Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по истории > Мудрецы Эллады VI-V вв. до н.э.: сравнительный аспект

Тема дипломной работы: Мудрецы Эллады VI-V вв. до н.э.: сравнительный аспект

1500 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: История
Год сдачи: 2009
Количество страниц: 54
Оценка: 5
Рейтинг работы:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………

Глава
1.Греческие мудрецы
VI
до н.э…………………………………….

1.1. Что есть мудрость?.........................................................................

1.2. Хаос или порядок?..........................................................................

1.3. Век «семи» мудрецов………………………..…………………...

Глава
2. Мудрецы Эллады 
V в. до н.э.…………..……………………….

2.1. Эллинская мудрость V в. до н.э……………………………….....

2.2. Расцвет или упадок?.......................................................................

2.3.Мудрецы V в. до н.э…….………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………

Список
использованных источников и литературы……………………..

3

11

11

15

18

24

24

30

36

45

50

...

Сейчас много
говорится о том, что эгоизм, ложь, разврат и т.п. приобрели вселенские
масштабы. В обществе идет процесс накопления «опасного знания», источником которого
является как наука, так и вненаучная сфера. Постепенно такая негативная информация
разными путями обретает легальные формы и становится общественной нормой. Таким
образом, уже весьма рельефно проступают контуры «новой общечеловеческой
культуры», основанной на наркотиках и моральной распущенности.

Возможно,
человечество предпочтет доминирующую сегодня систему этических установок,
основанную на потребительской концепции существования. Тогда нам предстоит
дальнейший путь разрушения собственной физической и нравственной среды
обитания, который в конце концов приведет к гибели человечества. Но, может
быть, мы в один прекрасный день взглянем на себя со стороны и ужаснемся, и
поймем, что для того, чтобы остаться людьми и просто остаться на своей планете,
надо не разрушать, а созидать, не потреблять, а отдавать, не только
удовлетворять все растущие физиологические потребности, но и развиваться
духовно

[1]

.

Теоретические
проблемы, волновавшие Демокрита, Платона и Аристотеля, волнуют нас и поныне. С
затруднениями, с которыми сталкивались Гераклит, Парменид и Сократ,
сталкиваемся и мы. Глубокое осмысление какой-либо современной философской или
теоретической проблемы вообще невозможно без обращения к древним мыслителям,
вне диалога с ними и без уразумения их теоретического опыта

[2]

.



[1]

Садовничий В.А.
Путь мудреца. В мире науки. №1, 2006.        

[2]

Кессиди Ф.Х.
Античность и современность//К истокам греческой мысли. СПБ.: Алетейя, 2001. С.
9.





....

Предметом исследования
является взаимодействие социально-политических, социально-экономических,
социокультурных и социально-психологических факторов в процессе формирования
феномена древнегреческой мудрости
VI-V вв. до н.э.

Целью
работы является исследование особенностей древнегреческой мудрости и мудрецов
Эллады
VI
и
V
веков до н.э.

С учетом
поставленной цели решались задачи:

·            
выявить содержание
категории «мудрость» в понимании греков
VI  в. до н.э. и охарактеризовать  мудрецов данной эпохи

·            
выделить особенности
эллинской мудрости
V
в. до н.э. и показать отличия мудрецов этого времени от мудрецов периода
архаики.

Территориальные
границы исследования
ограничены
ионийскими городами, Балканской Грецией и городами Великой Греции.

Хронологические
рамки исследования
ограничены концом VII
– концом
V
в. до н.э., начиная с деятельности «семи» мудрецов и заканчивая смертью Сократа
в 399 гг. до н.э.

...

1.3. Век «семи» мудрецов
VI век до н.э. был кризисным и драматическим временем в истории Эллады, перио-дом смут и конфликтов, тем, что Тойнби именует "вызовом истории". В этом смысле "семь греческих мудрецов" - ответ на этот вызов. Судя по всему, что затем произошло, - достойный ответ .
Семь мудрецов - собирательный образ людей, выделившихся и прославившихся в разнообразных областях человеческой деятельности. По разным спискам, каждый из ко-торых ограничен числом семь, в целом к ним относят около 20 человек. Несомненными среди них, встречающимися во всех списках, являются четверо: Фалес, Солон, Биант, Питтак. В списке Деметрия Фалерского (IV в. до н. э.), автора самого древнего сборника изречений "Семи мудрецов", в добавление к ним названы еще Клеобул, Периандр, Хи-лон .
Их интеллектуальные усилия были направлены на то, чтобы наметить рамки новой греческой этики и выработать ее фундаментальные понятия. Сильно схематизируя, мож-но сказать, что отправной точкой кризиса явился социально-экономический строй, кото-рый на первых порах вылился в форму религиозного и социального брожения; в особых условиях, присущих городу-государству, в конечном счете кризис привел к возникнове-нию моральной и политической мысли светского характера, которая давала чисто рацио-налистическое объяснение проблемам порядка и беспорядка в человеческом мире .
Важным элементом нового миропорядка становилось равенство граждан перед пи-саным законом (isonomia), гласность самого закона и суда. Все мудрецы - в той или иной мере - законодатели. Сам Солон в начале VI века до н.э. ставит себе в заслугу умение со-хранить равенство (to ison):
Что обещал, свершил я. Я сравнил затем
Перед лицом закона добрых и худых,
Тех и других заветам Правды подчинив.
Запись законов придает им постоянный и точный характер; они изымаются из ис-ключительной компетенции басилевсов, функция которых состояла в "изречении" права; законы становятся общим достоянием, всеобщим правилом, одинаково применимым ко всем людям .
Все, кого относят к Семи мудрецам, имеют ряд общих черт, создающих сам образ Мудреца: все они обладали поэтическим даром, были людьми, которые много видели, знали, отличались практической рассудительностью, находчивостью, прославились как политические деятели, способствовавшие благу государства .
Первых греческих мудрецов называют еще гномистами, поскольку свою мудрость они запечатлели в кратких изречениях, гномах. Это были требования, указания к поведе-нию, призванные направить его по правильному руслу. Эти правила отличались без-условностью, категоричностью. Они, хотя и связывались с именем того или иного мудре-ца, задавались тем не менее не как его мнение или совет, а как некая безусловная истина, выраженная в форме повеления .
Стихотворение неизвестного поэта говорит об этом так:
Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье.
«Мера важнее всего!» — Клеобул говаривал Линдский;
В Спарте — «Познай себя самого!» — проповедовал Хилон;
«Сдерживай гнев», — увещал Периандр, уроженец Коринфа;
«Лишку ни в чем», — поговорка была митиленца Питтака;
«Жизни конец наблюдай», — повторялось Солоном Афинским;
«Худших везде большинство», — говорилось Биантом Приенским;
«Ни за кого не ручайся», — Фалеса Милетского слово .
"Пир Семи мудрецов" Плутарха завершается разговором о том, что значат слова "ничего сверх меры" и "познай себя". О том же говорит Платон в "Протагоре" (343b): "Сойдясь вместе, они посвятили их (изречения) как начаток мудрости Аполлону, в его храме в Дельфах написавши то, что все прославляют: "Познай самого себя" и "Ничего сверх меры" . Эти два взаимосвязанных требования составляют суть той мудрости, кото-рая заключена в жизненных постановлениях Семи мудрецов. Познать себя - значит пра-вильно определить свои человеческие возможности и назначение: а) знать, что есть бес-смертные боги, и понять необходимость расти вверх, совершенствоваться ("Учи и учись лучшему" - Фалес); б) знать, что в стремлении к лучшему индивид не одинок, и потому строить отношения с другими людьми таким образом, чтобы оно - стремление к лучшему - стало цементирующей основой этих отношений. Знание себя обязывает человека к нравственной дисциплине, что выражается в требовании меры, которое предполагает сдержанность, владение собой, такое господство над страстями и поступками, которое придает им добродетельный вид .
Но среди мудрецов, выведенных Плутархом в «Пире Семи мудрецов» был еще один – Эзоп. Эзоп считается родоначальником басни как жанра, а также создателем художе-ственного языка иносказаний - эзопова языка, который не утратил своей актуальности с античных времен до наших дней. С помощью басен Эзоп преподал человечеству азы муд-рости.
Мудрецы пытались изменить внутренний мир человека. Если город, чувствуя себя ввергнутым в несчастье и опозоренным, обращается к мудрецу, если он ищет у него из-бавления от своих бед, это происходит именно потому, что он воспринимает мудреца как исключительное существо, как святого человека, весь образ жизни которого отделяет его от остальных людей и ставит как бы вне общины .
В рамках античного морального канона добродетель сопрягалась с мудростью и мудрецами. Это обстоятельство предопределило философский характер зарождающейся этической рефлексии и этическую направленность зарождающейся философии. Если добродетель человека состоит в умерении страстей на основе указаний разума, то для то-го, чтобы быть добродетельным, надо знать, какие из этих указаний являются правиль-ными. Но, с другой стороны, для того, чтобы знание о мире вело к добродетели, оно должно быть знанием того, что составляет сокровенный смысл последней.
К идее добродетели греческое сознание пришло через героический эпос. Первые философы полагали, что то, что упорядочивает космос, делает его вечным, является одно-временно источником упорядоченности и долговечности человеческой жизни. Этическая проблема трансформировалась в натурфилософскую, в поиск элементарного начала, со-ставляющего основу всех вещей .
Основоположник ионийской натурфилософии Фалес, как это верно отмечено у Диогена Лаэртского, был еще одним из мудрецов, — не сугубым естествоиспытателем и даже не математиком, какие бы достижения в математике ни связывали с его именем, а именно исполненным социального опыта и знания мудрецом, который, подобно другим великим знатокам жизни, таким, например, как Биант Приенский или Солон Афинский, мог дать совет целому народу, а мог использовать накопленное знание и для личного преуспеяния (известная история о том, как Фалес разбогател, взяв в наем в предвидении урожая оливок все маслодавильни в округе) .
Ионийцы создавали новый тип мышления - светский, политический, теоретический. Homo sapiens приобретал оттенок homo politicus, человек превращался в гражданина. Идеи семи греческих мудрецов открывали новые интеллектуальные горизонты, заклады-вали основы нового социального пространства с центром на городской площади, предна-значенном для свободного волеизъявления граждан, увеличивали значимость слова, спо-ра, критики, борьбы мнений на площади, меняли жесткие вертикальные связи на гори-зонтальную симметрию и взаимные равные отношения между гражданами.
Беспрекословное подчинение бесконтрольной власти постепенно вытеснялось но-выми проектами социального устройства, основанными на публичности и законности.
Греческая культура рождала понятие свободы и размышление как привилегию сво-бодного человека. Она рождала закон, гражданские права и обязанности, конкуренцию идей в свободном общении, совершенствование и образование больших количеств лю-дей .
Следующей выдающейся философской школой, действовавшей в западной части "Великой Греции", т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы.
С самого начала существования религиозного ордена, учрежденного Пифагором, в нем ставились практически-нравственные и религиозные цели .
И философско-научные занятия Пифагора, и его религиозно-культовая и политиче-ская деятельность были объединены пафосом добродетельной жизни. Пифагор впервые ввел термин "философия" и сделал это в противовес принятому обозначению выдающих-ся людей в качестве мудрецов (Семь мудрецов): мудростью, считал он, обладают боги, человек же не может всего достичь, его доля - стремиться к мудрости, быть любомудром (философом) . Тем самым был выделен особый бытийный уровень, связанный с перспек-тивой нравственного совершенствования .
Какой-то особой заботой Провидения его личность как будто специально была со-здана для решения той великой задачи, которую история поставила в тот момент перед греками: соединить друг с другом мистериальное, логическое и нравственное начала в человеческом духе и создать на основе их синтеза новый род духовной активности чело-века - философское творчество, новый тип людей - философов и новый образ жизни - фи-лософский. Кому же еще была по силам такая задача, если не Пифагору, в самой лично-сти которого в прекрасной гармонии слились ученый, мистик и учитель нравственно-сти .
По свидетельству Диогена Лаэртского, Пифагор, возможно, первым написал книгу о воспитании , которому в его школе придавали самое большое значение. В отличие от "физиков" он не меньше размышлял о нравственности, чем о природе, и оставил потом-ству немало ценных предписаний в духе "семи мудрецов" и в своем, "философском", ду-хе . Не только сила личности и мудрость Пифагора, но и высокий нравственный потен-циал проповедуемых им идей привлекали к нему единомышленников. «Для всех: и для многих, и для немногих, -- было у него на устах правило: беги от всякой хитрости, отсе-кай огнем, железом и любым орудием от тела – болезнь, от души – невежество, от утробы – роскошество, от города – смуту, от семьи – ссору, от всего, что есть, -- неумеренность».
«Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свете три: во-первых, прекрасное и славное; во-вторых, полезное для жизни; в-третьих, достав-ляющее наслаждение. Наслаждение имеется в виду не пошлое и обманчивое, но прочное, важное, очищающее от хулы» . Эти два отрывка из «Жизни Пифагора» Порфирия рису-ют высокий нравственный облик великого эллина.
Пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном разви-тии. Философия для Пифагора являлась не просто абстрактным любомудрием, но и осо-бой системой жизненных правил. Любовь к мудрости должна была охватывать не только ум, но и все существо философа, подчиняя его себе и делая его аристократом духа.
Идя дальше "физиков" и предвосхищая Сократа и Платона, Пифагор сознательно отождествляет истину и благо, цель познания и цель нравственности и тем самым пре-вращает созданную им философию в особое бытие, в образ жизни.
Философия рождается в Греции в ответ на нравственную потребность критически оценить подлинное достоинство человека в мире .
Подводя итоги, можно сказать следующее. Мудрецами называли прежде всего тех, кто умел правильно различать добро и зло, кто вдумывался в смысл человеческой жизни и мог указать человеку путь к счастью. Таковы именно известные всей античности "семь мудрецов", возглавляемые Фалесом, который (впрочем, единственный из них) был одно-временно и знаменитым "физиком", возглавляя у Аристотеля и их список. В эту велико-лепную семерку греки старались включить и других прославленных своей мудростью людей, так что семерка со временем растянулась до двадцатки. Но среди всех греческих и негреческих кандидатов в мудрецы-софосы не было ни одного, который не ставил бы на первое место в своей мысли проблемы экзистенциальные и этические .