или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Экономическая теория |
Год сдачи: | 2012 |
Количество страниц: | 77 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 27.11.2016 |
Количество просмотров: | 746 |
Рейтинг работы: |
Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, разделенные на два параграфа каждая соответственно, заключение, список используемой литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы финансовой безопасности России
§1. Понятие и сущность финансовой безопасности
§2. Критерии оценки финансовой безопасности страны
Глава 2. Анализ угроз финансовой безопасности
§1. Классификация угроз финансовой безопасности страны и их причины
§2. Преступления в финансовой сфере и деятельность МВД России по их пресечению и выявлению
Глава 3. Совершенствование системы противодействия преступлениям в финансовой сфере
§1. Мероприятия по повышению результативности работы контролирующих органов
§2. Направления оптимизации деятельности МВД России по борьбе с финансовыми преступлениями
Заключение
Список использованной литературы
(фрагменты работы)
Введение
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что финансовая безопасность Российской Федерации является достаточно новой экономико-правовой категорией, разработка которой обусловлена угрозами, характерными для финансово-кредитной сферы государства. Неблагополучие в этой сфере не позволяет обеспечить необходимый уровень экономического роста, затрудняет реформирование экономики, оказывает тормозящее воздействие на торговую и внешнеэкономическую деятельность страны, создает негативный фон для совершенствования бюджетной, налоговой, страховой и иных сфер финансовой системы РФ.
Исходя из того, что понятие финансовой безопасности является важнейшим элементом более широкого понятия – «экономическая безопасность», одной из важнейших проблем обеспечения экономической безопасности государства является состояние его финансовой системы (государственного бюджета и других институтов), способность этой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения внутренних и внешних функций.
Необходимость защиты финансовой сферы от нежелательных воздействий из вне и решительных внутренних изменений, т.е. потребность в безопасности - это базовая, первостепенная потребность, как жизни отдельного индивида, семьи, так и различных союзов людей, как общности, включая общество и государство. В результате формирования рыночной экономики сфера безопасного существования сузилась настолько, что хроническое и массовое неудовлетворение данной потребности оказывает отрицательное влияние на развитие отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, обостряя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.
Вопрос обеспечения экономической безопасности России в аспекте финансовой составляющей как обязательного условия возрождения государства привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание совсем не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны через призму угроз финансовой безопасности, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни и стали предметами обсуждений общественных организаций.
Защита национальных интересов в сфере экономики имеет особое значение в условиях стремительного роста финансовых рынков (валютных, кредитных, фондовых), которые приобрели самостоятельное и самодовлеющее значение, не коррелирующее к сфере производства и торговли, а эксплуатирующее в основном принципы финансовых спекуляций. И в России, и в мире специалисты говорят о том, что финансовая глобализация зашла настолько далеко, а в распоряжении крупных международных фондов сегодня сосредоточены настолько крупные финансовые ресурсы, что они способны обрушить экономику любой страны.
Международные экономические процессы переросли уже из межнациональных, более или менее эффективно регулировавшихся в двустороннем и многостороннем порядке национальными государствами, в наднациональные, почти или совсем не поддающиеся государственному правовому регулированию.
В складывающихся условиях нестабильности мировой экономики, учащения региональных финансовых кризисов, ускорения процессов глобализации и усиления конкуренции на мировых рынках, перерастающей порой в «торговые войны», защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности России в сфере экономики приобретают важнейшее значение и требуют системных и скоординированных действий всех ветвей власти, предпринимательского сообщества и широких слоев общественности.
В то же время дальнейшее углубление процессов финансовой глобализации и растущая оторванность финансовых рынков от реальной экономики увеличивают риски возникновения кризисных ситуаций в финансовой сфере. Как результат, возрастает потребность государства в разработке и внедрении действенных механизмов обеспечения национальной экономической безопасности, способных предотвратить или сгладить последствия валютно-финансовой дестабилизации.
Сущность финансовой составляющей экономической безопасности государства можно определить как состояние ее экономики и финансовых институтов, при котором обеспечивается формирование государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций, и их адекватное использование государством. Таким образом, национальная финансовая политика приобретает приоритетное значение с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства. Это также предполагает готовность и способность финансовых институтов создавать и реализовывать механизмы защиты национальных интересов в экономической сфере. Важным аспектом является отделение общенациональных интересов от интересов мировой финансовой элиты.
Таким образом, целесообразность разработки адекватных современным условиям направлений оптимизации финансовой политики, путей повышения стабильности финансовой сферы страны, а также выработки комплекса мер по обеспечению финансовой безопасности РФ определили выбор темы диплома, ее цель, объект и предмет исследования.
Целью исследования является выявление угроз финансовой безопасности и выработка мер по совершенствованию системы противодействия преступлениям в финансовой сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
● раскрыть фундаментальные основы финансовой безопасности страны: понятие, сущность, критерии оценки;
● оценить место финансовой безопасности в структуре экономической безопасности страны на современном этапе;
● проанализировать современные угрозы финансовой безопасности России;
● выявить особенности правоохранительной деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений в финансовой сфере страны;
● разработать перспективные направления оптимизации деятельности МВД России, позволяющие правоохранительным органам обеспечить финансовую безопасность страны и нейтрализовать возможные угрозы.
Объект исследования: экономические отношения государства и субъектов финансовых отношений в процессе обеспечения экономической безопасности страны.
Предмет исследования: угрозы финансовой безопасности России.
Заключение
Сущность безопасности сегодня рассматривается как внутреннее содержание защищенности жизненно важных интересов объекта от внешних и внутренних угроз, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм существования безопасности, совокупности ее существенных свойств. Особый интерес представляют экономическая безопасность, так как именно показатели состояния экономики страны отражают состояние страны в целом, являются индикаторами общего благополучия в стране. Экономическая безопасность характеризуется возможностью национальной экономики России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту от внешних и внутренних угроз экономическими методами.
Финансовая безопасность государства - основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами.
Финансовый кризис в России ясно показал, что ограниченное число количественных ориентиров финансовой политики (инфляция, денежная масса, номинальный курс рубля, золотовалютные резервы, бюджетный дефицит, размер государственного долга) не дает необходимой информации о состоянии устойчивости финансового сектора. Их положительная динамика способна создавать иллюзию постепенного выздоровления экономики, тогда как на самом деле в финансовой системе могут накапливаться значительные структурные диспропорции. Представляется, что в современных условиях для поддержания финансовой стабильности требуется расширение количественных ориентиров финансовой политики. Кризис стоил России 11 трлн рублей, что на 4 трлн меньше обещанной властями поддержки, такую статистику в сентябре 2009 года привело агентство Reuters на основе данных экспертного управления президента России, Центробанка и правительства РФ. Еще одной причиной глубокого падения стала чрезмерная зависимость от внешнего финансирования, ведь в последние докризисные годы российские компании и предприятия предпочитали брать краткосрочные кредиты под низкие проценты. Общий размер корпоративного внешнего долга достигает $500 млрд., причем 30-40% этой суммы составляют краткосрочные кредиты. По словам начальника ДЭБ МВД России, такие финансовые потоки нередко выпадают из поля зрения контролирующих органов, и в дальнейшем направляются в теневой сектор экономики. А оттуда, увы, зачастую на всякие неблаговидные и криминальные цели.
Структурные подразделения МВД России в настоящее время вплотную занимаются выявлением незаконных финансовых операций, связанных с выведением из оборота наличных денег коммерческими банками, российскими и зарубежными компаниями.
Расследование таких преступлений представляет значительную сложность. Причем, если задача установления подлинности платежных документов, не обеспеченных финансовыми средствами или адресованных другому получателю (платежное поручение, кредитовое авизо, расчетные чеки лимитированных книжек и др.), и составленных на их основе документов о дальнейшем перечислении и изъятии денег решается сравнительно легко, то установление лиц, организовавших это преступление, изготовивших, в частности, поддельное авизо и запустивших его в действие, представляет значительную сложность.
Необходимо разработать системы мер по регулированию специальными государственными органами в России мировых финансовых потоков, воздействующих на Россию, в соответствии с ее национальными интересами (включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы по сути навязанных иностранных займов или по предотвращению возникновения каких-либо финансовых обязательств, не подкрепленных правовыми или этическими нормами).
При этом в России есть необходимость выработки правовых и финансовых приемов борьбы с нечистоплотным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от финансовых кризисов вызванных из вне, механизмы защиты от всевозможных финансовых рисков, от несогласующихся со стратегией государственного развития инвестиций, механизмы обеспечения подобающего для России участия в перераспределении мирового дохода и т.д.
Одним из направлений совершенствования системы противодействия угрозам финансовой безопасности в рамках системы МВД России мне видится идея создания финансовой полиции. Так как только в 2011 году при расследовании налоговых преступлений в казну было возмещено более 5,5 миллиарда рублей. Но это, по сути, лишь надводная часть айсберга. При этом необходимо повышать эффективность имеющихся правоохранительных структур. Создание финансовой полиции, и с ее помощью активизирование работы по возвращению финансовых средств должно быть при условии, что Росфинмониторинг тоже должен стать самостоятельным органом, причем с функцией оперативно-розыскной деятельности. Возможно, финансовую разведку следует объединить с финансовой полицией, а следствие по этим делам передать Следственному комитету.
Похожие работы
Работы автора