Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по авиационной и ракетно-космической технике > ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ  В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

Тема дипломной работы: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

3000 ₽
Купить за 3000 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: ГАПОУ СО \"Саратовский педагогический колледж\"
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Авиационная и ракетно-космическая техника
Год сдачи: 2020
Количество страниц: 58
Оценка: 5
Дата публикации: 15.09.2024
Количество просмотров: 7
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ  В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ (Дипломные работы - Авиационная и ракетно-космическая техника). Иллюстрация №2: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ  В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ (Дипломные работы - Авиационная и ракетно-космическая техника). Иллюстрация №3: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ  В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ (Дипломные работы - Авиационная и ракетно-космическая техника).
Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
   7

1.1.
Понятие о проблемном обучении.
7

1.2.
Основные виды проблемного обучения и его уровни.
12

1.3.
Требования к организации урока при проблемном обучении
. 17

1.4.
Проблемное изложение учителя
. 20

Глава 2. ПРОБЛЕМНЫЕ
СИТУАЦИИ, УСЛОВИЯ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИХ ТИПЫ
   29

2.1.
Понятие проблемной ситуации.
29

2.2.
Типы проблемных ситуаций
. 31

2.3. Проблемный диалог учителя и учащихся. 33

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА
ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ  КУРСЕ  МАТЕМАТИКИ
.. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 45

ПРИЛОЖЕНИЕ А  ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ Б   КОНСПЕКТ УРОКА

 В

ВЕДЕНИЕ

 

Школа всегда тонко реагировала на
изменение в социально-экономической, политической и культурной жизни общества.
Каждому периоду его развития соответствует свой уровень развития теории
обучения, в которой доминирует определённая идея организации учебного процесса,
учитывающая изменившееся цели школы. Поэтому история педагогики знает  разные 
типы и виды  обучения,  в каждом из которых были элементы
предшествующего типа. Они различаются по содержанию программ, формам и методам
организации учебно-воспитательного процесса, сроками обучения и т.д.

Господствующее положение в
дидактике длительное время занимало объяснительно - иллюстративное обучение. В
тоже время в 20-е 30-е годы в советской и зарубежной школе получило
распространение проблемное обучение, которое основывается на теоретических
положениях американского философа Дж. Дьюи.

Проблемное обучение, как следует из
самого его названия, представляет собой обучение, в процессе которого обучаемые
вовлекаются в разрешение проблем.

Элементы проблемного обучения можно
увидеть ещё в эвристических беседах Сократа, Жан Жака Руссо в разработках
уроках для Эмиля. Особенно близко 
подходил к этой идеи К.Д. Ушинский. Различные аспекты активизации
обучения экспериментально исследовались многими учёными на основе
разрешения  конкретных проблем обучения.
Наиболее значимые результаты описаны в работах М.А. Данилова, Л.В. Занкова,
Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова и д.р.

Исследованиями было установлено,
что содержание образования с точки зрения его усвоения школьниками как
социального опыта человечеств весьма неоднородно. В его составе имеются
элементы, для восприятия которых на основе полученных знаний необходимо
сформировать умения и отработать навыки их применения. По мнению И.Я. Лернера это
те элементы опыта, которые не усваиваются 
репродуктивным путём. Психологической наукой было установлено, что опыт
репродуктивной деятельности  усваивается
лишь в процессе продуктивной деятельности.

Неизменно вставал вопрос о сути процесса
самостоятельной учебно-познавательной деятельности ученика?  Ответы на него были разные:

- систематическое применение
исследовательского метода;

- путём решения познавательных
задач;

- путём усиления роли и места
эвристической беседы и тому подобное.

Жизнь и практика показали, что
ответ на поставленный вопрос можно получить из обобщения практики и её
теоретического объяснения путём интеграции философских, психологических и
дидактических исследований о процессе познания в целом и учебного познания в
частности.

Теоретическое осмысление системы
работы лучших учителей помогло обнаружить в учебном процессе общую
закономерность активизации познавательной деятельности учащихся: напряжение
интеллектуальных  сил ученика вызывается,
главным образом, постановкой проблемных вопросов, проблемных познавательных
задач и заданий исследовательского характера. Это напряжение рождается в
столкновении с трудностью в понимании и осмыслении факта или понятия и
характеризуется наличием проблемной ситуации, высокого интереса учащихся к
теме, его эмоционального и волевого усилия.

Таким образом, важным элементом в
познавательной деятельности учащихся является осознание и самостоятельное (или под
руководством учителя) преодоление ситуации затруднения, которые связаны с
интересом и эмоциональным переживанием. Уяснением роли и значения проблемных
ситуаций привело к идее перестройки учебного процесса на основе
последовательного учёта психолого-педагогических закономерностей активной
мыслительной деятельности ученика. В ходе теоретического осмысления новых
фактов была выяснена основная идея проблемного обучения: знания в значительной
своей части не передаются учащимся  в
готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной деятельной деятельности
в условиях проблемной ситуации.

Название «проблемное обучение»
связано не только с этимологией, сколько с сущностью этого понятия. Дело в том,
что новые знания для учащихся всегда являются проблемными, методы же усвоения
могут быть проблемными и не проблемными (репродуктивными).

Современное понимание проблемного
обучения - это такая организация учебных занятий, которые предполагают создание
под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит
творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развития
мыслительных способностей.

Объектом исследования был определён
процесс обучения математике учащихся начальной школы МОУ «СОШ №67 им. О.И.
Янковского» г. Саратова.

 Предметом исследования определена возможность
использования проблемных ситуаций в учебном процессе начальной школы.

На основе сформулированной темы
исследования выбранных объекта и предмета исследования была установлена цель –
показать эффективность применения проблемных ситуаций при обучении математике в
выше указанной  начальной школе.

Исходя из этой цели, были
поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические и
психологические основы проблемного обучения, систему методов его составляющих;

- рассмотреть возможности
использования проблемных ситуаций в процессе преподавания математики в
начальной школе;

- определить практическую
эффективность элементов проблемного обучения в период педагогической практики
автора.

Была выдвинута гипотеза: уровень
творческого мышления младших школьников повышается при использовании на уроках
математики системы проблемных заданий 
разной степени сложности.

Использованы методы: теоретический
анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение и анализ его результатов.

База практики: МОУ «СОШ №67 им.
О.И. Янковского» г. Саратова.
 

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Глава 1. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

1.1. Понятие о проблемном обучении.
Обучение в самом общем виде – это передача опыта старших поколений молодому поколению. Понятие «опыт» здесь используется в широком смысле, включающее житейские и научные знания, способы деятельности, моральные ценности. Способы передачи этого содержания бывают разные. В зависимости от содержания и способы его передачи возникают разновидности обучения, которые обычно считаются системами обучения. Теоретическое обоснование этих систем и есть дидактика (чему учить? – содержательное, как учить? – процессуальное).
При одном и том же содержании обучение может различаться способами передачи накопленного опыта, видами взаимодействия ученика и учителя, т.е. типами обучения. Теоретическое объяснение этих типов и правил построения процесса обучения понимается как дидактическая система. Дидактика как общая теория обучения и образования может иметь несколько дидактических систем как самостоятельных теорий организации процесса.
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведёт к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим, если нет, то можно говорить об активизации процесса обучения, его эффективности, т.е. усвоения школьниками программного материала и их общем развитии, но не более.
Развивающим обучением, т.е. ведущим к общему и специальному развитию, можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведёт целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным.
Поскольку проблемное обучение активизирует процесс обучения, его отождествляют с активизацией учебного процесса. Термины «активизация обучения», «познавательная активность», «проблемное обучение» часто не различают. Прежде чем переходить к проблемному обучению, надо научить школьников работать по образцу, научить их внимательно слушать и систематически готовить домашнее задание, надо проводить дополнительные занятия с отстающими детьми, научить работать с книгой. Но активная учебная деятельность школьников – это первый шаг к активизации их познавательной деятельности.
Дидактика исходит из признания единства процесса усвоения знаний и общего умственного развития учащихся.
Суть различия понятий «активизация обучения» и «проблемное обучение» хорошо объясняется, если иметь в виду выводы психологии мышления. Психология чётко различает понятие «активное мышление», «самостоятельное мышление», «творческое мышление». Мышление всегда активно и имеет разные уровни, потому любой процесс обучения активен.
Обучение учащихся готовым приёмам умственной деятельности – это путь достижения обычной активности, а не творческой. Развитие обычной активности путём упражнений, требующих готовых умственных действиях было в школе с незапамятных времён, и обучение математике нередко ограничилось простым заучиванием правил и способов действий.
Цель активизации путём проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения учениками понятий и обучить их не отдельным мыслительным операциям в случайно или стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нетеоретических задач. Это активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизирую дидактический материал, сам получает из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенного материала и новое применение имеющихся знаний. Новому применению таких знаний не могут научить ни книга, ни учитель – это ищется и находится учеником, поставленным в определённую ситуацию. Постепенное овладение учащимися системы творческих умственных действий приводит к накоплению умений, навыков, опыта таких действий, изменению качества самой умственной деятельности, к выработке особого типа мышления, который обычно называют научным, критическим, диалектическим.
Суть активизации учения школьника по средствам проблемного обучения заключается в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач и выполнению продуктивных заданий. Она состоит в активизации его мышления путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству.
Следовательно, проблемное обучение требует определенных действий учителя, систематически вызывающих такие познавательные действия учащихся, которые характеризуются самостоятельным поиском способов раскрытия сущности нового понятия. Такую деятельность принято называть поисковой.
Умственный поиск – сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель даёт задание ученикам, указав, как его выполнять, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы. Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путей решения данной проблемы.
Итак, если поиск имеет целью решение теоретической, практической, учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение. В этом его сущность.
Проблемное и традиционное обучение отличаются по цели и принципам организации педагогического процесса:
Цель традиционного типа обучения – усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков;
Цель проблемного обучения – усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процессе получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие творческих способностей.
Если в основе организации учителем объяснительно-иллюстративного обучения лежит принцип передачи учащимся готовых выводов науки, то в основе организации процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика: принципы открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых методов практического приложения знаний.
При объяснительно-иллюстративном обучении не исключаются элементы поисковой деятельности учащихся, особенно в изучении предметов естественно-математического цикла, где само содержание предмета предполагает решение задач, наблюдения и обобщения. А при проблемном обучении не исключается объяснение учителя и выполнение учащимися задач и заданий, требующих продуктивной деятельности. При объяснительно-иллюстративном обучении учитель сообщает факты, сам формирует определения новых теорем, правил и т.д. Учащиеся слушают и воспринимают объяснения учителя и усваивают новые знания путем запоминания, а действия – путем подражания учителю. Чем сложнее материал, тем подробнее учитель объясняет его. Усвоенное знание закрепляется выполнением многочисленных упражнений, почти не требующих творческой деятельности.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий. Систематически создает проблемные ситуации так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, воля, творческое воображение, любознательность, интерес к учению.
Можно ли называть проблемное обучение исследовательским методом? Нет, потому что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем исследования и открытие новых для него законов. В школьных программах есть такая информация, которую надо просто усвоить и научиться пользоваться ею. Кроме того, самостоятельное исследование требует намного больше времени, чем обычное восприятие объяснения учителя, а учебное время ограничено планами и сроками обучения. Результаты исследовательского метода не всегда достоверны, так как индивидуальная познавательная работа учащихся может содержать в себе элементы случайности, от которых своими силами не может освободиться.
Проблемное обучение – целостный тип обучения, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действий путем решения учебных задач и проблем. Это и цепь самостоятельных открытий учащимися новых законов в сочетании с репродуктивной деятельностью по усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления.
Проблемное обучение включает в себя такие понятия, как проблемное преподавание и проблемное учение.
Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебных проблем и их решения.
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, выдвижения гипотез, предположений, их обоснования и доказательства. Вся эта умственная работа школьников под руководством учителя и обеспечивает формирование интеллектуальной активности личности.

Купить за 3000 ₽