или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Российский новый университет, факультет экономики, управления и финансов (РосНОУ ФЭУиФ) > Факультет второго высшего образования |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Другие специализации, Социальное обеспечение |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 62 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 28.10.2017 |
Количество просмотров: | 767 |
Рейтинг работы: |
Целью данного дипломного исследования является комплексное исследование современного состояния основных направлений и реформирования системы пенсионного обеспечения в аспекте реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие Задачи:
- выявить конституционную основу социального обеспечения и Российской Федерации;
- проанализировать реализацию конституционного права граждан на социальное обеспечение;
- показать историю развития и совершенствования пенсионного законодательства в России XIX-XX веков;
- определить объективные основы системы пенсионного обеспечения;
- раскрыть сущность пенсионного обеспечения как социально-экономической и конституционно-правовой категории;
- рассмотреть генезис научных представлений о роли государства в пенсионном обеспечении;
- проанализировать правовой и организационно-экономический механизм пенсионного обеспечения;
- определить основные направления реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации в условиях перехода к рынку.
Теоретической и методологической основой дипломного исследования стали работы зарубежных и отечественных юристов, экономистов по проблемам пенсионного обеспечения. Правовую основу составили Конституция России и законодательные акты РФ и иные нормативные акты, регулирующие отношения пенсионного обеспечения. В работе использованы сведения государственной статистики, материалы периодической печати, данные Минсоцзащиты и Пенсионного фонда РФ.
Дипломная работа выполнена с использованием методов абстрагирования и обобщений, аналогии и сравнений, анализа и синтеза.
Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, содержащих восемь параграфов, заключения списка литературы и приложения.
(фрагменты работы)
Глава 1. Становление и развитие пенсионного законода¬тельства в России
§1. Возникновение государственного социального обеспечения в России.
В докапиталистический период основными социально-правовыми формами материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных выступали: содержание как привилегия, предоставляемая государствен-ным чиновникам и военным при выходе в отставку по возрасту или в свя¬зи с увечьем, полученным на войне; благотворительность; опека и попе-чительство; гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отно-шений; государственное призрение для беднейших слоев населения; кол-лективная взаимопомощь внутри крестьянской общины и некоторые дру-гие .
Исторически первым социальным явлением, попавшим в сферу госу-дарственного вмешательства в России, была бедность. На основании Ука¬за Петра I 1712 г. во всех губерниях создавались госпитали для увечных и престарелых, а трудоспособных нищих и бродяг подвергали наказаниям (били кнутами, посылали на каторгу, принуждали к "казенным работам" и т.п.) За "профессиональное нищенство" взимался штраф от 5 до 10 руб-лей .
Законодательство, регулировавшее государственное и общественное призрение при Екатерине II, основывалось на следующих принципах: пол-ное осуждение и воспрещение добровольного нищенства; применение репрессивных мер к трудоспособным нищим; призрение нетрудоспособ-ных нищих преимущественно в закрытых учреждениях (богадельни, стран¬ноприимные и сиротские дома, дома для умалишенных и пр.).
Обязанности по предоставлению пропитания и одежды нетру-доспособным жителям деревни были возложены на помещиков. В городах строительством и содержанием госпиталей, богаделен и других заведе¬ний общественного призрения занимались городские (сословные) управ¬ления (магистраты). Бывшим солдатам и сиротам помощь оказывали мо¬настыри, которым на эти цели выделяли средства из государственной казны. Созданная Екатериной II система государственного призрения просу-ществовала с незначительными изменениями до начала XX века.
В 1864 г. в результате земской реформы дела приказов общественного призрения были переданы земским учреждениям, организованным по со¬словному принципу (для крестьян, мещан, купцов). Законодательство воз¬ложило на земства очень широкие обязанности. Земства выплачивали еди¬новременные пособия пострадавшим от наводнений и других стихийных бедствий, неурожаев, пожаров, семьям нижних чинов запаса в случае при¬зыва кормильцев в армию, крестьянам на переселение в другие местнос¬ти, стипендии на обучение детей из бедных семей в средних и высших учебных заведений, принимали участие в финансировании домов и коло¬нии для умалишенных, колоний малолетних преступников, приютов для подкидышей, строительства школ и благотворительных заведений и пр.
Кроме того, земства вели профилактическую работу по пре-дупреждению бедности. В этих целях они открывали временные помещения для переселенцев, бесплатные столовые, странноприимные дома, бюро и конторы по трудоустройству, занимались организацией обществен¬ных работ.
Призрением бедных в городах занимались общественные управы. Основными видами призрения в городах были: пособия нуждающимся за счет пожертвований или городских средств; содержание в закрытых заве-дениях (богадельнях, детских приютах и т.п )
К концу XIX и началу XX века в европейской части России насчитывалось 14854 государственных и частных учреждения общественного призрения.
Пенсионное обеспечение государственных чиновников и военнослужащих осуществлялось, начиная с XVII века, за счет казны, на основании специального законодательства в зависимости от заслуг перед государством или в соответствии с табелем о рангах. К специальному законодательству относится Устав о пенсиях и единовременных пособиях 1827 г. Согласно Уставу царь единолично устанавливал размеры пенсий для своих приближенных, величина которых достигала 12 тыс. руб. в год. В зависимости от служебного положения пенсии бывших государствен¬ных чиновников колебались от 300 руб. до 4000 руб. в год. На основании актов правительства пенсиями и пособиями обеспечивались также чины полиции и их семьи.
Закономерности развития социального обеспечения в историко-правовом аспекте наиболее подробно и полно исследованы Р.И. Ивановой. Анализ большого количества первоисточников позволил автору сделать вывод о том, что в докапиталистический период материальное обеспече¬ние престарелых и нетрудоспособных еще не было структурно обособле¬но от отношений собственности.
Ситуация коренным образом изменилась с развитием капитализма. Формирование капиталистического способа производства привело к воз-никновению объективной необходимости в организации государственной системы защиты наемных работников от социального риска утраты зара-ботка, служившего для них основным источником средств существова¬ния, поскольку негосударственные (частные) системы страхования и дей-ствовавшие формы благотворительности решить эту задачу не могли.
Наиболее частыми причинами утраты заработка являлись несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. Поэтому пер¬выми видами выплат по государственному социальному страхованию стали пособия в связи с трудовым увечьем и болезнью.
В 1901 г. в России утверждены Временные правила о пенсиях рабо-чим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность. У 1903 г. был принят закон о вознаграждении потерпевших рабочих вслед¬ствие несчастных случаев. По существу этот закон устанавливал не право рабочих на материальное обеспечение в связи с несчастным случаем на Производстве, а вводил особую ответственность работодателей, базирую¬щуюся на гражданско-правовых началах. Работодатель освобождался от ответственности при наличии умысла или грубой неосторожности пострадавшего. Однако назначаемая в связи с трудовым увечьем компенсация называлась пенсией.
Следующим крупным шагом на пути формирования государственной системы социального страхования явилось принятие 23 июня 1912 г. це¬лого ряда законов: "О страховании рабочих от несчастных случаев на про¬изводстве", "Об обеспечении рабочих на случай болезни", "Об утвержде¬нии Совета по делам страхования рабочих", "Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих"
Закон "О страховании от несчастных случаев" во многом также строился на гражданско-правовых принципах, но он был уже посвящен собственно страхованию, а не индивидуальной ответственности работодате¬ли Данный закон имел ограниченную сферу действия Он распростра¬нялся только на территорию Европейской части России и Кавказского края, на предприятия с числом рабочих не менее 20 или 30 человек в зависимо¬сти от применения паровых котлов и других видов машин. Фактически закон охватывал примерно 15 % общего числа рабочих России.
По этому закону вознаграждение выплачивалось лишь с 14-й недели после несчастного случая в размере не более 2/3 годового содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности. В меньшем размере вознаграждение назначалось, если несчастный случай произошел в результате грубой неосторожности самого потерпевшего.
Во исполнение названных законов в Петербурге при Министерстве торговли и промышленности был создан Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях и крупных городах - Страховые присутствия. На предприятиях с числом рабочих не менее 200 человек учреждались больничные кассы и страховые товарищества. Мелкие предприятия объединялись с целью организа¬ции общей страховой кассы. Управление страховыми кассами осуществляли рабочие и работодатели на паритетных началах. В дореволюционной России насчитывалось несколько тысяч страховых касс и около десятка товариществ.
В соответствии с названными законами 1912 г. для рабочих, состоящих членами больничных касс, вводились пособия в связи с болезнью, увечьем, смертью и родами за счет взносов в эти кассы. Если рабочий не был членом кассы, то он получал пособие только в связи с увечьем.
Пособия выплачивались в следующих размерах: по болезни - от 2/3 до 1/4 дневного заработка; в связи с родами - 1/2 дневного заработка за две недели до родов и четыре недели после родов; в связи со смертью - от 20 до 30-кратного дневного заработка умершего.
Служащим из нижних чинов согласно Правилам о мерах призрения нижних чинов и их семейств от 23 июня 1912г. назначалась пенсия в раз-мере 3 руб. в месяц в случае увольнения в связи с неспособностью к служ-бе из-за полной инвалидности при отсутствии средств к существованию.
Закон "Об обеспечении рабочих на случай болезни" от 23 июня 1912 г установил следующие виды врачебной помощи для рабочих: пер-воначальная помощь, амбулаторное лечение, родовспоможение, больнич-ное лечение не более четырех месяцев, включающее содержание боль¬ных, бесплатную выдачу лекарств и медицинских принадлежностей. Эта помощь предоставлялась через больничные кассы за счет взносов их членов. Поэтому фактически ее могли получать лишь члены больничных касс, то есть всего одна четверть рабочих России.
В начале XX века вопросы оказания рабочим бесплатной медицинской помощи и выплаты пенсий и пособий при заболеваниях и травмах на производстве стояли очень остро. При проведении забастовок и митингов большевики выдвигали требования о создании государственной системы социального страхования рабочих
Законодательство 1912 г. в определенной степени было направлено смягчение ситуации. Однако Первая мировая война приостановила его реализацию.
В январе 1912 г, т.е. еще до принятия указанных выше законов о страховании Шестая (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП выразила критическое отношение к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих и утвердила свою страховую программу. Эта программа строилась на следующих принципах: социальное страхование должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка благодаря безработице; охватывать всех лиц наемного труда и их семейств; все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государ¬ство; всеми видами страхования должны ведать единые страховые орга¬низации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных.
Похожие работы
Работы автора