или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | ГГТУ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Педагогика |
Год сдачи: | 2023 |
Количество страниц: | 53 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 07.08.2023 |
Количество просмотров: | 146 |
Рейтинг работы: |
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава
1. Теоретические основы развития интереса дошкольников к чтению………6
1.1 Исследования о развитии
читательского интереса у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической
литературе……………………………………………………….6
1.2. Анализ программ ДОО по
ознакомлению дошкольников с художественной
литературой…………………………………………………………………………………….10
1.3 Теоретические основыорганизации
социализирующей направленности содержания обучения в развитии интереса
дошкольников к чтению……………………………………15
Глава
2. Особенности развития интереса дошкольников к чтению посредством различной
направленности содержания обучения ……………………………………..20
2.1. Восприятие детьми старшего
дошкольного возраста детской литературы…………..20
2.2. Особенности организации
социализирующей направленностисодержания обучения в условиях
ДОО………………………………………………………………………………….24
Глава
3. Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса дошкольников к чтению
посредством социализирующей направленности содержания обучения…..26
3.1. Диагностика уровня
сформированности интереса к чтению у детей на констатирующем
этапе…………………………………………………………………………………………....26
3.2. Содержание и формы работы по
развитию интереса дошкольников к чтению посредством социализирующей
направленности содержания обучения………………….35
3.3. Уровень сформированности интереса
к чтению на контрольном этапе опытно -экспериментальной
работы……………………………………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………………………….43
Список
литературы…………………………………………………………………………..45
Приложения……………………………………………………………………………………49
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
Внимание к проблеме развития интереса дошкольников чтению объясняется тем, что в контексте современного образования данному направлению работы в дошкольных образовательных организациях (ДОО) уделяется большое внимание. Одной из важнейших задач в деятельности педагогов ДОО является задача пробудить у детей интерес к книге и чтению, развивать и поддерживать его. Данную задачу можно решить посредством социализирующей направленности содержания обучения, способствующей развитию коммуникативных навыков, мышления, речи, воображения, развитию интереса к самостоятельному чтению и слушанию детских литературных произведений.
Актуальностьработы обусловлена необходимостью использования в детском саду эффективных методов, форм, средств, способствующих развитию интереса дошкольников к чтению посредством социализирующей направленности содержания обучения. Общепризнанным является тот факт, что, если ребенок заинтересован в активном слушании и чтении, у него повышается общая языковая и познавательная активность. Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития интереса к чтению. Даже если ребенок не умеет читать, он сам выбирает, что будет слушать, понимает и оценивает услышанное произведение, может существенно повлиять на содержание обучения.
Рассматривая данную проблему в философском аспекте, следует отметить, что одним из основных моментов становления личности, ее социализации, формирования полноценного члена общества, является процесс образования. В общем плане образование определяется как процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков. Основным путем получения знаний является обучение, первой ступенью которого является детский сад. В современных условиях, когда объем знаний возрастает в геометрической прогрессии, человеку, в сущности, приходится обучаться всю жизнь, тем самым ребенок должен научиться получать и обновлять свои знания, умения и навыки, что можно сделать посредством развития интереса к чтению.
Обучение посредством социализирующей направленности как эффективная форма взаимодействия с ребенком, обращения к его жизненному опыту и развития мотивационной сферы несет значительный потенциал для обогащения жизненной практики, уточнения и расширения их картины мира дошкольника, что является важным для развития и полноценного течения образовательного процесса в целом.
Важность приобщения детей к чтению, к красоте родного слова отмечали ученые различных специальностей - философы, педагоги, психологи, лингвисты.Теоретико-методологическую основу исследования заложили Л.Р. Болотина [3], Л.В. Ворошина [7], А.В. Запорожец [12], Е. А. Неживая [20] и др. Методические аспекты развития интереса дошкольников к чтению рассмотрели в своих работах М.М. Алексеева [2], Е. А. Неживая [20] и др. Психологические основы мотивации и развития интереса к чтению у детей выявили В.А. Бородина [4], И.В. Волкова [6], А.В. Запорожец [12], Н.П. Мурзина [18] и др.
Современные направления развития интереса к чтению у дошкольников в России разрабатывают О.В. Акулова [1], Е.И. Голубева [8], З.А. Гриценко [10], М.Б. Зацепина [13], Р.С. Мордашова [17], А.В. Роговая [27] и др.
Социализирующая направленность содержания обучения в условиях дошкольной образовательной организации изучена недостаточно. Фрагментарно она представлена в трудах Н.А. Харламовой, Л.Э Шмидт [31], О.Г. Шубиной [34] и др.
Цель исследования: выявить особенности, наиболее эффективные методы развития интереса дошкольников к чтению с использованием социализирующей направленности содержания обучения.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста посредством социализирующей направленности содержания обучения.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи.
1. Охарактеризовать исследования о развитии читательского интереса у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Произвести анализ программ ДОО по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
3. Выявить теоретические основы организации социализирующей направленности содержания обучения в развитии интереса дошкольников к чтению.
4. Определить характерные особенности развития интереса дошкольников к чтению посредством различной направленности содержания обучения
5. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию интереса дошкольников к чтению посредством социализирующей направленности содержания обучения.
База исследования:экспериментальная работа проводилась в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад №11 города Рошаль городского округа Шатура" (https://checko.ru/company/mds1gr-1025006468948).
Методы исследования.
Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
Прикладные:наблюдение за детьми в разных видах самостоятельной деятельности; индивидуальная беседа, анализ продуктов детской деятельности, анализ результатов опытно- экспериментальной работы.
Математические и статистические методы обработки информации.
В выпускной квалификационной работе использовались методы оценки, связанные с наличием интереса к чтению книг, которое выявлялось в ходе педагогического наблюдения за детьми в разных видах самостоятельной деятельности и оценивалось по различным параметрам.
Степень популярности чтения как вида деятельности оценивалась путем количественной обработки ответов детей, полученных в ходе индивидуальной беседы о любимых занятиях дома и в ДОО.Качественные характеристики читательского интереса (мотивационные предпочтения, осознанность, содержательность, широта и устойчивость) выявлялись в индивидуальной беседе, а также в ходе наблюдения за игрой в «Библиотеку» и последующей количественной обработки заполненных формуляров.
При организации исследования за основу была взята экспериментальная методика диагностики читательского интереса детей Л.М. Гурович [30, с. 46-48].
Структура работы: обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Похожие работы