или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Детская психология, Педагогика, Физическая культура |
Год сдачи: | 2018 |
Количество страниц: | 63 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 08.07.2018 |
Количество просмотров: | 680 |
Рейтинг работы: |
РЕФЕРАТ
Дипломная работа 63 стр., 3 таблицы, 49 источников.
Объект исследования - психолого-педагогические основы использования хореографического искусства в процессе формирования личностных качеств детей дошкольного возраста
Предмет исследования – процесс формирования личностных качеств детей дошкольного возраста.
Цель исследования – определение возможностей хореографического искусства, как этапа в
гармоничном формировании и развитии личностных качеств ребенка
Гипотеза исследования - изучение психолого-педагогических основ, используя хореографическое искусство в процессе формирования личностных качеств детей дошкольного возраста, приведёт к качественному результату выполнения поставленных задач.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность ключевых понятий хореографического искусства;
2. Изучить основные принципы организации работы в детских танцевальных коллективах;
3. Выявить степень влияния занятий хореографии на формирование различных личностных качеств, обеспечивающих его гармоническое развитие.
База исследования: работа выполнена на базе школы Тольяттинской Консерватории
Теоретическая значимость исследования – результаты исследования помогут руководителям хореографических коллективов расширить знания о понятии психолого-педагогических основ образовательного процесса.
Практическая значимость исследования – данная работа применима педагогам-хореографам детских коллективов, студентам хореографических специализаций, а так же руководителям самодеятельных
танцевальных коллективов.
Методы исследования – для реализации поставленных задач, был применен анализ психолого-педагогической и методической литературы, а так же метод наблюдения.
Автор работы подтверждает, что приведённый материал объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из различных источников положения сопровождаются
ссылками на их авторов.
Актуальность исследования. Хореографическое искусство - предмет не новый в системе обучения танцу.
Ему посвящено достаточное количество учебных пособий, монографий, исследований, мемуарной литературы. Но также часто встречаются брошюры и журналы, в которых существуют неточности и малозначащие факты, не определяющие и не освещающие целиком путь танцевального искусства, в его исторической ретроспективе, его роль и значение в жизни человека.
Таким образом, можно проследить противоречие между осознанной потребностью в разработке и дальнейшем использовании хореографии как средства физического, эстетического, эмоционального, художественного развития, и отсутствием возможности изучать особенности развития личностных
качеств ребёнка.
(фрагменты работы)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 5
ГЛАВА 1. Теоретические основы хореографии в формировании и развитии гармоничной личности на этапе дошкольного образования….7
1.1. Психо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста……………………………………………………….7
1.2. Роль танцевального искусства в нравственном и эстетическом становлении личности ребенка……………………………………………17
ГЛАВА 2. Технология развития личностных качеств детей дошкольного возраста с помощью методов и приёмов хореографии…………………25
2.1. Методика работы с детьми дошкольного возраста на уроках хореографии………………………………………………………………..25
2.2. Программа по хореографии для учащихся в возрасте 3-6 лет……………………………………………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над дипломным проектом мы достигли намеченной цели посредством решения поставленных задач.
В первую очередь, нами были изучены основные психические и физиологические особенности детей дошкольного возраста. Дошкольный период охватывает возрастные рамки от 3-х до 7-ми лет. Данный возрастной этап характеризуется активным формированием психики ребёнка. Его можно рассматривать как независимого, самостоятельного и активного инициатора своего поведения, ребёнок сам выступает субъектом деятельности и общения.
Приблизительно к 5 годам завершается процесс формирования речи ребёнка. Дети постепенно начинают осваивать формы устной речи, копируя при этом манеру общения взрослых. Восприятие ребёнка становится целенаправленным, осмысленным и анализирующим. Мышление в дошкольном возрасте становится наглядно-образным, а к 7 годам наблюдается переход к словесному типу мышления. Что касается памяти, то следует отметить, что дошкольники запоминают неосознанно, они не ставят перед собой такой цели. У детей раннего дошкольного возраста ведущей является непроизвольная, зрительно-эмоциональная память.
Для ребёнка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Посредством игры дошкольник может воспроизводить основные смыслы человеческой деятельности. В дошкольном возрасте у ребёнка идёт формирование эмоциональной сферы. Дети уже умеют лучше контролировать свои эмоции.
Ещё один значимый механизм, который активно формируется у ребёнка дошкольного возраста – это мотивационная сфера. Также в возрасте пяти-семи лет у дошкольников начинается период бурного развития и перестройки в работе всех физиологических систем организма: опорно-двигательной, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой. Дети интенсивно прибавляют в весе и росте, меняются пропорции тела. Наступает время существенных изменений высшей нервной деятельности. Головной мозг шестилетнего ребенка по основным характеристикам становится более схожим с показателями мозга взрослого человека.
В период дошкольного детства ребенком осваиваются разнообразные специфические умения, например, художественная, изобразительная, музыкальная, танцевальная и другие виды деятельности. Именно они становятся основой для осуществления творческих замыслов в будущем, развития чувств и творческой инициативы.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что процесс развития ребенка в дошкольном возрасте включает в себя овладение общими, исходными человеческими знаниями и умениями, психическими качествами и свойствами личности, которые являются необходимыми для каждого человека и его жизни в обществе. Сюда можно отнести речь, использование предметов обихода, развитие ориентировки в пространстве и времени, развитие восприятия, мышления, воображения и т.д., а также формирование основ взаимоотношений с другими людьми.
Далее нами были изучены роль и значение хореографического искусства в нравственном и эстетическом формировании личности ребёнка, развитие которой тесно связано с психо-физиологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Человеческая сущность является целостной. Все стороны жизни – идейно-политическая, эстетическая, нравственная – развиваются в постоянной взаимосвязи друг с другом. Такое единство многих разновидностей воспитания определяется единством конечной цели каждого из них – формирование всесторонне развитой гармоничной личности.
Эстетическое воспитание является универсальным. Оно имеет отношение ко всем видам искусства, различным видам деятельности человека, общественным явлениям и т.д. Эстетическое воспитание играет чрезвычайно важную роль в формировании творческого начала личности. Приобщение ребёнка дошкольного возраста к миру Прекрасного, воспитание его человеком с тонким чувством изящного, чья душа будет всегда открыта перед всеми проявлениями творческого таланта, является очень важной и сложной задачей.
Под эстетическим воспитанием подразумевается ориентация дошкольников на общечеловеческие ценности посредством приобщения их к национальным культурным ценностям.
К основным задачам нравственного воспитания детей дошкольного возраста относятся следующие: формирование нравственных чувств, положительных привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.
В контексте нравственного и эстетического развития личности ребёнка большое значение приобретает его знакомство с различными видами искусства.
Хореография, как никакое другое искусство, способствует гармоничному развитию ребёнка, помогает в формировании его художественного "я". Хореография развивает большое количество способностей: координацию, пластику, чувство ритма, грацию, тренирует силу воли. Танцевальное искусство позволяет развить ребенку организованность и целеустремленность, стать человеком с сильным характером и чувством долга. Кроме того, хореография способствует и физическому развитию организма, что оказывает только положительное воздействие на здоровье ребёнка.
Основная задача преподавателя – раскрыть творческие способности ребёнка, дать ему возможность в полной мере проявить свою индивидуальность, помочь ему ощутить свободу движения.
Воспитательная работа в хореографическом коллективе имеет свою специфику, которая заключается в органичном сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов. Благодаря усилиям педагога-хореографа у детей формируется мировоззрение, воспитывается высокая нравственная культура, а также идёт постоянное художественное и эстетическое развитие.
Все педагоги-хореографы сходятся в едином мнении, что первый этап обучения танцевальному искусству должен проходить именно в дошкольном возрасте. В первую очередь, это связано с тем, что ребенок уже готов физически заниматься танцами. Во-вторых, у дошкольников идёт активное развитие всех психических процессов. Кроме того, в дошкольном возрасте начинает формироваться творческое воображение, что является необходимым условием для овладения основами актерского мастерства.
Во второй главе дипломной работы мы подробно рассмотрели методику работы с детьми дошкольного возраста на уроках хореографии, а также разработали программу для учащихся 3-6 лет.
Развитие нравственных и эстетических ценностей личности ребенка на уроках хореографии обеспечивается, на наш взгляд, следующими исходными методическими позициями:
1) использование нравственного и эстетического потенциала искусства хореографии с помощью координации методов воздействия педагогов и родителей;
2) у преподавателей хореографических коллективов должна быть фундаментальная культурологическая, психолого-педагогическая подготовка, которая позволит им не только проводить эффективную работу с разными социальными группами детей, но и формировать профессиональные навыки, а также оптимальную нравственную и эстетическую обстановку;
3) реализация потенциала хореографической деятельности ребёнка с помощью формирования качеств субъекта деятельности.
Основные компоненты танцевального образования включают в себя:
1) систему знаний о человеке (психологию, анатомию, физиологию, социологию), а также отражение в танце личностного «Я» и общественные ценности;
2) совокупность разнообразных танцевальных техник и способов овладения ими;
3) знание системы формирования и развития общего логического и эмоционального интеллекта с помощью современных танцевальных технологий;
4) развитие опыта творческой деятельности детей на базе игровых танцев.
В ходе танцевальных занятий учащиеся знакомятся с новыми понятиями: ритм, темп, характер музыки, музыкальный размер; характер исполнения (стоккато, легато), динамические акценты в музыке (пиано, форте); такт, фраза, предложение, длительность звука; эмоциональная выразительность.
С древних времён движения под музыку применяли в воспитании детей, считалось, что такие занятия приносят здоровье как физическое, так и духовное.
Главная цель ритмики - сформировать у дошкольников навыки хореографической пластики и музыкального ритма, развить их творческие способности и умение воплощать музыкально – двигательный образ.
Для обучения ритмике в детских дошкольных учреждениях используются следующие методы: наглядный, словесный; практический.
Необходимо помнить о том, что существуют «золотые» правила ритмики:
1. Физическая нагрузка дозируется строго в соответствии с возрастными особенностями детей.
2. Движения не должны причинять боль или доставлять дискомфорт.
3. Следует избегать резких поворотов, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника. Это может привести к повреждению межпозвоночных дисков.
В настоящее время обучение и воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении требует всё более высокого уровня организации. Для современного общество важно видеть будущего школьника полноценной и всесторонне развитой личностью.
Основная цель программы по хореографии – это приобщение детей к танцевальному искусству, раскрытие его красоты и многообразия, способствование эстетическому развитию дошкольников, а также приобретение ими таких основных умений, как слушание музыки и передача с помощью движения её образного содержания.
Предложенная программа по хореографии направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия хореографией помогают в понимании и создании прекрасного, также они способствуют развитию образного мышления и фантазии, памяти и трудолюбия. Всё это служит для формирования всесторонне развитой и гармоничной личности дошкольника.
Обучаясь по этой программе, дети смогут приобрести новые умения и навыки. К ним относятся следующие: умение чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения; развитие и тренировка мышечной силы корпуса и ног, пластики рук, грации и выразительности; становление правильной осанки, обучение основам этикета и манерам поведения в обществе; формирование представлений об актерском мастерстве.
Задачи использования программы: обучающие (овладеть основами танцевального мастерства); развивающие (развить творческие способности дошкольников, творческое воображение, гибкость, пластичность, силу, выносливость, координацию движений); воспитательные (воспитание культуры поведения и общения; умения работать в коллективе; выработка устойчивого произвольного внимания; воспитание ответственности и трудолюбия).
Программа рассчитана на 3 года. Количество детей в группе 8-12 человек.
Задача первого года обучения – обучение дошкольников конкретным практическим навыкам и развитие эстетического вкуса.
Задача последующих лет обучения состоит в обучении детей новым танцевальным движениям и ориентации в пространстве.
Возраст учащихся, которые участвуют в реализации предложенной образовательной программы, - 3-6 лет.
Структура урока хореографии включает традиционно подготовительную (5-15% общего времени занятия), основную (70-85 %) и заключительную (3-7% занятия) части.
Методы и приёмы обучения будут напрямую зависеть от вида занятий. Выделяют следующие виды занятий по хореографии: вводное занятие, партерная гимнастика, упражнения на ориентировку в пространстве, движения с предметами и игрушками: мяч, платок, цветы, обруч, погремушки и т.д., танцевальные элементы, этюды и игры (сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические, хороводы), танцы.
Таким образом, нами была составлена учебная программа по хореографии для детей дошкольного возраста, которая поможет учащимся не только изучить теорию хореографического искусства, освоить определённые танцевальные движения, этюды, постановки, но и будет способствовать активному физическому, психическому и нравственно-эстетическому развитию личности ребёнка.
Благодаря нашему исследованию, мы пришли к следующим выводам:
1. Развитие детей в хореографическом коллективе является процессом, в котором соединяются воедино физическое и умственное, эмоциональное и интеллектуальное, общечеловеческое и специально-художественное, личное и общественное. Все эти аспекты позволяют рассматривать деятельность детей на уроках хореографии как предпосылку их гармоничного развития.
2. Эффективность гармоничного развития личностных качеств детей дошкольного возраста в условиях хореографического коллектива зависит от того, в какой степени деятельность педагога будет опираться на особенности данной возрастной группы, как художественные и педагогические начала взаимосвязаны в едином целенаправленном художественно-педагогическом процессе.
Похожие работы
Работы автора