Его разработка велась с 2005 года, а с 2009-2010 года проводится его тестирование во многих регионах России. Содержание государственного стандарта образования второго поколения весьма разнообразно: структура и функции стандарта, правовая база, обязательное содержание общего образования, примеры учебных планов, критерии оценки успеваемости.
Но чем же отличается второй государственный стандарт образования от первого? Разработчики данного стандарта (академики РАН) выделяют следующее. Акцент переместился с собственно преподавания на развитие личности учащегося. Большое внимание уделяется новым технологиям преподавания. В итоге образование государственного стандарта второго поколения должно помочь сформировать полноценных членов гражданского общества, людей «новой фармации», способных к деятельности в условиях инновационной экономики.
В практическом плане стандарт позволит ученику (и его родителям) требовать от государства соответствующего качества образования. Будет регулироваться содержательная база образования, определен результат обучения. Синхронизируется Российская и зарубежные (прежде всего европейская и американская) системы образования. Будет регламентировано не только содержание общего образования, но и вся система обучения (воспитание, социализация, охрана здоровья). Вместе с тем учебное заведение после введения государственного стандарта образования второго поколения станет более вариативным, сможет дополнять базовую часть новыми дисциплинами, изменять учебный план и распорядок дня.
Достигнет ли разработанный стандарт поставленных целей – вопрос будущего, так как проект находится в стадии эксперимента. Реальными шагами, подготавливающими государство к переходу на новый стандарт, пожалуй, можно назвать принятие Болонской системы обучения.