или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > Санкт-Петербургский государственный университет (СПБГУ) > Факультет филологии и искусств > Кафедра классической филологии |
Тип работы: | Шпаргалки |
Категория: | Философия |
Год сдачи: | 2018 |
Количество страниц: | 39 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 21.10.2019 |
Количество просмотров: | 854 |
Рейтинг работы: |
Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине
«История и философия науки»
Часть 1
1. Современная философия науки: предмет, основные задачи и структура.
2. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.
3. Специфика научного познания. Наука и философия. Наука и ис-кусство. Наука и обыденное познание.
4. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
5. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.
6. Постпозитивистская философия науки. Концепция К. Поппера.
7. Постпозитивистская философия науки. Концепции И. Лакатоса и П. Фейерабенда,
8. Постпозитивистская философия науки. Концепция Т. Куна и М. Полани.
9. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании развития науки.
10. Генезис научного познания. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Становление теоретической науки в античности и организации науки в средневековых университетах.
11. Становление естественных наук в новоевропейской культуре. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.
12. Формирование технических и социально-гуманитарных наук.
13. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Институциональная организация науки и ее историческая эволюция.
14. Научное знание как система. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Эмпирические зависимости и факты.
15. Эмпирическое исследование и его структура. Наблюдение, измерение, эксперимент. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Проблема эмпирического базиса теории.
16. Теоретическое исследование и его структура. Теоретические модели. Структура и функции научной теории.
17. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы научного исследования.
18. Научная картина мира и философские основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии и обосновании научного знания.
19. Динамика научного исследования. Взаимодействие научной картины мира и опыта.
20. Гипотетико-дедуктивная концепция развития теоретических знаний. Роль гипотезы в формировании теоретических схем и законов.
21. Процедуры обоснования теоретических схем. Логика открытия и логика оправдания гипотезы.
22. Построение развитых теорий в современной науке. Формирование научной гипотезы и парадигмальные образцы решения задач.
23. Математизация теоретического знания. Математическая гипотеза и интерпретация математического аппарата теории.
24. Феномен научных революций. Проблемы типологии научных революций.
25. Парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции. Философские предпосылки перестройки оснований науки.
26. Научные революции и междисциплинарные взаимодействия.
27. Научная революция как выбор стратегий исследования.
Селективная роль социальных факторов в выборе стратегий исследования.
28. Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности.
29. Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира.
30. Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития. Рациональность в современной культуре.
Часть 2
1. Социально-гуманитарное знание: формирование, специфика, структура.
2. Социокультурная обусловленность социально-гуманитарного знания.
3. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.
4. Науки о природе и социально-гуманитарные науки: сходства и отличия; специфика социально-гуманитарного знания.
5. Общество и человек как объекты познания.
6. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в современной науке.
7. Индивидуальный субъект социально-гуманитарного познания и его особенности.
8. Коллективный субъект социально-гуманитарного познания и формы его существования.
9. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
11. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
12. Жизнь как феномен искусства и истории.
13. Феномен социального времени и пространства.
14. Время в контексте социально-гуманитарного знания.
15. Пространство в контексте социально-гуманитарного знания.
16. Понятие хронотопа и его роль в социально-гуманитарном познании.
17. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.
18. Проблема истинности в социально-гуманитарном знании.
19. Проблема рациональности в социально-гуманитарном знании.
20. Объяснение как функция теории; особенности объяснения в социально-гуманитарных науках.
21. Феномен понимания в социально-гуманитарном знании.
22. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста.
23. Особенности объяснения и понимания в отдельных социально-гуманитарных науках (социологии, истории, экономике, юриспруденции, психологии, филологии, культурологии).
24. Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарных науках.
25. Вера и верования как компоненты личностного знания; вера и понимание.
26. Соотношение веры и истины в социально-гуманитарном знании.
27. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.
28. Проблема разделения социально-гуманитарных наук; возможные критерии разделения.
30. Роль и значение социально-гуманитарного знания в процессе социальных трансформаций.
(фрагменты работы)
2. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.
Наука − сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности.
Люди обычно не задумываются о действительности, в которой они живут. Для них она просто данный факт. Наука же требует осмысления этого факта.
Основные задачи науки: описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов.
В науке принято выделять три следующие составляющие:
наука, как деятельность,
как система научных знаний
и как социальный институт
Как познавательная деятельность!
В научной деятельности принято выделять:
субъект,
объект
и саму активность, выражающуюся в способах овладения субъектом объекта познания.
Субъектом научной деятельности являются не только ученые одиночки, но и группы ученых, научные сообщества, и даже общество в целом.
Научная деятельность − это не только чисто интеллектуальные действия в рамках чистой мысли, но и умение работать руками в цепочке "ученый − научные приборы и инструменты".
Наука − это когнитивная (мыслительная) познавательная деятельность, она предполагает целенаправленную, познавательную, процессуальную и структурированную активность.
Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов практической деятельности (объект в исходном состоянии) в соответствующие продукты (объект в конечном состоянии).
Поэтому основная задача науки − выявить законы, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты.
Похожие работы
Работы автора