального членения. Понятие о литературном языке. Основные признаки литературного языка.


10. Фонетика как наука. Предмет изучения.


11. Принципы классификации звуков речи.


12. Система вокализма.


13. Система консонантизма.


14. Артикуляционная и акустическая характеристика звуков речи.


15. Фонетическое членение речи. Понятие о слоге. Основные теории слога. Структура слога. Правила слогораздела.


16. Фонетические слова. Проклитики и энклитики. Ударение и его типы.


17. Речевые такты и фразы. Интонация и ее элементы.


18. Комбинаторные изменения звуков (ассимиляция, диссимиляция, аккомодация).


19. Типы комбинаторных изменений, основанных на ассимиляции и диссимиляции.


20. Позиционные изменения звуков. Редукция гласных в русском литературном произношении.


21. Фонология как наука. Предмет изучения.


22. Система фонем. Корреляция фонем.


23. Фонетическая и фонологическая транскрипция.


24. Транскрипция и транслитерация.


25. Письмо и язык. Основные типы письма.


26. Происхождение алфавитного письма. Финикийский алфавит. Происхождение западноевропейского письма.


27. Происхождение и реформы русского алфавита.


28. Графика и орфография. Принципы графики и орфографии.


29. Орфоэпия как наука. Стили и нормы произношения.


30. Лексикология как наука. Предмет изучения.


31. Слово как основная единица языка и как лексическая единица.


32. Лексическое значение слова. Система значений слова.


33. Единицы лексического уровня и их связь. Полисемия. Виды значений.


34. Семантическая дифференциация лексики.


35. Парадигматические и синтагматические связи в лексике.


36. Антонимия и синонимия как проявление системности в лексике. Типы и источники синонимии и антонимии.


37. Омонимия, ее разновидности и источники. Паронимия. Конверсия. Гипонимия.


38. Стилистическое расслоение словарного состава языка: общеупотребительная лексика и стилистически окрашенная лексика. Деление лексического состава по сфере употребления.


39. Исторические изменения в словарном составе языка. Пути обогащения лексики (общая характеристика).


40. Виды заимствования. Прямое заимствование. Калькирование иноязычных слов. Виды калек.


41. Научная этимология и ее основные принципы. Явление народной этимологии.


42. Фразеология как наука. Предмет изучения.


43. Понятие фразеологичности и ее составляющие.


44. Основные типы фразеологических единиц.


45. Лексикография. Основные типы лингвистических словарей.


46. Морфемика и словообразование.


47. Морфема и типы морфем. Классификация аффиксов по положению в слове и по значению.


48. Основа слова. Чистая и производная, членимая и нечленимая, простая и сложная. Понятие производящей основы.


49. Структурный, словообразовательный и этимологический анализы слова.


50. Историческое развитие морфемной структуры слова (процессы опрощения, переразложения, усложнения).


51. Основные способы и типы словообразования. Понятие словообразовательной модели.


52. Грамматическое значение. Способы и средства выражения грамматического значения.


53. Грамматическая категория. Типы и парадигмы грамматических категорий.


54. Морфология как наука. Предмет изучения. Единицы морфологического уровня


55. Части речи и принципы их разграничения. Система частей речи.


56. Общая характеристика основных частей речи. Переходные явления в системе частей речи.


57. Синтаксис. Предмет изучения. Единицы синтаксического уровня.


58. Понятие о словосочетании. Принципы классификации словосочетаний. Сочинение и подчинение. Типы подчинительной связи слов.


59. Предложение и его основные признаки.


60. Предложение и суждение. Актуальное членение предложения.


61. Понятие об основе предложения. Первичные и вторичные члены предложения. Способы распространения основы.


62. Главные и второстепенные члены предложения и их морфологическое выражение.


63. Типы предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.


64. Многообразие языков мира. Подходы к классификации.


65. Ареальная классификация языков. Ареальная лингвистика


66. Типологическая классификация языков.


67. Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод как совокупность научно-исследовательских приемов изучения родственных языков.


68. Основные лингвистические методы и приемы

ВОПРОС 1. МЕСТО ЯЗЫКОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ НАУК. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ. РАЗДЕЛЫ И СОСТАВ ЯЗЫКОЗНАНИЯ.


ЯЗЫКОЗНАНИЕ, ЛИНГВИСТИКА, ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ, НАУКА О ЯЗЫКЕ. ОБЪЕКТОМ ЯЗЫКОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА, ЯЗЫК ВО ВСЁМ ОБЪЁМЕ ЕГО СВОЙСТВ И ФУНКЦИЙ. ОДНАКО В КАЧЕСТВЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРЕДМЕТА ЯЗЫКОЗНАНИЕ В РАЗНЫЕ ЭПОХИ ВЫДВИГАЛИСЬ РАЗЛИЧНЫЕ СТОРОНЫ ОБЪЕКТА. С КЛАССИЧЕСКОЙ ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА 18 В. ЯЗЫКОЗНАНИЕ ЕЩЁ НЕ ОТДЕЛИЛОСЬ ОТ ЛОГИКИ И ПРЕДМЕТОМ ЕГО (КАК ЧАСТИ ТОГДАШНЕЙ ЛОГИКИ И ФИЛОСОФИИ) СЧИТАЛИСЬ ЕДИНЫЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ. В 19 В. ЯЗЫКОЗНАНИЕ ВПОЛНЕ ОБОСОБЛЯЕТСЯ, ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЯЗЫК; ПРЕДМЕТОМ ЯЗЫКОЗНАНИЯ СТАНОВЯТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ЯЗЫКИ В ИХ ИСТОРИИ. В 20 В. ЯЗЫКОЗНАНИЕ ИЗУЧАЕТ ЯЗЫК КАК УНИВЕРСАЛЬНУЮ, НЕОТЪЕМЛЕМУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, HOMO SAPIENS, И ЯЗЫКИ В ИХ МНОГООБРАЗНЫХ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ФОРМАХ. ДВОЯКИЙ ПРЕДМЕТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ДВОЙСТВЕННОСТЬЮ ЕГО ОБЪЕКТА — САМОГО ЯЗЫКА.


ЯЗЫКОЗНАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ МНОГОАСПЕКТНОЙ НАУКОЙ, ТАК КАК ЯЗЫК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВЕСЬМА РАЗНООБРАЗНОЕ И СЛОЖНОЕ ЯВЛЕНИЕ. ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА ДЕЛИТСЯ НА ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ. В РАМКАХ ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНА­НИЕ, ЗАДАЧЕЙ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ СОПОСТАВЛЕНИЕ НЕРОДСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ. ЧАСТНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ - ЭТО НАУКА ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ЯЗЫКАХ, НАПРИМЕР, РУСИСТИКА - НАУКА О РУССКОМ ЯЗЫКЕ, АНГЛИСТИКА - НАУКА ОБ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ И Т.Д.


В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ СОХРАНЯЕТСЯ ТРАДИЦИОННО СЛОЖИВШЕЕСЯ РАЗДЕЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИН.


1) ДИСЦИПЛИНЫ О ВНУТРЕННЕМ УСТРОЙСТВЕ ЯЗЫКА, ИЛИ «ВНУТРЕННЯЯ ЛИНГВИСТИКА»: ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ; ГРАММАТИКА С ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ НА МОРФОЛОГИЮ И СИНТАКСИС; ЛЕКСИКОЛОГИЯ; СЕМАНТИКА; СТИЛИСТИКА;


2) ДИСЦИПЛИНЫ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЯЗЫКА: ИСТОРИЯ ЯЗЫКА; ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА (ИНОГДА КАК СИНОНИМ ИСТОРИИ ЯЗЫКА В ШИРОКОМ ЗНАЧЕНИИ); СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА; ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯЗЫКОВ; ЭТИМОЛОГИЯ.