или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Экономическая теория |
Год сдачи: | 2013 |
Количество страниц: | 74 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 15.02.2014 |
Количество просмотров: | 651 |
Рейтинг работы: |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3 1 СУЩНОСТЬ ФОНДОВОГО РЫНКА………………………………. 7 1.1 Понятие фондового рынка, его структуры и виды……….…................ 7 1.2 Система государственного регулирования…………………………….. 17 2 РАЗВИТИЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО РЫНКА РОССИИ…………………………………… 30 2.1 Анализ современного состояния фондового рынка…………................ 30 2.2 Недостатки существующей системы регулирующих органов……….. 40 2.3 Реформы в системе государственного регулирования фондового рынка………………………………………………................................... 43 3 ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА РОССИИ…………………………............................................ 54 3.1 Основные проблемы государственного регулирования фондового рынка………………………………………………................................... 54 3.2 Предложения по совершенствованию развития в регулировании фондового рынка………………………………………………………… 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 59 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 62 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 66
(фрагменты работы)
Введение [b]Актуальность темы исследования.[/b] В настоящее время данная тема дипломной работы является достаточно актуальной, так как фондовый рынок играет важную роль в экономике России и определяется жизненной необходимостью обеспечить экономический рост, от которого зависит судьба и величие нашей страны, ее место в мировом сообществе. Решение этой задачи предполагает масштабное привлечение инвестиций в реальный сектор экономики с помощью фондового рынка, как важнейшего института рыночной экономики. Фондовый рынок, являясь одной из составляющих современной рыночной экономики, имеет возможности мобилизовать инвестиционные ресурсы в целях экономического роста, развития научно-технического прогресса, активизации инновационной деятельности. ___________________________Тем не менее, фондовый рынок в недостаточной мере выполняет свои функции по привлечению инвестиций для развития экономики. Неразвитость российского финансового рынка связана, скорее с системными проблемами. В первую очередь, отсутствует единый эффективный орган управления - мегарегулятор, который в одних руках сосредоточил бы регуляторные, надзорные и нормотворческие функции, а также имел мощные административные ресурсы, необходимые для проведения реформ в целях интеграции и обеспечения конкурентоспособности финансовой системы и её участников. А также отсутствие длинных денег в экономике и долгосрочных внутренних инвесторов, проблемы конкурентоспособности фондового рынка Комплексное исследование инструментов государственного регулирования и саморегулирования во взаимосвязи и взаимодействии дает основания отнести фондовый рынок России к развивающимся фондовым рынкам. Следует отметить, что влияние государства на развивающиеся рынки значительно выше, чем на развитых рынках, поскольку здесь больше регулятивная нагрузка, выше влияние перспективной и текущей макроэкономической политики. Развитие развивающихся рынков во многом зависит от экономической, политической и социальной стабильности общества. В Российской Федерации необходимость государственного регулирования фондового рынка усиливается, так как фондовый рынок находится еще в процессе становления, и происходит в сложных условиях административной реформы государства. Изучение законов и тенденций функционирования фондового рынка позволит выяснить, в какой области развития механизмов регулирования фондового рынка достижение экономической эффективности страны более вероятно. Устойчивость и изменчивость политики экономического развития - одно из самых необходимых требований к государственному регулированию фондового рынка. Насколько сочетание этих способов зависит от значительного числа факторов конкретных условий развития страны.____________ Таким образом, актуальность данной работы обусловлена значимостью для современной российской экономики вопросов государственного регулирования фондового рынка. [b]Цель исследования.[/b] Целью данной работы является оценка современного состояния российского фондового рынка, разработка и обоснование основных направлений совершенствования его государственного регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - охарактеризовать фондовый рынок России; - выявить проблемы в развитии и необходимости государственного регулирования фондового рынка; - проанализировать современное состояние фондового рынка; - разработать предложения по развитию государственного регулирования российского фондового рынка. [b]Объект исследования[/b] - фондовый рынок в России. [b]Предмет исследования[/b] - методы государственного регулирования фондового рынка в России. Хронологические рамки исследования определяются периодом с 2009 года по первый квартал 2013 года. Теоретико-методологическая база исследования. Анализ темы данной работы является объектом пристального внимания зарубежных и отечественных исследователей. Многие аспекты этих проблем нашли отражение в научных трудах Боровковой Валерии А., Боровковой Виктории А., Жукова Е.Ф., Голубева А.А., Головань С.И. и других учёных. Основным методом исследования в выпускной квалификационной работе выступил системный метод. Эмпирическую базу исследования составили данные органов официальной статистики; данные, публикуемые в статьях периодической печати о фондовом рынке. Практическая значимость выпускной квалификационной работы. Основным результатом государственного регулирования фондового рынка России является проведение реформы регулирования финансового рынка в целом. В результате проведения реформы произошло объединение двух самых самых крупных фондовых бирж РТС и ММВБ и носит название «Московская биржа», создания Центрального Депозитария. Одним из важнейших решений стало принятие в 2010 году закона № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». До принятия этого закона, в российском законодательстве не было определено такого понятия как инсайдерская информация, что позволяло инсайдерам на неконкурентных условиях влиять на рыночные котировки. Одной из главных задач является вопрос о создании единого регулятора финансового рынка - мегарегулятора, который будет надзирать и за банками, и за внутренними рынками капитала. 2[b] Развитие и государственное регулирование фондовог[/b]о рынка России 2.1 Анализ современного состояния фондового рынка Фондовый рынок является отражением экономики страны и представляет собой наиболее эффективный источник привлечения капитала для компаний и предприятий. Для инвесторов фондовый рынок предоставляет возможность оптимальным образом использовать свои сбережения - напрямую - через покупку акций, и косвенно - с помощью приобретения облигаций. Фондовый рынок позволяет гражданам получать право на часть прибыли наиболее преуспевающих компаний с помощью приобретения акций, либо предоставлять предприятиям деньги в долг под определённый процент через покупку облигаций. Во всем мире именно ценные бумаги являются одним из самых выгодных способов вложений свободных денежных средств. На фондовой бирже предоставляются места для совершения сделок по купле-продаже ценных бумаг и сведение вместе покупателей и продавцов. Наиболее крупными и известными фондовыми биржами мира являются Нью-Йоркская биржа (NYSE), Американская фондовая биржа, специализирующаяся на акциях высокотехнологичных компаний (NASDAQ), Американская фондовая биржа «Амекс» (Amex), Лондонская фондовая биржа (LSE) и другие. В России на данный момент насчитывается несколько фондовых бирж, но основной и самой крупной является ОАО Московская биржа, на которой совершается более 90% торгов России. ОАО Московская Биржа - крупнейшая в России по объёму торгов и по количеству клиентов биржа. Торговля происходит акциями, корпоративными, муниципальными и государственными облигациями, производными инструментами и валютой. Создана в 2011 году (первые торги состоялись 19 декабря) путём объединения двух крупнейших конкурирующих площадок России - биржи РТС и Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). ММВБ - одна из крупнейших универсальных бирж в России, странах СНГ и Восточной Европы. Открыта в 1992 году. В декабре 2011 года объединилась с РТС в ММВБ-РТС, которая с 1 августа 2012 носит название Московская биржа.... они обобщают ценные бумаги крупных компаний, внесённых в котировальный список крупнейшей биржи государства: в Великобритании таковым индексом является FTSE 100, во Франции - CAC 100, в Германии - DAX, в Японии - Nikkei 225, в России - ММВБ (Micex) и РТС (RTSI), но наиболее популярными остаются американские индексы Доу-Джонса, S&P 100 и сводный индекс NASDAQ Composite. Кроме того, существуют индексы узкого назначения, которые отражают деятельность определённых секторов рынка, либо деятельность компаний определённого размера, типа управления или компаний, обобщённых по иному критерию. Для оценки и качественного анализа фондового рынка России, как и во всем мире, применяется система биржевых индексов. В качестве основного индекса на фондовом рынке принят индекс РТС (RTS). Рассчитывается он с 1-го сентября 1995 года на основе стоимости ценных бумаг 50-ти наиболее капитализированных компаний страны, обсуживающихся на фондовом рынке. Доля акций каждой компании в индексе не должна превышать 15% . Состав и структура индекса РТС на конец 2012 года (представлены в Приложении № 1). Индекс РТС за 2012 год прибавил и составил 10,9%. Другой основной индикатор отечественного фондового рынка - это индекс ММВБ, начавший рассчитываться с 22-го сентября 1970 года по 30-ти наиболее ликвидным акциям российских эмитентов, включённых в листинг фондового рынка. Удельный вес капитализации эмитента в индексе ММВБ не может превышать 15%. В четвёртом квартале 2012 г. индекс ММВБ имел состав и структуру, представленную в Приложении № 2, и в 2012 году вырос на 5,17%. Исходя из значений индекса недооценка рынка в 2012 году сохранялась на уровне 60-80%. По итогам 1 квартала 2013 года изменение индекса ММВБ составило: -2,45% . Дополнительно также используются индексы АК&М, ROS, MTI, «Интерфакс», «Коммерсантъ», SOBI, RES-Index и ASP . Индексы РТС и ММВБ отличаются тем, что индекс РТС рассчитывается в долларах, а ММВБ - в рублях. Значит, на динамику индекса РТС оказывает влияние изменение курса доллара: если он падает, то индекс РТС увеличивается на такую же величину, искажая реальное изменение цен акций. РТС удобен во времена сильной инфляции, когда рубль падает, а доллар относительно стабилен.... Проанализировав состав индекса ММВБ (Приложение № 2) и РТС (Приложение № 1), можно отметить, что наибольшие доли в составе индекса имеют компании ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром», ОАО Сбербанк России, ОАО «Роснефть», ОАО «Уралкалий». Следовательно, основные российские фондовые индексы по большей части зависят от состояния нефтегазовой отрасли и тем самым своей динамикой во многом повторяют динамику цен нефти и газа. В качестве сравнения можно привести ещё один индикатор РФР, компании Восток-Инвест, предоставляющей финансовые услуги. Принципиальное отличие индекса РФР от других в том, что вес бумаг в индексе зависит от их объёма торгов, а не от капитализации. Это позволяет взглянуть на наш рынок под иным углом. 1 квартале 2013 года индекс РФР прибавил 4,51%. Среднедневной объём торгов прервал полосу снижения и повысился на 9,6% до 28,7 млрд. руб. в день. Это хоть и слабый, но всё же позитивный сигнал (смотреть Таблицу № 1 в Приложениях). В индекс РФР добавлены акции: - ОАО Московская биржа ММВБ-РТС (среднедневной объём торгов 91,8 млн. рублей); - ОАО Полюс Золото (среднедневной объём торгов 56,4 млн. рублей); - ОАО Э.ОН Россия (среднедневной объём торгов 57,4 млн. рублей). По итогам 1 квартала 2013 года состав расширился с 30 бумаг до 32 . Таким образом, можно рассчитывать, что во 2-м квартале среднедневной объём торгов продолжит рост. В 1 квартале 2013 года из бумаг, входящих в индекс РФР 10 выросло, 20 упало. Лидером падения стали акции ОАО ТНК-BP Холдинг (-32,7%). Продолжив дальше изучать низ Таблицы № 2 в Приложениях, легко заметить, что аутсайдеры - энергетика и металлурги. Металлурги вселяли больше всего надежд, в расчёте на восстановление европейской экономики во второй половине 2013 года, однако на новостях из Кипра, те инвесторы, кто сделал ставки на рост, были вынуждены свои позиции закрыть, что и стало основной причиной падения. Фавориты на рынке Магнит, МТС и Сбербанк, эти компании можно объединить по следующим признакам: разветвлённая сеть и позитивное отношение инвесторов к менеджменту. Из-за большого различия акций российского рынка по степени ликвидности их принято разделять на несколько эшелонов. Акции высокодоходных и стабильных компаний страны называются «голубыми фишками» или акциями «первого эшелона». Такие компании как Газпром, Лукойл, Норильникель, Роснефть, Сбербанк, Ростелеком, РусГидро, Полюс Золото, ВТБ, Северсталь и другие. Обычно «голубые фишки» являются индикаторами всего рынка, так как считается, что если возросли цены на акции крупнейших компаний, то и акции компаний «второго эшелона» тоже возрастут, соответственно падение курса акций «голубых фишек» означает снижение курса акций компаний «второго эшелона». По степени ликвидности среди акций российского фондового рынка выделяют также акции и «третьего эшелона». Акции «голубых фишек» являются наиболее ликвидными на рынке ценных бумаг и обеспечивают около 90% оборота вторичной покупки - продажи акций. К акциям «второго эшелона» относятся акции нестабильных региональных предприятий низкой ликвидности. Ценовая динамика акций «второго эшелона» более активна и порой непредсказуема, поэтому нередко эти акции гораздо доходнее, чем акции «первого эшелона», но в то же время вложения в них более рискованные. Акции «третьего эшелона» - наименее ликвидные акции российского фондового рынка. Зачастую торги по таким бумагам не ведутся даже на внебиржевых рынках. Совершение сделок с ценными бумагами таких компаний могут в значительной степени изменить цены на них. Долгосрочные тенденции роста экономики России - это увеличение масштабов деятельности отечественных компаний и рост валового внутреннего продукта (ВВП) страны........ 3) С возвращением доверия населения к национальной валюте и финансовым учреждениям и сокращением доли потребления в расходах домохозяйств объёмы средств, направляемых населением в управляющие компании, возрастут (как за счёт сбережений, так и за счёт депозитов в банках и денег на руках у населения); 4) Расчётный уровень индекса ММВБ на конец 2013 года - 2 986. 2.2 Недостатки существующей системы регулирующих органов Рассмотрим ряд недостатков связанных непосредственно с системой регулирования и надзора.
точки зрения является разделение регулятивных функций между Минфином и ФСФР, которое произошло в 2011 г.,.......... мешая формированию НПФ как финансовых институтов. Разделение регулятивных полномочий между ФСФР и Центральным банком проведено по ......как разделение регулятивных полномочий в отношении НПФ, когда одни и те же виды деятельности регулируются разными органами. Такое разделение в целом не приводит к регулятивному конфликту, за исключением регулирования депозитарной деятельности, которое является примером нарушения Центральным банком принципа функционального регулирования и, возможно, превышения пределов своей компетенции.........за соблюдением ограничений на использование средств и приобретение долей в капитале при эмиссии. В целом, это выражается в различии между процедурами эмиссии, которым подчиняются кредитные ......... длительная и менее удобная для проведения IPO (SPO), чем для всех иных эмитентов. 2. Высокая степень формальности регулирования - регулирование «на основе правил», а не «на основе принципов». Регулятивный стиль, отличающийся высокой степенью конкретности, сложившийся на российском финансовом рынке не даёт общих правовых ответов на вопросы, не имеющие прямого регулирования - и означает по существу разрешительный характер регулирования. Существующая правовая парадигма - регулирование «на основе правил» полностью исключила финансовый инжиниринг в России. ......... горячке». Регуляторный арбитраж в настоящее время минимизирован концентрацией полномочий в ФСФР в отношении всех финансовых организаций, кроме кредитных, и концентрацией полномочий ФСФР по ......... финансовых организаций. Наиболее серьёзно этот недостаток выражается в отсутствии дальновидного регулирования в отношении финансовых организаций, не являющихся кредитными. 3. Высокая степень формальности регулирования предопределяет и формальность надзора - надзорные органы фокусируются только на .....ответственности. 1. Отсутствие регулирования и надзора в отношении некоторых секторов финансового рынка..... смягчается в случае перехода к регулированию на основе принципов. Кроме приведённых недостатков, которые непосредственно связаны с системой регулирования и надзора,.......устранению которых система регулирования и надзора должна содействовать. Эти недостатки ...... чем собственные недостатки регулятивной системы, поскольку регулятивная система является всего лишь инструментом по проведению государственной политики, которая должна обеспечивать формирование желательной для государства модели финансового рынка. Разные варианты регулятивной системы соответствуют разным моделям, соответственно разные варианты регулятивной системы с разным успехом справляются с задачами регулирования разных моделей финансового рынка. ...... К числу таких недостатков относятся:
Похожие работы
Работы автора