или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. Ф. КАТАНОВА |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Дошкольная педагогика |
Год сдачи: | 2022 |
Количество страниц: | 70 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 29.01.2025 |
Количество просмотров: | 12 |
Рейтинг работы: |
Оглавление
Введение................................................................................................ 3
Глава 1. Теоретические основы
обучения грамоте детей старшего
дошкольного возраста................................................................................... 8
1.1.
Изучение вопроса обучения грамоте детей
старшего дошкольного возраста в
исследованиях ученых..................................................................................... 8
1.2.
Методические основы организации обучения грамоте детей старшего дошкольного
возраста в детском саду.......................................................... 16
1.3. Методические приемы обучения грамоте с использованием
технологии А. Зайцева................................................................................................ 30
Глава
2. Опытно-экспериментальная работа по использованию технологии Н. А. Зайцева при обучении грамоте
детей старшего дошкольного возраста 36
2.1. Выявление уровня сформированности подготовки
детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте................................................. 36
2.2.
Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием
технологии Н. А. Зайцева.............................................................................. 47
2.3. Анализ результатов исследования............................................ 51
Заключение........................................................................................ 58
Библиографический список............................................................. 59
Приложение....................................................................................... 64
Введение
В настоящее время проблема
подготовки детей
к овладению грамотой приобретает особую актуальность. Казалось бы, речь ребенка понятна и
не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не
предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело
резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и
письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с
ошибками, и, как результат, плохие оценки, негативное отношение к школе,
отклонение в поведении, повышенная утомляемость и неврозы.
Еще одна причина актуальности данной
проблемы - возросшие требования школ, особенно гимназий и лицеев, к будущим
первоклассникам. Одно из требований включает в себя готовность к
овладению грамотой,
которая подразумевает овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим
анализом и синтезом до поступления в школу. Педагогическая практика показывает,
что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для
успешного обучения
в школе.
Объект
исследования: подготовка детей старшего дошкольного
возраста к обучению грамоте. Подготовка
к обучению грамоте в дошкольном учреждении – это достаточно сложное
занятие, требующее знания методик подачи материала, практического
ориентирования в фонетике и графике русского языка, знания возрастных особенностей
детей и их ведущей деятельности, а также тщательной подготовки к данному
занятию.
Предмет
исследования: педагогические условия использования
технологии Н.А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Цель
исследования: теоретически обосновать и
опытно-экспериментальным путём показать эффективность использования технологии
Н.А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Достижению поставленной цели будет способствовать
решение следующих задач исследования:
1. Изучить
психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме
исследования.
2. Раскрыть
методические приемы технологии Н.А. Зайцева.
3. Экспериментальным
путем выявить уровень сформированности подготовки детей старшего дошкольного
возраста к обучению грамоте.
4. Апробировать
технологические приёмы Н.А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего
дошкольного возраста и дать анализ результатам исследования.
5. Дать
анализ результатам проведенной опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза
исследования: мы предполагаем, что использование
технологии Н.А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста
будет эффективным, если:
-
предметно-пространственная среда группы обогащена ключевыми обучающими
предметами технологии (таблицы, кубики), активно используемыми в обучающем
процессе и самостоятельной деятельности детей;
- обучение
выстроено на принципах игры и соревнования;
-
технологические приёмы интегрируются с такими видами деятельности как
музыкальная, двигательная деятельность, чтение художественной литературы и др.
Научная
новизна работы заключается в том, что теоретически обоснована и экспериментально
доказана возможность эффективного использования технологии
Н.А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста, проанализированы
особенности психического развития детей данного возраста, на основе чего
выделены факторы и условия, влияющие на эффективность процесса их обучения
чтению; выявлена взаимосвязь между процессом обучения чтению и развитием
познавательных процессов; проанализированы дидактическое содержание, принципы
обучения и эффективность технологии.
Практическая
значимость: составленные методические рекомендации
по обучению грамоте детей средствами технологии Н. Зайцева могут быть
предложены для образовательной практики детских садов.
Апробация результатов исследования:
опубликована
и издана научная статья на тему: «Использование
технологии Н. А. Зайцева в обучении грамоте детей старшего дошкольного
возраста» в сборнике материалов IX Международной научно-практической конференции
«Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического
образования» стр. 40-42, Абакан, 18-20 ноября 2021 г.
Опубликованы
материалы по теме выпускной квалификационной работы на образовательных сайтах,
таких как: «Инфоурок», «Маам.ру».
Структура
исследования представлена введением, двумя главами,
заключением, библиографическим списком и приложением.
В главе 1 представлены теоретические основы обучения грамоте детей
старшего дошкольного возраста.
Подготовку к обучению
грамоте надо начинать в дошкольном
возрасте. Поступая в школу, у ребенка должно
быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым образованием в для
развития наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в
начальной школе. Взрослым необходимо помнить, что чтение
и письмо, сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка.
Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках
его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Ребенок должен получить право стать субъектом
собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в
деятельности.
Для
определения сущности подготовки к обучению грамоте, следует прежде всего
понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе
овладения чтением и письмом. Основой для обучения грамоте является общеречевое
развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс
речевого развития детей в детском саду Необходима двусторонняя связь между
процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте. Специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть
трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений. Последовательно
усложняя задания, педагог помогает детям осознать слоговое строение слова,
формирует у дошкольника элементарные знания о фонетической структуре слова, что
облегчает детям усвоение последующих знаний.
Методика Н.А Зайцева –
это комплекс оригинальных методических приёмов. При
помощи пособия Зайцева "Пишу красиво" дети овладевают навыком
начертания печатных букв. Работа
по методике Зайцева начинается с детьми, не умеющими читать и писать, не
знающими букв, не владеющими звукобуквенным анализом или владеющими в
недостаточной мере, проводится поэтапно. При
работе с материалом активизируется максимальное количество мозговых центров.
Задействуются все основные отделы мозга, информация идет по пяти основным
каналам. Обеспечивается профилактика нарушений зрения, осанки а также нарушений
чтения и письма. Инновационная
Методика Н. А. Зайцева целесообразна в работе педагогов ДОО.
В
главе 2 представлена
опытно-экспериментальная работа по использованию технологии Н. А. Зайцева при обучении грамоте
детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная
работа проводилась в 3 этапа:
- констатирующий этап -
исследования является изучение уровня сформированности готовности детей к
овладению грамотой у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к
овладению грамотой.
- формирующий этап - на
основе полученных результатов обследования детей, нами была составлена и
апробирована работа по формированию звукового анализа слова у детей старшего
дошкольного возраста.
- контрольный этап - состоял из анализа
выявления эффективности проведенной работы по технологии Н.А. Зайцева и
определения уровня готовности детей старшей группы к школе.
(фрагменты работы)
Введение
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой приобретает особую актуальность. Казалось бы, речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и, как результат, плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и неврозы.
Еще одна причина актуальности данной проблемы - возросшие требования школ, особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований включает в себя готовность к овладению грамотой, которая подразумевает овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Глава 1. Теоретические основы обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
1.1. Изучение вопроса обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста в исследованиях ученых
В настоящее время проблема с обучением детей чтению и грамоте в России является достаточно распространенной. С момента перехода школы на обучения с семи лет, до сегодняшнего дня вопрос об обучении дошкольников чтению либо письму в программе детского сада не возникал.
Таким образом, были проведены исследования по психологии и педагогике, которые показали необходимость и достаточность в дошкольных учреждениях таких психолого-педагогических дисциплин (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Е. И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Р.Р. Сонина и другие). В середине 50-х годов в лаборатории под руководством А.П. Усовой (1950 – 1952) и А.И. Воскресенской (1952 – 1957) была проведена большая исследовательская работа по изучению особенностей, содержания и методик обучения чтению и письму детей шести лет. Написана она была для того, чтобы сделать из нее систему воспитания в детском саду, которая включалась в раздел «Обучение грамоте», который говорил о том, что дети должны уметь читать и писать. Программа была изменена в процессе апробации: исключили возможность обучения письму, а затем также и чтения.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию технологии Н. А. Зайцева при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста
2.1. Выявление уровня сформированности подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
Исследования применения технологии Н.А. Зайцева для обучения чтению детей старшего дошкольного возраста поставило нас перед необходимостью проведения эксперементально-практической работы, цель которой является проверка педагогических условий использования технологии Н.А. Зайцева в обучении чтению детей старшего дошкольного возраста.
Данное исследование было проведено на базе Курагинского детского сада № 15 пгт. Курагино. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 18 детей.
Экспериментальная работа была проведена в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Целью констатирующего этапа исследования является изучения степени развития способности ребенка овладеть грамотой в старшем дошкольном возрасте и выявление уровня сформированности детей к овладению грамотой.
По результатам исследования, проведенного на формирующем этапе работы, нами была составлена апробация работы по формированию звукового анализа в группе детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный этап состоял из проверки на эффективность проведенной работы по технологии Н.А. Зайцева и определения уровня готовности детей старшей группы к школе.
Похожие работы