или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Детская психология, Педагогика |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 71 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 20.01.2019 |
Количество просмотров: | 477 |
Рейтинг работы: |
Актуальность исследования заключается в том, что содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению исследователей (Т. В. Бендас, С. А. Марутян, Т. А. Репина) приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, а девочки — терпимости, скромности, стремления к мирному разрешению конфликтов. Важность этого вопроса обусловлена еще и тем, что дошкольное учреждение, как социальный институт продолжает воспроизводить жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, что в свою очередь не способствует проявлению индивидуальности воспитанников.
(фрагменты работы)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические аспекты гендерного подхода при организации работы с детьми старшего дошкольного возраста
1.1 Сущность гендерного подхода в образовании.……………….…... 8
1.2 Психологические особенности гендерных различий детей старшего дошкольного возраста……………………………………...
11
1.3 Факторы, влияющие на формирование гендерной социализации у детей дошкольного возраста………………………………………….
15
2 Анализ психолого-педагогических условий формирования гендерной социализации на практике МБУ детский сад № 33 «Мечта»
2.1 Изучение особенностей полоролевой социализации у детей старшей группы……….……………………………………………….
23
2.2 Создание психолого-педагогических условий гендерной социализации у детей старшего дошкольного возраста МДОУ №33 «Мечта»
35
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования………………… 43
Заключение ………………………………………………………………… 57
Список используемой литературы ……………………………………… 59
Приложения ……………………………………………………………….. 63
Введение
Современная педагогика, встав на путь гуманизации воспитания и образования, борется за возвращение в нашу жизнь идеалов добра, терпимости, ненасилия, вместе с этими идеалами важно возвращение истинного понимания мужественности и женственности, ценности личного счастья, семейной жизни.[8]
Формирование в ребенке будущего мужчины, будущей женщины - одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих жен, мужей, матерей, отцов. [13]
Анализ проведенных в последние десятилетия исследований по проблеме половой дифференциации показывает, что на данный момент не существует интегральной теории полового развития человека. Категория пола - сложнейшая психологическая, историко-культурная, социальная, биологическая и клиническая проблема, имеющая междисциплинарный характер, и решить ее можно лишь комплексно[20].
Когда мы говорим о мальчиках или девочках, мы — хотим этого или нет — постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Вопросы воспитания и развития детей разного пола в последнее время привлекают многих исследователей (Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. А. Репина, Т. Доронова и др.). Интерес этот обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать особенности пола ребенка, т. к. это биосоциокультурные характеристики. Период дошкольного детства — это то время, когда у ребенка раскрываются уникальные возможности, данные ему своим полом. В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В этом аспекте мы говорим о гендерном воспитании детей [7].
Формирование гендерной принадлежности ребенка – одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Актуальность исследования заключается в том, что содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению исследователей (Т. В. Бендас, С. А. Марутян, Т. А. Репина) приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, а девочки — терпимости, скромности, стремления к мирному разрешению конфликтов. Важность этого вопроса обусловлена еще и тем, что дошкольное учреждение, как социальный институт продолжает воспроизводить жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, что в свою очередь не способствует проявлению индивидуальности воспитанников.
Проблема исследования заключается в том, что воспитание детей в ДОО является преимущественно женским, что оказывает специфическое влияние на формирование гендерной социализации детей разного пола. Стратегия, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек.
Таким образом, в настоящее время существуют противоречия между:
1. Объективной потребностью общества в воспитании детей на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания в ДОО.
2. Необходимостью гендерного воспитания, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной теоретической, практической, дидактической, методологической разработанностью условий гендерного воспитания дошкольников.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние специально созданных психолого-педагогических условий на формирование гендерной социализации детей дошкольного возраста в детском саду
Объект исследования: формирование гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством создания психолого-педагогических условий.
Гипотеза исследования заключается в том, что оптимальному процессу гендерной социализациидетей дошкольного возраста в детском саду будет способствовать создание предметно – развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей, создание специальных ситуаций выполнения гендерных ролей детьми дошкольного возраста, проведение мероприятий, направленных на формирование феминных и мускулинных черт детей старшего дошкольного возраста и включение родителей в решение проблемы.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы гендерной социализации детей дошкольного возраста на современном этапе.
2. Рассмотреть понятия «гендерная социализация», «гендерное воспитание», «гендерное самопознание», «гендерная роль».
3. Провести экспериментальное исследование проблемы и выявить особенности гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста МДОУ детский сад № 33 «Мечта».
4.Разработать и апробировать содержание психолого-педагогических условий, способствующих гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.
5. Выявить динамику гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач вработе использовались следующие
Похожие работы