или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дефектология, Логопедия, Педагогика |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 102 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 04.07.2019 |
Количество просмотров: | 627 |
Рейтинг работы: |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА
I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ
1.1. Понятие звукопроизношения и его
становление в онтогенезе…………………………….6
1.2. Характеристика функциональной дислалии
и особенности нарушения звукопроизношения у
дошкольников…………………………………………………………...12
1.3. Обзор методик логопедической работы по коррекции
нарушения звукопроизношения у дошкольников с функциональной
дислалией………………………………………………….21
ГЛАВА II. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У РЕБЕНКА 6 ЛЕТ С
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИСЛАЛИЕЙ
2.1. Организация и методика
диагностики звукопроизношения у ребенка 6 лет…………..29
2.2. Программа логопедической работы по формированию звукопроизношения на
индивидуальных занятиях………………………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………………………………………45
Список литературы……………………………………………………………………………...48
Приложения……………………………………………………………………………………...53
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Сегодня одной из
наиболее актуальных в теории и практике логопедии является проблема коррекции
нарушений звукопроизношения у дошкольников. Как показывают данные ряда исследователей (О.Н. Правдиной, Г.А.
Каше, А.Н. Корнева, H.В. Новоторцевой, М.Е. Хватцева и др.), от 20 до 30%
детей, даже в условиях массового детского сада, ко времени поступления в школу
не умеют правильно произносить все звуки речи. При этом у многих детей
наблюдаются различные недостатки звукопроизношения - искажения, замены,
смешения, перестановки звуков, которые уже должны настораживать педагога, так
как они являются показателем, как неправильного произнесения звука, так и
недостаточного восприятия и различения воспринимаемых ребенком звуков. А в связи с тем, что число детей с
дислалией не снижается, существует необходимость поиска эффективных средств
логопедической работы с ними.
Также сегодня многие логопеды-практики (А.С. Веснина, Д.Е. Басина,
В.А. Кондратенко, Л.А. Брюховских, Л.А. Брюховских, Ю.Р. Разумова, Н.И. Бурова)
указывают на увеличение числа дошкольников, имеющих сложную дислалию. Данный
вариант нарушения характеризуется тем, что дефектными являются звуки,
относящиеся к разным группам. Чаще всего сложные дислалии являются
функциональными и проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи:
искажённом (ненормативном) их произнесении, замене одних звуков другими,
смешении звуков и – реже – их пропусках.
Таким
образом, сложность диагностики, полиморфность этиологии и симптоматики
нарушений звукопроизношения у дошкольников с функциональной дислалией
обуславливают необходимость дальнейшего всестороннего изучения детей с речевыми
нарушениями, а также организации своевременной профилактики, полноценной
диагностики и эффективной коррекции звукопроизносительных расстройств у
дошкольников.
Дошкольный возраст - лучший для преодоления недостатков речи. Этому
способствуют такие особенности дошкольника: высокая пластичность мозга,
способность детей все превращать в игру, что способствует более быстрым
достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и
непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного
внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий
дефект.
У детей с
рассматриваемой речевой проблемой строение периферического речевого аппарата в
норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена, физический слух сохранен.
Выявляемые произносительные дефекты обусловлены нарушением протекания
нейродинамических процессов в коре головного мозга. Функциональная дислалия
может быть вызвана как биологическими, так и социальными (педагогическими)
факторами:
·
Биологические
предпосылки. Включают
задержку психоречевого
развития
гиповитаминозов
,·
Социальные
предпосылки. К ним относятся случаи неправильного воспитания речи детей:
подражание родителей лепетному произношению дошкольника, усвоение ребенком
дефектных образцов речи взрослых (картавости, смазанности звучания, диалектных
черт). На становлении детской речи отрицательно сказывается нахождение в
двуязычной среде – в этом случае особенности звукопроизношения, нормативные для
одного языка, могут переноситься в другой, где не являются нормой. Наконец,
причиной дислалии может выступать позднее обращение к
логопеду
илипедагогическая
запущенность
В целом, теоретическое изучение и экспериментальное
исследование нарушений произношения звуков устной речи у дошкольников с
функциональной дислалией является актуальным вопросом в теории и практики
логопедии с целью определения наиболее эффективных методов и приемов
логопедического воздействия по их коррекции.
Объект исследования: особенности звукопроизношения у ребенка 6 лет с
функциональной дислалией.
Предмет исследования:
особенности коррекции нарушений звукопроизношения у ребенка 6 лет с
функциональной дислалией на индивидуальных логопедических занятиях.
Цель исследования – обоснование, разработка, апробация и определение эффективности
индивидуальной логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения
у ребенка 6 лет с функциональной дислалией.
Задачи
исследования:
1)
провести научно-теоретический
анализ лингвистической, специальной психолого-педагогической и методической
литературы по теме исследования;
2)
составить методику
исследования фонетической стороны речи и практически ее апробировать с ребенком
6 лет;
3)
экспериментально выявить
особенности звукопроизношения у ребенка
6 лет с функциональной дислалией;
4)
определить направления
и содержание коррекционной работы, направленной на коррекцию нарушения
звукопроизношения у ребенка с функциональной дислалией на индивидуальных логопедических
занятиях;
5)
апробировать
индивидуальную логопедическую программу с ребенком на практике и определить ее
эффективность.
Гипотеза исследования. Учитывая
симптоматику функциональной дислалии, можно предположить, что у ребенка с
данной речевой патологией имеются
специфические проявления нарушений звукопроизношения, связанные
как с нарушением артикуляционной моторики, так и с недостатками фонематического
восприятия. Использование в логопедической работе индивидуальной программы
коррекции, включающей взаимосвязанную работу над артикуляционной моторикой,
фонематическим восприятием и звукопроизношением, существенно повысит
эффективность коррекционной работы по развитию у дошкольника правильного звукопроизношения
и позволит более эффективно
устранить у него выявленные нарушения в оптимальные сроки.
Методы исследования
определялись в соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования: 1)
библиографический (изучение литературы по проблеме); 2) организационный
(подготовка экспериментального исследования); 3) эмпирический (констатирующий,
формирующий и контрольный эксперименты); 4) сравнительный (сравнение
результатов исследования до и после проведения с ребенком индивидуальной логопедической
работы); 5) количественный метод (количественный анализ полученных данных); 6)
интерпретационный (качественный анализ результатов).
Практическая значимость исследования. Результаты проведенного
исследования указывают на высокую эффективность разработанной методики
коррекции нарушений звукопроизношения у ребенка на индивидуальных
логопедических занятиях, что дает основание рекомендовать ее в практическую
деятельность учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения, а также
родителей.
База исследования: Ребенок в
возрасте 6 лет.
(фрагменты работы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, функциональная дислалия – это дефекты звукопроизношения, обусловленные нарушением функционирования корковых отделов речедвигательного или речеслухового анализатора либо неправильным воспитанием речи. Проявляется моторной (искажение) или сенсорной (смешение, замены) неточностью произношения фонем. Форма дислалии и ее вид устанавливается в ходе логопедического обследования. Первостепенное внимание уделяется оценке сформированности речевого праксиса и фонематических процессов. Коррекция недостатков речи функционального характера направлена на формирование артикуляционных укладов и фонетико-фонематических процессов, создание благоприятного речевого окружения.
Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основные компоненты произносительной стороны речи: система звуков и система фонем. При этом в настоящее время самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются различные виды нарушения звукопроизношения. Возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений. По данным исследователей, в старшем дошкольном возрасте у детей наиболее часто встречается функциональная дислалия, которая представляет собой нарушение звуковой стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата.
Анализ специальной литературы показал, что проблема исследования и поиск эффективных методов коррекции недостатков звукопроизношения у дошкольников относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых вопросов в логопедии.
Целью нашего исследования являлось обоснование, разработка, апробация и определение эффективности индивидуальной логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у ребенка 6 лет с функциональной дислалией. Для достижения данной цели были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
В течение констатирующего эксперимента мы изучали у ребенка 6 лет особенности артикуляционной моторики, звукопроизношения, а также фонематического восприятия.
Как показал анализ результатов констатирующего эксперимента, у ребенка при выполнении артикуляционных проб отмечается замедленный темп выполнения, не в полном объеме, не точно, не активно. У ребенка зафиксированы также добавочные движения.
По результатам эксперимента было получено, что у ребенка с дислалией нарушено произношение 3 групп звуков, были выявлены искажения и замены свистящих, шипящих и сонорных групп звуков. При произношении речевого материала преобладающим нарушением звукопроизношения являлось межзубное произношение свистящих звуков. Также у ребенка увулярное [р]. Среди замен звуков наблюдались замены аффрикат их составляющими, парасигматизмы шипящих звуков.
Проведенное экспериментальное исследование восприятия и дифференциации звуков выявило значительное недоразвитие фонематического слуха у ребенка с дислалией. Нечеткие артикуляторные образы способствовали и нечеткому усвоению слуховых дифференциальных признаков. Нечеткое слуховое восприятие, в свою очередь, приводило к стойкому сохранению дефектов звукопроизношения.
Таким образом, на основании результатов исследования мы пришли к выводу о необходимости проведения с ребенком специальной логопедической работы, направленной на коррекцию у него нарушений звукопроизношения.
Для успешной коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
- этиологию, механизм, структуру речевого дефекта.
- использование методов обучения, выбор которых зависит от этапа логопедической работы.
Этапы для коррекции нарушений и формированию правильного звукопроизношения у ребенка были следующие:
I этап - подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи, а именно подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого и фонематического слуха.
II этап - становление звуков речи, или постановка звука и его автоматизация. Постановка звуков – это создание связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. Здесь основными способами постановки звуков в зависимости от дефектов являлись подражание, механический и смешанный. Для закрепления и автоматизации звуков использовались различные игры и упражнения, в которых звук давался в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Вначале создавались облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложнялись.
Для каждого этапы нами были подобраны и апробированы с ребенком специальные дидактические, сюжетные, словесные и артикуляционные игры.
Подготовительная работа по развитию более элементарных функций, в частности фонематического восприятия и простых форм звукового анализа, а также специально организованная система упражнений по коррекции недостатков артикуляционной моторики позволила ребенку показать более высокий уровень сформированности звукопроизношения, что наглядно показал анализ результатов повторного диагностического обследования ребенка.
В целом, по итогам проведения исследования необходимо отметить, что цель работы достигнута, задачи исследования решены, гипотеза полностью доказана.
Похожие работы