или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Челябинск > Челябинский государственный педагогический университет |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Логопедия |
Год сдачи: | 2024 |
Количество страниц: | 151 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 13.02.2024 |
Количество просмотров: | 38 |
Рейтинг работы: |
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ |
|
1.1 Дифференцированный подход в |
7 |
1.2 Онтогенетические |
12 |
1.3 Клинико-психолого-педагогическая |
20 |
1.4 Характеристика звуко-слоговой структуры слова у детей с |
25 |
Выводы |
33 |
ГЛАВА 2. |
|
2.1 Организация и методика диагностики звуко-слоговой |
34 |
2.2 Результаты изучения звуко-слоговой |
38 |
Выводы по второй главе |
59 |
ГЛАВА 3. |
|
3.1 Содержание логопедической работы по |
60 |
3.2 |
71 |
Выводы |
89 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
91 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК |
94 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
100 |
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном государственном образовательном стандарте для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одним из предъявляемых требований к результатам логопедической работы по преодолению нарушений устной речи, профилактике нарушений чтения и письма является «умение правильно воспроизводить различной сложности звуко-слоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста». Таким образом, работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова заявлена в качестве приоритетного направления на государственном уровне.
Актуальность исследования заключается в том, что с каждым годом растет количество детей c общим недоразвитием речи (ОНР). Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует нарушения звуко-слоговой структуры слова, которое признано ведущим и стойким в структуре речевого дефекта детей с ОНР. Нарушения звуко-слоговой структуры слова удерживаются в речи детей с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков.
Проблемой нарушения звуко-слоговой структуры слова у детей занимались такие исследователи, как А.К. Маркова, С.Е. Большакова, О.И. Крупенчук, З.Е. Агронович, Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова, Н.С. Жукова, Е.Ф. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.
Основы коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР представлены в работах Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Н.А. Никашиной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой. Работы Л.Б. Есечко, В.А. Ковшикова, Н.Н. Трауготт, О.Н. Усановой, С.Н. Шаховской и других показывают закономерности становления звуко-слоговой структуры слова в речи детей с нормальным развитием речи и наиболее типичные случаи нарушений звуко-слоговой структуры у детей с ОНР.
Одним из основных подходов к определению содержания коррекционно-педагогической работы является дифференцированный подход. Понимание структуры речевого дефекта, механизма нарушения речевых процессов при разных формах речевой патологии обуславливает правильный выбор направлений и методов работы.
На основании выше изложенного, тема настоящего исследования определена как: «Дифференцированный подход к коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР (III уровень)».
Объект – процесс формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР (III уровень).
Предмет – дифференцированный подход к коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР (III уровень).
Цель – теоретически изучить и экспериментально доказать эффективность дифференцированного подхода к коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР (III уровень).
Гипотеза исследования: у детей с ОНР (III уровень) наблюдаются нарушения звуко-слоговой структуры слова, которые могут быть скорректированы с помощью реализации дифференцированного подхода, если будут созданы оптимальные условия образовательного процесса с учетом возрастных особенностей и структуры дефекта при ОНР (III уровень), а также подобрано содержание логопедической работы, включающей применение различных методов и приемов коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР (III уровень).
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2. Выявить особенности формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР (III уровень);
3. Реализовать дифференцированный подход к коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР (III уровень).
Методы исследования:
– теоретические – анализ литературы, сравнение данных констатирующего и контрольного эксперимента, обобщение результатов исследования и фиксирование полученных данных по проблеме исследования;
– эмпирические – эксперимент; наблюдение; беседа; методы логопедического обследования.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики, психологии, языкознания и логопедии о языке, как важнейшем средстве общения и познания, его связях с неречевыми процессами; о понимании речи, как сложной функциональной системы, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.); о сущности слога, как минимальной единице речи (А.Г. Зубкова, А.А. Реформатский и др.); а также теория функциональных систем П.К. Анохина; теория центральной организации движений и устной речи (Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия); современные положения о закономерностях протекания речевого онтогенеза (Е.Н. Винарская, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обосновано применение диффернецированного подхода к коррекции звуко-слоговой структуры слова при ОНР (III уровень). Определены содержательные, организационно-педагогические аспекты формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР (III уровень).
Разработаны методы и приемы, направления логопедической работы, обеспечивающие эффективность применения диффернецированного подхода в коррекции звуко-слоговой структуры слова при ОНР (III уровень).
Практическая значимость заключается в том, что экспериментально обосновано применение диффернецированного подхода к коррекции звуко-слоговой структуры слова при ОНР (III уровень). Определены содержательные, организационно-педагогические аспекты формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР (III уровень).
Разработано содержание логопедической работы, обеспечивающее эффективность применения диффернецированного подхода в коррекции звуко-слоговой структуры слова при ОНР (III уровень).
Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «ДС № 12 г. Челябинска». В исследовании приняли участие 20 дошкольников (6 – 7 лет) групп компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи. У всех детей отмечается ОНР (III уровень), по клинико-педагогической классификации у 10 детей – стертая дизартрия; у 10 – моторная алалия.
Организация исследования осуществлялась в течении 2021 – 2023 г.
Первый этап теоретический (январь – август 2021 г.) – осуществлялся анализ литературы по логопедии, психологии, педагогике, специальной педагогике; определены теоретические основы, цель, предмет, гипотеза, разработаны методы и приемы дифференцированного подхода к коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР (III уровень).
Второй этап экспериментальный (сентябрь 2021 г. – апрель 2022 г.) – отслеживались ход и результаты экспериментальной работы, осуществлялось применение дифференцированного подхода к коррекции звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР (III уровень).
Третий этап обобщающий (май 2022 г. – декабрь 2023 г.) – обобщение и описание результатов экспериментальной работы, сформулированы выводы, оформлены материалы исследования.
Структура дипломной работы: введение, три главы, выводы по главам, список использованных источников, заключение и приложение.
Похожие работы