Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по дошкольному образованию > Создание маркера игрового пространства для сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Создание маркера игрового пространства для сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Тема дипломной работы: Создание маркера игрового пространства для сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

1500 ₽
Купить за 1500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: ГАПОУ РК «Петрозаводский педагогический колледж»
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Дошкольное образование
Год сдачи: 2024
Количество страниц: 27
Оценка: 5
Дата публикации: 30.07.2024
Количество просмотров: 12
Рейтинг работы:
Описание работы

Содержание

 

Пояснительная записка

3

Маркер игрового пространства для
сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Список использованных источников и литературы                                                         

      

       17

       18

Приложение                                                                            

       21

 

Пояснительная записка

 

Одним из
наиболее коротких и важных периодов становления личности является дошкольное
детство. В течение данного периода ребёнок приобретает изначальные знания об
окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к труду,
к людям, вырабатываются привычки и навыки правильного поведения, складывается
характер.

Для каждого
жизни и развития ребёнка характерен определенный ведущий вид деятельности.
Психологи ведущую деятельность раскрывают как деятельность, в процессе которой
у детей происходят качественные изменения в психике, формируются и развиваются
основные психические процессы и свойства личности, появляются психические
новообразования, которые характерны именно для определённого возраста. Для
дошкольников ведущим видом деятельности является игра
[4, с. 495].

Социальные
изменения и информатизация, происходящие в последние годы, а также усиленная
подготовка ребёнка к обучению в школе отодвинули игру на второй план. Дети всё
реже собираются и играют во дворах. В результате данных тенденций социальный
мир ребёнка замыкается и становится ограниченным общением с близкими людьми или
виртуальным общением.

На данный
момент дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую
творческую, исследовательскую, познавательную, в процессе которой ребёнок
учится взаимодействовать и общаться с окружающими, при помощи которой он
познаёт мир, отношения объектов и людей в данном мире. Это игра, посредством
которой ребёнок «примеряет» на себя различные роли, развивается его речь,
внимание, память, эмоции, мышление, воображение.

Именно этим и
вызвано введение Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО), генеральными линиями которого являются
индивидуализация и социализация ребёнка.

Д.Б. Эльконин
подчеркивал, что игра представляет собой сложное психологическое явление,
которое дает эффект общего психического развития. Как утверждал К.Д. Ушинский,
в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы
действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам
игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и
познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Игра для ребенка – это серьезное занятие [18, с. 71].

Сюжетно-ролевые
игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное
место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то,
что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный
и творческий характер.

Главное, что
может сделать взрослый, – это научить ребенка играть вместе с другими детьми.
Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. На
основе совместных игровых действий возникает эмоциональное общение ребёнка с
взрослыми и сверстниками, происходит освоение разных способов взаимодействия,
формируются умения действовать по правилам, развиваются чувства сопереживания,
готовности помочь.

Особой формой
общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию
объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.
Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому
развитию каждого ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих
способностей [17, с. 91].

Психолог З.А.
Запорожец замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка
проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных
впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических
поступков» [10, с. 55].

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что одна из задач, которая стоит сегодня перед
педагогами — как организовать развивающую предметно-пространственною среду в
группе, чтобы она соответствовала вышеперечисленным требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования и была
комфортна детям. Ведь большую часть времени дети находятся в группе детского
сада и именно от взрослых зависит качество организации среды. Также необходимо
повысить психологическую безопасность дошкольников.

Таким образом, возникает
противоречие: в детском саду создана предметно — развивающая среда, но она не
отвечает в полной мере требованиям федерального стандарта и не может
осуществлять ту положительную роль в развитии детей, которую могла бы нести.
Исходя, из этого необходимо подходить комплексно и системно к наполнению
развивающей предметно-пространственной среды ещё на этапе её планирования.

Цель работы:
создание маркера игрового пространства для сюжетно-ролевых игр в старшем
дошкольном возрасте.

Для достижения указанной цели будут решаться следующие задачи:

1.         
Изучить методическую литературу по вопросам организации
сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

2.  Подобрать и разработать практический
материал для создания маркера игрового пространства.

3.         
Разработать дизайн и оформить маркер игрового пространства для
сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.

4.         
Провести экспертизу маркера игрового пространства.

Методы работы над проектом: изучение педагогической
литературы по проблеме исследования, отбор материала, оформление продукта,
экспертная оценка.

Целевая
аудитория: воспитатели, работающие с детьми старшего
дошкольного возраста.

Заинтересованная аудитория: родители детей старшего
дошкольного возраста, студенты специальности «Дошкольное образование»
.

Сфера применения: совместная деятельность педагога с детьми
старшего дошкольного возраста,
самостоятельная деятельность детей.

Ожидаемый результат проекта: создание маркера игрового
пространства для сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте.

Этапы работы над проектом:

 Название
этапа

Характеристика:

1 этап

Изучение и анализ методической литературы
по
вопросам
организации сюжетно-ролевых игр детей старшего
дошкольного возраста.

2 этап

Подбор и разработка практического материала для
создания маркера игрового пространства.

3 этап

Разработка
дизайна и оформление маркера игрового пространства
для сюжетно-ролевых
игр
детей старшего
дошкольного возраста.

4
этап

Экспертиза
продукта.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

На первом этапе мы изучили и проанализировали научную и методическую литературу по вопросам организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Игра – верный спутник детства ребенка, который сопровождает его в познании мира. Сюжетно - ролевая игра – истинная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уровня. Каждое новое поколение детей меняет игровое пространство детства. Социализация нашего старшего поколения проходило во дворах, где активные игры были любимыми. Дети с удовольствием гоняли мяч, прыгали на скакалках. Современное поколение, напротив, предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуацию, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Педагогический процесс в условиях дошкольного образовательного учреждения строится на игровой деятельности. Через многообразие детских игр возможно воспитывать, развивать и обучать дошкольника.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Психологи по праву считают, что сюжетно-ролевая игра – это высшая форма развития детской игры. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество [4, с. 496].
Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, при необходимости настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.
Исполняя разные роли, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают реальные чувства и таким образом обогащают свой внутренний мир.
Разворачивая игры различной тематики, ребенок охватывает различные сферы действительности, что способствует развитию его представлений об окружающем мире.
В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже «умеют играть» [8, с. 46].
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре, одной из основных, характерных черт является самостоятельность. Дети самостоятельно выбирают тему игры, определяют план ее развития, обсуждают, как будут раскрывать роли, где проведут игру. Каждый ребенок сам выбирает себе образ в игре. Таким образом, можно сделать вывод, что развивающая предметно-пространственная среда при соблюдении психолого-педагогических условий стимулирует детей к развитию высокого уровня игровых умений в сюжетно-ролевой игре.
2 этап.
На втором этапе была определена работа по структуризации необходимого материала, произведена коррекция информации, разработки составляющих продукта, осуществлен подбор иллюстративного материала. Подбор материала проходил как из методической литературы, так и Интернет-ресурсов. Изучив психолого-педагогическую литературу, пронаблюдав за играми детей, и проанализировав, развивающую предметно-пространственную среду в группе, было принято решение изготовить маркер игрового пространства со своими авторскими идеями.
Маркеры игрового пространства — это игровые предметы или конструкции, которые задают условия и место событий, в которых будет происходить игра.
Маркеры игрового пространства обладают рядом достоинств: легко трансформируются, многофункциональны, вариативны, развивают детскую фантазию и воображение, активизируют двигательную активность, отвечают гигиеническим требованиям (легко моются, безопасны), имеют эстетичный вид, занимают мало места при хранении.
Используя многофункциональные маркеры, дети самостоятельно организовывают и преобразовывают игровое пространство, решают поставленные цели и задачи.
В качестве напольного маркера пространства в группе активно используются ширмы. Ширмы – важный предмет в игре. Они дают возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяют детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Ширму легко сложить для компактного хранения и удобного перемещения.
Съемные полотна ширмы дают возможность менять как цветовое, так и содержательное наполнение в зависимости от игровых действий ребенка. Ширмы удобны в использовании, имеет привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы, внести в него нотку оригинальности.
Ширма должна соответствовать требованиям безопасности, накидки для ширмы должны легко сниматься для стирки. Дети могут самостоятельно, без помощи взрослого расстегнуть замочки, завязать ленточки и липучки, на которых крепятся накидки. По желанию детей можно переместить ширму в любой уголок группы. Ширма, является средством развития умения играть в сюжетно - ролевые игры, а также умения развивать фантазию и воображение.
Было принято решение изготовить ширму из полипропиленовых труб, потому что они достаточно прочные и легкие. Ширма имеет подвижные соединения, позволяющие ее полностью разбирать, собирать, складывать и удобно хранить.
Для наполнения «Маркера игрового пространства» выбрали сюжет «Поликлиника». Поскольку в старшем дошкольном возрасте дети знакомятся со специализациями врачей, мы подготовили из свободного доступа сети интернет иллюстрации для кабинетов офтальмолога, отоларинголога и педиатра. Мы подбирали иллюстрации реалистичные, на белом фоне. Это изображения инструментов, которые использует врач той или иной специализации. Также подобрали сюжетные картинки, на которых изображен способ действия с инструментами.
3 этап.
На следующем этапе мы изготовили маркер игрового пространства для сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Каркас ширмы сделан из полипропиленовых труб, диаметром 2.5 см. Он состоит из 3 секций, к которым крепятся полотна из ткани. Они двусторонние и съемные. Крепятся при помощи липкой ленты. Это позволяет быстро закрепить их или снять. На чехле мы разместили карманы для разных мелких и легких предметов. Соединяются трубы между собой с помощью пластикового уголка. Размер секций 100 на 50 см. Секции между собой соединяются специальными двойными крепежами. Весь материал достаточно прочный, а самое главное, доступный и сравнительно не дорогой.
Ширма имеет подвижные соединения, позволяющие ее полностью разбирать, собирать, складывать и удобно хранить. Каждая часть ширмы имеет тканевую основу, которая легко снимается с помощью липучек. Спокойный однотонный бежевый цвет подходит для полета детской фантазии.
Данное пособие многофункционально в использовании, оно легко трансформируется и переносится в любое место. Это позволяет менять пространственную среду в зависимости от меняющихся интересов. Благодаря соблюдению принципа доступности, у детей есть возможность самостоятельно изменять пространство в своей группе в любое время.
Данная напольная ширма отвечает всем требованиям, предъявляемые к предметно - развивающей среде группы, а именно: безопасность, насыщенность, транспортируемость, полу функциональность, вариативность и доступность. Ширма являются безопасной, так как изготовлены из пластмассовых трубок.
Также представлен различный иллюстрированный материал, который был распечатан и заламинирован; инструкция по использованию данного маркера игрового пространства.
В инструкции прописаны рекомендации по размещению и наполнению пособия игровыми материалами и фрагменты сценариев сюжетно-ролевых игр.
4 этап.
На завершающем этапе мы провели экспертизу продукта. Маркер игрового пространства был представлен педагогам МДОУ Детский сад №70 «Цветик-семицветик» города Петрозаводска, которые оценили проделанную нами работу. Экспертиза проводилась по нескольким критериям (приложение 1).
Все данные были внесены в сводную таблицу эффективности реализации проекта (приложение 2).
Можно сделать вывод, что авторы экспертных заключений высоко оценили создание маркера игрового пространства для сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте.
В качестве положительных аспектов были отмечены следующие: продукт соответствует заявленной теме; рекомендации разработаны на основе ФГОС ДО; сюжетно-ролевая игра влияет на всестороннее развитие ребенка, поэтому правильно организованная сюжетно-ролевая игра необходима детям; продукт обеспечивает возможность правильно организовать сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников.
Было отмечено, что слабые стороны не просматриваются, замечаний нет. Также, в качестве положительных аспектов, было указано, что в работе представлена четкая структура изложения материала, подчеркивалось эстетическое оформление продукта. Полностью соответствует ФГОС ДО.
Можно сделать вывод, что маркер игрового пространства для сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте готов к применению.
бывают игровые правила, контролируют их выполнение, регулируют взаимоотношения.

Купить за 1500 ₽

Похожие работы